Воскресенье 16 Декабря 2018 года
Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Путевку в жизнь дают учителя

5 октября страна отметит День учителя. В этот день педагогам адресуют самые искренние слова признательности и благодарности за их бесценный труд в воспитании подрастающего поколения. О том, чем живет сегодня школа в условиях демократизации и насколько актуальна для нее тема гуманизации образовательного процесса, в преддверии профессионального праздника рассказала преподаватель химии школы № 477 Марина Николаевна МАСЛАК.

СПРАВКА: Марина Николаевна Маслак в 2007 году стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование», с 2008 года возглавляет районное методическое объединение учителей химии. Методические разработки и новаторские предложения Марины Николаевны высоко оценены на районном, городском, региональном и федеральном уровнях. Многие из ее учеников добились высоких результатов в области химии и технологии, медицины и фармацевтики.

– Сейчас, когда страна переживает непростые времена демократизации, тема гуманизации общества остается одной из самых важных. Особенно актуально это для школы, которая идет в ногу со временем.

Школа № 477 встала на этот путь еще в 1990-х годах – тогда учреждение получило статус учебного заведения с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. В те времена вся система образования в стране вступила на путь гуманизации, часто понимая под этим гуманитаризацию. Упор делался на образовательный процесс, в частности вводились новые гуманитарные предметы, а личности ребенка все еще уделялось недостаточно внимания, и школа продолжала оставаться авторитарной. Однако этап гуманитаризации стал значительным шагом на пути к гуманизации как таковой. В школу пришли профессионалы, каждый предмет, в том числе химия, физика, биология и математика, рассматривался с позиции художественной и эстетической ценности, особое внимание при обучении детей уделялось воспитанию в них духовно-нравственных качеств. В тот период была проведена колоссальная работа по разработке и внедрению новых образовательных технологий, в которой я принимала активное участие.

В 2000-х годах школа опять переживала перемены, тогда внимание педагогического сообщества сконцентрировалось на проблеме гуманизации образовательного процесса как такового. Остро ощущалась необходимость воспитания ребенка как всесторонне развитой личности, способной к самоопределению.

Проблема гуманизации образования актуальна и в настоящее время. При переходе на федеральные государственные образовательные стандарты обучение стало более ориентированным на личность. Определяющим фактором становится интеллектуальное развитие личности, прежде всего, культурность, интеллигентность, образованность, функциональная грамотность и компетентность. На уроках и во внеурочной деятельности все чаще используются коллективные способы обучения, развивающие, информационно-коммуникативные технологии.

Химия является одним из сложных предметов школьного курса, поэтому целесообразно на начальных этапах обучения использовать игровые технологии. Большое значение в формировании познавательного интереса учащихся отводится химическому эксперименту, который позволяет создавать условия для проектной и исследовательской деятельности учеников.

– А достаточно ли в условиях гуманизации школы уделяется времени на изучение такого непростого предмета, как химия?

– К сожалению, нет. Мы наблюдаем интересный процесс, когда дети должны знать все больше, а времени на это уделяется все меньше. Сегодня, в век синтетических материалов, нанотехнологий, химия занимает достойное место. В настоящее время очень востребованы специалисты химической промышленности. При их подготовке основной упор уже в школе должен делаться на изучение математики, физики и химии. Однако, вопреки потребностям современной жизни количество часов, выделяемых в учебном плане на эти предметы сократилось, при том что программа осталась почти в том же объеме. Так, в 8-х и 9-х классах на изучение химии отводится два часа в неделю, а в 10-х и 11-х – один, чего категорически недостаточно. Решать проблему приходится совместно преподавателям и ученикам, для которых в 10-х и 11-х классах проводятся элективные курсы. Тем, кто поступает в медицинские, химико-фармацевтические и химико-технологические вузы, приходится много заниматься самостоятельно. Учителя, понятное дело, тоже не могут остаться безучастными: в личное время остаются после уроков и занимаются с будущими абитуриентами, чтобы подготовить их к ЕГЭ, который наши ученики успешно сдают.

– Как вы относитесь к столь популярным сегодня системам проверки знаний, например, к тестированию?

– Тестовая система очень настораживает. Использование тестовых заданий позволяет проверить уровень усвоения конкретных знаний, фактов, но это не способствует развитию учащихся. К сожалению, сегодня очевиден тот факт, что дети стали гораздо хуже владеть устной речью, неохотно рассуждать и выстраивать логические цепочки. Поэтому тестовый контроль не должен быть единственной формой контроля знаний учащихся.

Выручает внимательное отношение к успехам детей со стороны их родителей, которые всегда держат связь с учителем и готовы помочь ребенку в преодолении трудностей в учебе.

– Что вы как опытный специалист и классный руководитель хотели бы пожелать молодым учителям накануне Дня учителя?

– Я призываю молодых педагогов любить свой предмет и учеников, полностью посвятить себя своему профессиональному выбору. Избрав стезю педагога, к школе нельзя относиться безучастно. Однако этого недостаточно: чтобы заслужить доверие и уважение учеников, необходимо владеть глубокими знаниями своего предмета и уметь передать их детям. И еще очень важно, чтобы рядом оказались хорошие наставники, у которых можно было бы многому научиться. Так случилось со мной, когда я, только начиная свою трудовую деятельность после окончания института, пришла в 1982 году в родную школу. Тогда я начинала работать под руководством и при поддержке опытного директора школы Риммы Леонидовны Косьминой, заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе, моего бывшего классного руководителя Татьяны Анатольевны Коряковцевой, которая практически за руку привела меня в школу после окончания учебы. Большое значение для меня имела поддержка учителя физики Ирины Константиновны Шубаевой. Тогда я попала в сильный, стабильный и сплоченный коллектив высокопрофессиональных педагогов. Спустя столько лет работы на педагогическом поприще я понимаю, насколько значима была роль этих людей в моей жизни, ставших для меня коллегами и друзьями.

В канун Дня учителя я хотела бы выразить им огромную благодарность за поддержку и помощь. Такие профессионалы помогали школе и ее коллективу идти вперед, не останавливаясь на достигнутом, и способны подарить своим ученикам счастливую путевку в жизнь.

Беседовала Татьяна ШАПОВАЛОВА

Фото из личного архива

Вестник администрации, № 15, 28.09.2018

Добавить комментарий