Субота 23 Ноября 2024 года

Наша история. Какой же Штраус без любви?

Лето преподносит жителям Пушкинского района еще один грандиозный подарок. Здесь 3, 4, 17 и 18 августа пройдет четвертый фестиваль «Блистательный Штраус», организованный Государственным музеем-заповедником «Павловск» (а именно на его территории он будет проходить) совместно с «Петербург-Концертом» и при поддержке Комитета по культуре администрации города на Неве.

В программе фестиваля – выступления известных артистов , которые исполнят произведения Иоганна Штрауса-сына, особенно популярные в период знаменитых музыкальных сезонов в Павловске на Музыкальном вокзале, прославившихся на всю Европу (даже оттуда, не говоря уже о Петербурге, приезжали любители творчества композитора, чтобы послушать его сочинения).

А совсем недавно в нашем городе, как и в Европе, начала возрождаться былая традиция встречать Новый год и Рождество балами под чарующую музыку короля венского вальса Иоганна Штрауса-младшего, который когда-то подарил миру столько прекрасных мелодий, в том числе и незабываемый вальс «Прощание с Петербургом». Он был посвящен красавице-петербурженке дочери генерала Ольге Смирнитской, в которую был влюблен музыкант, но на которой ему так и не удалось жениться. Это вошедшее в мировую музыкальную сокровищницу произведение, как и вальс-шутка «Дорожное приключение», полька «Ольга», стало достойным завершением их любовного романа, длившегося, сначала вживую, а затем в письмах, почти 10 лет.

Источники вдохновения

Надо сказать, что талант композитор унаследовал от отца, Иоганна Штрауса-старшего, тоже выдающегося композитора своего времени, но истинным источником вдохновения были для него (наряду с красивой природой, пеним птиц, конными прогулками по лесу), конечно же, представительницы прекрасного пола. Молодой Штраус был влюбчив, но его нельзя назвать ветреным. Ольга Смирнитская буквально сразила его наповал – не только своей внешней, но и внутренней, особой красотой, душевным теплом. Об этом достоверно написано в книге «Иоганн Штраус – Ольга Смирнитская. 100 писем о любви» Томаса Айгнерса, издававшейся и у нас, в России. Если бы родители девушки не противились браку, который хотели заключить влюбленные (просто считая его «неравным»), их личная жизнь наверняка сложилась бы по-другому и, может быть, более счастливо. А так Ольге по настоянию отца и матери пришлось выйти замуж за офицера Семеновского полка Александра Лозинского, Иоганн же вскоре после ее свадьбы женился на оперной певице Генриетте (Йетти) Халупецкой. У будущей супруги (на 7 лет старше Штрауса), имевшей семерых внебрачных детей от разных отцов, в глазах музыканта было одно неоспоримое преимущество – внешне она очень походила на Смирнитскую. Однако брак оказался удачным, Генриетта была верной и заботливой женой и личным импресарио Штрауса вплоть до самой своей смерти. Второй раз композитор женится на молодой немецкой певице Анжелике Дитрих, но этот брак вскоре распадется. И наконец, в третий, последний раз женой Иоганна в 1882 году становится Адель Дойч, вдова сына банкира Антона Штрауса. Они прошли вместе долгий (17 лет) и удачный семейный путь (композитор даже посвятил Адели вальс с одноименным названием), пока в 73 года неожиданно не простудился, возвращаясь с празднования 25-летия создания своей любимой оперетты «Летучая мышь», и не умер от пневмонии. Детей у Штрауса не было, потому он завещал свое немалое состояние музыкальному обществу в Вене. Адели досталась только пожизненная рента. Мужа она пережила на 31 год и, надо отдать должное, сделала все, чтобы сохранить память о нем. Это ее силами и на ее средства создавался музей Штрауса, публиковались его произведения.

Иоганн Штраус-сын Памятник композитору Иоганну Штраусу в Вене 

Во многом благодаря Адели появился в Вене сияющий «золотом» памятник блистательному композитору, автором которого стал его друг скульптор Эдмунд Хельмер. А в июле 2003 года копия монумента была подарена (опять-таки благодаря женщине, теперь уже петербурженке, артистке Театра музыкальной комедии Светлане Кудзи, лучшей, как ее называли, исполнительнице роли Адели из оперетты «Летучая мышь») властями Австрийской Республики Санкт-Петербургу в честь его 300-летия и установлена рядом с Павловским парком.

Сила настоящего искусства

Но вернемся к Павловску второй половины XIX века и к знаменитым концертам дирижера и композитора Штрауса в помещении Павловского Музыкального вокзала (за которые он, кстати, получал очень приличное по тем временам – 22 тыс. руб. за сезон – вознаграждение). Напомним, что Музыкальный вокзал был построен «для пристанища и удовольствия публики» по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера. С 1856 по 1865 год десять сезонов здесь выступал «король вальса» Иоганн Штраус. В здании вокзала не было эстрады для оркестра, музыканты играли в зале среди столов, на хорах или в саду, где была сооружена эстрада. Успех концертов был необычайным, огромной популярностью пользовался и сам Штраус. Публика буквально приходила в восторг от его манеры дирижировать со скрипкой в руках, переходя при этом к игре на самом инструменте. Иногда он настолько увлекался, что почти танцевал на сцене. Модно было в то время носить прически «под Штрауса», готовить в домах кулинарные изыски венской кухни. Но главное – своим мастерством маэстро превращал зал, где обедали под музыку, в зал, где ее слушали и учились понимать силу настоящего искусства. Хочется надеяться, что и нынешний фестиваль «Блестящий Штраус» подарит зрителям немало незабываемых минут и в еще большей степени раскроет нам личность великого маэстро, который сумел сделать с танцевальной музыкой то, что позднее и Гершвин сделал с джазом, – поднял ее до симфонических высот.
Светлана МОТОРОВА
Иоганн Штраус-сын Памятник композитору Иоганну Штраусу в Вене
«Царскосельская газета» № 28 от 25.07.2019 г.

Добавить комментарий