История Дворцовой электростанции
На перекрестке Малой и Церковной улиц располагается красивое старинное здание в стиле средневековой архитектуры. Это здание Дворцовой электростанции.
В 1896 году, после коронования Их Императорских Величеств и в предвидении продолжительного пребывания Двора в Царском Селе стало очевидно, что мощностей первой дворцовой электростанции городу не хватит. Тогда и было решено построить еще одну. Для этого создали специальную комиссию под председательством начальника Дворцового управления генерал-майора Ионова. Комиссия состояла из инженера Гриневича (которого почти сразу сменил инженер Леопольд Шведе, отвечавший в Царском Селе за электроосвещение и водопровод), Сильвио Данини – архитектора, электротехника, полковника Смирнова и контролера Попова.
Комиссией было предложено отделить дворцовых потребителей История Дворцовой электростанции от городских. Новая станция должна была обслуживать Большой, Александровский и Запасной дворцы со служебными зданиями, Александровский парк, казармы конвоя и сводно-гвардейского батальона, находящиеся поблизости, и здания придворно-конюшенного ведомства. 8 августа Сильвио Данини представил проект здания, который был утвержден.
Посредством конкурсов определились поставщики оборудования: котлы поставил завод «Фицнер и Гампер», динамо-машины – Рижский завод. К 1897 году строительство электростанции было завершено, и на пересечении улиц Малой и Церковной появилось красивое здание в стиле неоготики. В нем были и высокие окна в стрельчатых арках, и дымовые трубы в виде зубчатых башенок. На углу мостовой у перекрестка появилась опора электросети в виде высокого торшера. Автором этого фонаря, декорированного деталями в архитектурном стиле постройки, также был архитектор Данини. Канделябр со светоточками был пятиярусным, к нижнему ярусу крепились шестигранные фонари.
В целом здание удачно вписалось между соседними постройками и стало одним из лучших произведений Сильвио Данини. Срезав угол квартала, архитектор связал фасады воедино и развернул их по диагональной оси симметрии к окружающему пространству.
Освящение и торжественное открытие электростанции состоялось 8 ноября 1898 года. Кроме предполагаемых абонентов еще были освещены: новый Императорский железнодорожный павильон и только что возведенный жилой дом на Запасном дворе. Интересно, что большая часть ее энергии шла не на освещение, а на электрообогрев зданий.
Первоначально были установлены четыре котла, работающих на нефти, однако через несколько лет потребовалось расширение электростанции. В 1911 году уже стояли пять паровых котлов, две динамо-машины, непосредственно подключенные к генераторам переменного тока, а также машина и генератор в «компаунд» и один паровой турбогенератор. Для водоснабжения электростанции протянули подземные чугунные трубы от городского водопровода, начинающегося от плотины на Кухонном пруду в Александровском парке.
В здании электростанции в 1917 г. помещался Царскосельский гopодской Совет рабочих депутатов. В 1921 году электро станцию закрыли, а город подключили к электросети 1-й ГЭС, а в 1930-е годы оборудование демонтировали.
В 1946–1947 гг. электростанция была реконструирована для производственных целей НПО «Ленинец», оборудование и дымовую трубу при этом демонтировали. Впоследствии здесь находился инструментальный участок Ленинградского механического объединения «Спутник». В народе завод назывался «Иголка», потому что там производили иголки для примусов. В 60-е годы завод стал выпускать электротовары: пылесосы «Вихрь», утюги и другие бытовые приборы. После ликвидации завода здание не эксплуатировалось и пришло в запустение. Позже оно было передано Институту правоведения и предпринимательства, на средства которого выполнена реставрация. Сейчас памятник архитектуры служит на благо просвещения.
Подготовила Татьяна РОЙ
Фото Ирины ВАСИЛЬЕВОЙ
Вестник администрации, № 15, 28.09.2018
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.