АРХИВАРИУС: Неизвестный портрет скульптора Василия Разумовского
В издательстве «Серебряный век» недавно вышла книга «Скульпторы Разумовские». Отец Василий Флегонтович Разумовский и его сын Александр Васильевич Разумовский жили с 1924 г. в Детском Селе – городе Пушкине, их работы украшают фасады петербургских зданий, находятся в музеях Санкт-Петербурга и в других художественных собраниях России. В этом году исполняется 90 лет одному из первых па-мятников советской архитектуры – зданию Кузнечного рынка (Кузнечный пер.,3), главный фасад которого украшают монументальные фигуры рабочего и крестьянина, выполненные Василием Флегонтовичем Разумовским. Портрет самого скульптора на момент публикации книги не был обнаружен. В настоящее время мне удалось найти новые материалы, позволяющие сделать к указанной книге некоторые дополнения.
В московском архиве РГАЛИ имеется ссылка на заметку в ленинградской «Красной газете» за 1925 г. о том, что скульптор В.Ф. Разумовский изваял в глине две статуи (рабочего и крестьянина), которые будут после отливки поставлены у входа в строящийся Кузнечный рынок. Эту газету, ставшую библиографической редкостью (полный ее комплект не сохранился даже в крупнейших библиотеках России), удалось найти и посмотреть уже после выхода в свет книги. В газете был помещен рисунок упомянутых скульптур. В центре в верхней части рисунка в овале представлен портрет В.Ф. Разумовского.
Фигуры рабочего и крестьянина перед входом в Кузнечный рынок. Вверху в овале портрет В.Ф. Разумовского.
Портрет скульптора В. Ф. Разумовского.
Он изображен в кепке, которая была широко распространена в 1920-х гг. (кепка–восьмиклинка имела много общего с английской кепи). У меня «новаторский » дизайн 1920-х гг. – а именно рисованный портрет скульптора, заключенный в овал и наложенный на общий рисунок, вызвал недоумение. Однако просмотр годового комплекта ежедневной «Красной газеты» показал, что многочисленные рисунки там выполнены в таком же стиле. На них были представлены производственные, бытовые, театральные сюжеты, которые включали портреты в овале прораба, руководителя, передовика, организатора драмтруппы, наложенные на общий рисунок. Надо отметить, что это единственное на сегодняшний день изображение В.Ф. Разумовского.
Рисунок помещен в рубрике: «Украшаем город Ленина» и снабжен текстом: «СТАТУИ РАБОЧЕГО И КРЕСТЬЯНИНА. Две статуи – рабочего и крестьянина – будут поставлены у входа в Кузнечный рынок. Статуи закончены пока в глине, а в дальнейшем будут отлиты. Эта работа принадлежит скульптору В. Ф. Разумовскому, вылепившему в 1918 году первый в РСФСР бюст В.И. Ленина».
Во время Гражданской войны и военного коммунизма торговля на рынках прекратилась, царствовал «черный рынок». С наступлением нэпа работа рынков восстановилась. Кузнечный стал первым подобным сооружением советской эпохи в Санкт-Петербурге. Территорией, где разместился рынок, прежде владел Владимирский собор. Тут стояли отдельные деревянные дома для его служителей. В 1907 г. на этом фактически уже пустом месте был устроен Владимирский рынок (базар). Плохо оборудованный, грязный и шумный, он вызывал недовольство горожан. В 1917 г. рынок арендовали петергофские купцы Ф.И. Миронов, Н.П. Павлов и ораниенбаумский купец П.И. Шашулин, заключившие договор на 12 лет, до 1929 года на условиях устройства за свой счет помещений под торговлю и передачи недвижимого имущества в пользу церкви по окончании срока контракта.
После революции ситуация изменилась, и упомянутые коммерсанты уже во время нэпа, в октябре 1921 года, заключили договор аренды на десять лет с Коллегией жилищного отдела Петрогубсовкомхоза. Условия следующие: они своими силами строят новые помещения рынка, регулярно платят арендную плату, а по истечении срока аренды сдают рынок жилищному отделу безвозмездно и в «исправном виде».
Забегая вперед, скажем: в августе 1928 года Ленинградский окружной суд расторг договор с арендаторами и передал торговое заведение Ленинградскому городскому отделу коммунального хозяйства. К этому времени, как отмечает исследователь Елена Лущеко, двое из бывших купцов (П.И. Шашулин и Н.П. Павлов) были арестованы, а третий умер. Фотография Петра Ивановича Шашулина хранится в архиве Е.П. Семеновой, его внучатой племянницы.
Ораниенбаумский купец П. И. Шашулин
Авторами здания рынка, возведенного в 1923–1927 годах, стало талантливое трио, состоявшее из архитекторов С.О. Овсянникова, А.С. Пронина и скульптора В. Ф. Разумовского. Они обратились к стилю неоклассицизма. Первый этаж был оформлен в виде широких застекленных аркад с колоннами, центральный вход выделен большой аркой с четырьмя мощными рустованными колоннами. Венчает сооружение башня с часами, украшенными знаками зодиака, которые использовались здесь просто как украшение.
Современный вид Кузнечного рынка. Фото А. Векшина.
Явным знаком времени в оформлении здания была не только большая пятиконечная звезда над боковым входом в рынок (со стороны ул. Достоевского), но и масштабные фигуры рабочего и крестьянина справа и слева от входа. Они были не только творцами, хозяевами новой жизни: в те годы изображение фигуры рабочего с молотом в руках рядом с фигурой крестьянина со снопами являлось художественной иллюстрацией политического лозунга тех лет – «Смычка города с деревней». Надо отметить, что собирательный образ рабочего рядом с фигурой крестьянина был широко распространен на страницах газет и журналов, в оформлении юбилейных поздравительных адресов. Так, например, на лицевой стороне обложки Памятного юбилейного адреса, который был поднесен в 1924 г. моему деду, учителю Ивану Никитичу Никитину-Громову, художник А.Н. Быков поместил фигуры рабочего и крестьянина.
Рисунок из «Красной газеты».1925 г.
«Старейшему работнику просвещения И.Н. Никитину. В 5-й год профсоюза рабпроса 1919–1924».
Свою творческую деятельность Василий Разумовский начал еще до революции. В 1905–1912 годах он был вольнослушателем Академии Художеств по классу скульптуры. В 1913 году получил звание «скульптор» за композицию «Самсон и Далила». Работал по декоративно-монументальной скульптуре на постройках с ведущими петербургскими архитекторами Ф. И. Лидвалем, В.А. Щуко, А.С. Белогрудом. Наиболее известной является работа на фасаде и скульптуры на крыше дома К.И. Розенштейна (Большой пр. П.С., 77). Выполнил ряд заказов по лепной части в гостиницах «Европейская», «Астория», на доме Толстого (ул. Рубинштейна, 15–17). Работал над барельефами на фасаде здания Азово-Донского банка на Б. Морской ул., 3–5 (архитектор Ф.И. Лидваль).
По воспоминаниям писателя Ф.Е. Зарин-Несвицкого, Василий Разумовский «был тонким и многознающим ценителем искусства от Праксителя (древнегреческий скульптор IV века до нашей эры –прим. А.В.) до Родена. Это был драгоценный самородок, на редкость богато одаренный умом, сердцем и талантом, скромностью и простотой, свойственными только действительно большим людям…».
В 1924 году, как раз тогда, когда строился Кузнечный рынок, Василия Разумовского зачислили на работу реставратором в Управление Детскосельскими дворцами. Здесь он реставрировал лепные украшения на фасадах Большого дворца, а также скульптуры из детскосельских парков. Э.Ф. Голлербах в книге «Город муз» упоминает «хроническую безносицу парковых статуй (несмотря на ежегодные реставрационные усилия Разумовского)». Писатель Ф.Е. Зарин-Несвицкий вспоминал, что «Реставрируя какую-нибудь статую из Детскосельских парков, он иногда своим проникновенным тихим голосом как бы между прочим читал чуть ли не лекцию по искусству садовой скульптуры». Поселилась семья Разумовских в левом полуциркуле Екатерининского дворца, в комнате бывших сторожей. Разумовский скончался в 1930 году в возрасте 52 лет, семья осталась без кормильца. Государство назначило его вдове Александре Саввишне за мужа академическую пенсию «за заслуги перед страной».
Судьба распорядилась так, чтобы реставрацию скульптур Василия Разумовского на здании Кузнечного рынка через 60 лет после их создания поручили его сыну – скульптору Александру Васильевичу Разумовскому. В научно-вспомогательном фонде Историко-литературного музея г. Пушкина сохранились дефектная ведомость и методические указания по реставрации, составленные А.В. Разумовским.
Алексей ВЕКШИН,
действительный член Русского географического общества
«Царскосельская газета» № 27, 2017
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.