Субота 20 Апреля 2024 года

Ольге Форш – от почитателей ее таланта

30 июня краеведы и общественность г. Пушкина приняли участие в открытии отреставрированного захоронения русской писательницы Ольги Дмитриевны Форш (1873–1961) на Казанском кладбище.

 Ольга Форш. Воссозданный барельеф на памятнике писательнице

Наверное, не все читатели знакомы с историческими романами Ольги Форш, а жаль… Некоторым доморощенным писателям, пишущим сегодня псевдоисторические романы, стоило бы у нее поучиться. Поучиться владению словом, бережному обращению с историческими фактами.

Жизнь Ольги Форш на протяжении многих лет была связана сначала с Царским, затем с Детским Селом и городом Пушкином. Поселившись в 1910 году в Царском Селе, Ольга Дмитриевна преподавала рисование и лепку в частной школе Е.С. Левицкой, занималась художественным развитием воспитанников детского сада Л.А. Пушкаревой. Она подолгу жила у педагога, профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова (1832–1919). Он стал для нее вторым отцом, посоветовал заняться литературным творчеством, определив таким образом ее жизненную стезю. Ольга Дмитриевна сменила вместе с семьей множество адресов в Царском–Детском Селе. Проживая в 1920-х и 1930-х годах в Ленинграде, она постоянно приезжала в любимый город к знакомым литераторам и родственникам Чистякова. После Великой Отечественной войны она часто жила у родственницы Павла Петровича О.Э. Мейер-Чистяковой. Здесь она закончила роман «Михайловский замок» – о трех поколениях русских зодчих (В.И. Баженове, А.И. Воронихине, К.И. Росси). В 1958 году Ольга Форш купила неказистый домик в поселке Тярлево, в котором прожила последние годы. А 1 июля 1958 года она присутствовала на торжественном открытии памятника Павлу Петровичу Чистякову на Казанском кладбище. Тогда была сделана фотография всех присутствующих. Эта фотография сохранилась. В 1961 году Ольга Дмитриевна умерла, и по ее завещанию нашла упокоение на семейном месте Павла Петровича Чистякова.

На открытии памятника П.П. Чистякову. 1958 год. Фото предоставлено Галиной Груздевой

Об этом вспоминали выступавшие на открытии обновленного захоронения выдающейся русской, советской писательницы. Открыла церемонию председатель Пушкинского отделения ВООПИиК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры) Галина Груздева. Она, прежде всего, отметила, что для нее и для пришедших сегодня на кладбище это поистине знаменательный день, так как захоронение, значимое для любого русского человека, приведено в порядок. Значит, сохраняется место, куда потомки могут прийти и поклониться. Проблему восстановления памятника решили буквально всем миром. В последнее время он сильно накренился, была угроза, что вот-вот упадет. А в 2009 году бронзовый барельеф, изображающий профильный портрет Ольги Форш, похитили вандалы. Барельеф был изготовлен известным советским скульптором пушкинским жителем Александром Васильевичем Разумовским. Краевед Ангелина Груздева, автор книги «Скульпторы Разумовские», посетовала, что сегодня на открытие по состоянию здоровья
не пришел Алексей Векшин. Он – соавтор книги, первым обнаруживший гипсовый слепок барельефа Ольги Форш в Государственном музее истории Санкт-Петербурга.

Сотрудник Историко-литературного музея г. Пушкина Наталья Яцук рассказала о том, что потребовалось написать письмо в адрес Музея истории Санкт-Петербурга с просьбой предоставить слепок для создания формы. И, о чудо, музейщики не только бесплатно предоставили слепок, но и специалисты реставрационной мастерской «Наследие» так же бескорыстно создали барельеф, взяв лишь средства за материал (новый – антивандальный). Хранитель фонда скульптуры Музея истории Санкт-Петербурга Татьяна Щербина сказала о том, что здесь имел место исключительный случай, когда в фондах нашелся тот самый гипсовый слепок с работы Разумовского. И нынешний барельеф исполнен точно таким, каким и был изначально.

Выступающие отмечали, что деньги на барельеф и на реставрацию захоронения внесли многие пушкинцы, в том числе краеведы клуба «Отечество». Но все же большую часть средств выделил Ротари-клуб «Пушкин – Царское Село». Представитель клуба Елена Ракова рассказала, что год назад, когда Галина Груздева проводила экскурсию по Казанскому кладбищу, люди были потрясены состоянием могил некоторых наших замечательных земляков. Сегодня одной болью стало меньше, но остается еще множество захоронений, не приведенных в порядок.

О значении творчества Ольги Форш эмоционально говорила искусствовед Елена Чурилова, бывший директор музея П.П. Чистякова. Именно Ольга Дмитриевна первая дала исчерпывающе полный словесный портрет Павла Петровича Чистякова. И конечно, потомкам необходимо читать и перечитывать произведения писательницы. Сотрудники Дома-музея П.П. Чистякова привели в порядок все место захоронения Чистяковых.

Правнук Ольги Форш Александр Сердюк поблагодарил общественность за восстановленный памятник. А экскурсовод музея истории поселка Тярлево Ольга Гончарова рассказала об угрожающем состоянии домика писательницы в поселке. Она поведала и о планах создания мемориальной комнаты Ольги Форш в музее.

В заключение выступила Нина Парфенова, запечатленная на фотографии 1958 года, сделанной на открытии памятника Павлу Чистякову. Она показала на фотографии родственников Чистякова, подвижников, краеведов, для которых делом чести стало создание достойного памятника Павлу Петровичу. Среди них находился и дед Нины Соломоновны Евгений Маркович Головчинер – по профессии врач, стоявший у истоков пушкинского краеведения. Тогда, заметила Нина Соломоновна, Ольга Дмитриевна говорила ей, что она будет всю жизнь вспоминать, как сидела на одной скамейке со старухой Форш. Она и вспоминает об этом всю жизнь. Это событие произошло ровно 60 лет тому назад.

Марина ОРЛОВА
Фото автора

«Царскосельская газета» №25,
5.07.2018 г.

Добавить комментарий