Создатель музея Великой войны
15 января ушел из жизни замечательный человек, заслуженный работник культуры Российской Федерации, кандидат культурологии, музеевед, военный историк, коллекционер Георгий Эдишерович Введенский, много лет возглавлявший Военно-исторический отдел ГМЗ «Царское Село». Он защитил диссертацию на тему «Русский военный мундир», был автором фундаментальных трудов по военной истории, геральдике и униформе, создателем одного из первых клубов исторической реконструкции. Но главным делом его жизни, воплощенной мечтой, стало создание в Ратной палате музея, посвященного Первой мировой войне.
Дело всей жизни
Музейному делу Георгий Эдишерович отдал более 45 лет: в 1975 году, вернувшись из армии, он поступил на работу в Суворовский музей и одновременно учился на вечернем отделении исторического факультета университета. Первой его большой работой в Суворовском музее в 1977 году стала выставка, посвященная Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. В музей-заповедник «Цар-ское Село» Введенский пришел работать в 1993 году, и первым его проектом здесь стало создание фонда «Оружие».
О создании музея Первой мировой войны Георгий Эдишерович начал задумываться еще в самом начале своей музейной карьеры, в 1970-е годы.
– Это его детище, его цель, к которой он шел долгие годы. Георгий Эдишерович вообще был человеком целеустремленным. Для него не существовало слова «невозможно», – воспоминает Алексей Сергеевич Рогатнев, старший научный сотрудник, хранитель коллекции мужского костюма ГМЗ «Царское Село». – Он ставил себе цель и добивался ее. Когда он впервые подвел меня к зданию Ратной палаты, где в тот период все еще располагались реставрационные мастерские, и сказал, что хочет возродить здесь музей, я так и ответил: «Это невозможно». А через пять лет, в 2014 году, состоялось его открытие.
Экспозиция в отреставрированной Государевой Ратной палате стала единственным в новейшей истории страны музеем, посвященным Первой мировой войне. Основу экспозиции составили подлинные предметы вооружения и быта участников Первой мировой войны, документальные и фотоматериалы из собрания музея. За короткое время удалось собрать более двух тысяч предметов. Музей «Россия в Великой войне» стал достойным памятником героям войны, которая до сих пор остается малоизвестной и малоизученной, несмотря на то что для России она была не только Первой мировой, но по-настоящему Великой, Народной и Отечественной.
Учитель и друг
Для Алексея Рогатнева Георгий Введенский был и учителем, и другом.
– Я познакомился с ним, когда мне было 15 лет, потом он преподавал у меня на курсе в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, а уж только после этого я стал первым сотрудником его военно-исторического отдела в ГМЗ «Царское Село».
В общей сложности я был знаком с ним больше 30 лет, – рассказывает Алексей Сергеевич.
Первая их встреча состоялась в 1987 году в Суворовском музее.
– Тогда я попал к молодому Введенскому на экскурсию по выставке оловянных солдатиков, – вспоминает Алексей Рогатнев. – Музей вообще в те годы активно занимался работой с детьми по военно-историческому направлению. И при музее работал кружок военной миниатюры, где этих солдатиков делали мальчишки. После разговора с Введенским я сам стал ходить в этот кружок.
Насколько я знаю, и Георгий Эдишерович тоже занимался в этом кружке до службы в армии и до того, как сам стал студентом исторического факультета ЛГУ. Уже тогда он увлекся солдатиками, коллекционировал их. Наверное, оттуда и началось его увлечение военным мундиром, которое потом стало профессией. В сфере его интересов был военный костюм – офицерский, солдатский, казачий, периода от наполеоновских войн до Первой мировой. Георгий Эдишерович обладал редкими качествами: потрясающей увлеченностью, работоспособностью, эрудицией. Он, например, хорошо разбирался в музыке. Хотя это неудивительно, поскольку он вырос в музыкальной семье. Сам играл на гитаре, пел, в основном казачьи песни. Любил слушать романсы Серебряного века. Когда мне было 16 лет, он собрал группу мальчишек из кружка при музее, человек восемь, и мы пошли по пути отступающего Наполеона: от Москвы до Березины. Это был 1988 год. У нас в группе не было ни одного человека, для кого Георгий Эдишерович не был бы авторитетом.
Кто укусил Графа
О Введенском вспоминают, как о человеке, переполненном кипящей энергией, заражающем всех вокруг своей увлеченностью, невероятно обаятельном.
– У него была потрясающая харизма, за несколько минут он мог расположить к себе любого, – говорит Алексей Рогатнев. – Наверное, это помогло ему в 90-е, когда тот же выпуск музейных альбомов был проблемой даже для Эрмитажа. А Введенский только пришел работать в ГМЗ «Царское Село», только стал хранителем фонда «Оружие» и загорелся идей выпустить альбом на специфическую тему – 100 шедевров из коллекции Екатерининского дворца. И смог сам найти деньги, типографию, мелованную бумагу. А его креативность, как сейчас говорят, вообще не знала границ. В начале 90-х, когда Введенский стоял у истоков исторической реконструкции и создал один из первых клубов реконструкторов «Лейб-гвардии Преображенский полк», мы вместе с ним ездили заниматься верховой ездой в Гостилицы. И Введенскому достался серый в яблоках жеребец по кличке Граф, очень злой. Он кусал Георгия Эдишеровича постоянно, порвал китель, оторвал карман. И Введенский, чтобы укротить его, использовал способ, описанный в чьих-то мемуарах. Там в полку тоже был такой жеребец, и никто не мог с ним справиться. Тогда позвали старого служаку, который взял и укусил его сам. После этого жеребец хулиганить перестал. И Георгий Эдишерович тоже, после очередного укуса от Графа, укусил его в ответ. Вы знаете – сработало! Граф стал слушаться его беспрекословно. Георгий Введенский был не «кабинетным ученым», а практиком. Ему очень шел офицерский мундир, причем как наполеоновских времен, так и времен Первой мировой войны. Он, можно сказать, до последней возможности ездил на разные реконструкции. В 2019 году со своим клубом был в Калининграде.
Хранитель «Оружия»
Военно-исторический отдел ГМЗ «Царское Село», начальником которого был Георгий Эдишерович, был создан Иваном Петровичем Саутовым, бывшим в то время директором музея-заповедника, именно «под Введенского». И работы в отделе всегда было много.
– Требовалось все, что хранилось в запасниках, атрибутировать, привести в достойный вид, создать музейную коллекцию, а это очень объемный труд, – вспоминает Алексей Рогатнев. – Иногда мы с Введенским засиживались допоздна. Но только благодаря его неуемной работоспособности впервые в Петербурге был создан фонд открытого хранения. Все предметы в витринах можно было прийти и посмотреть. Мы готовили потрясающие выставки, которые пользовались популярностью у туристов: «Царскосельский гарнизон», «Казаки в русской армии», выставка к 300-летию русского флота. Планировали организовать новую выставку, посвященную кирасирам. Кто теперь это будет делать, я не представлю. И кто сможет заменить Георгия Эдишеровича Введенского – тоже. Такого хранителя фонда «Оружие» в музее «Царское Село» больше не будет.
Вера ЛЕОНТЬЕВА
Фото из архива Алексея РОГАЧЕВА
«Вестник администрации Пушкинского района» №3 от 24.02.2021 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.