Наследие Александра Бенуа
Александра Николаевича Бенуа, родившегося в Санкт-Петербурге в 1870 году, долгие годы считали человеком западной культуры, хотя большую часть жизни он провел в России, знал и ценил русское искусство, театр. Но с 1926 года он постоянно проживал во Франции, сотрудничая с «Ла Скала», «Гранд Опера» и другими не менее прославленными театрами Европы. По-новому взглянуть на его творчество поможет выставка «Александр Бенуа», приуроченная к 150-летию художника. Она будет работать в Михайловском замке до конца марта.
Из творческой семьи
Александр родился в знаменитой семье, члены которой оставили огромный след не только в русской, но и в мировой культуре. С детства он был обречен стать человеком, так или иначе связанным с искусством.
Его отец, Николай Леонтьевич, и два его брата, Альберт и Леонтий, были известными архитекторами. А его мать, Камилла, – дочерью Альберта Кавоса, автора проекта Мариинского, Каменноостровского, Михайловского театров и множества других театральных зданий.
Саша с младенчества рос в окружении книг, увражей, картин, в изобилии украшающих стены их большой фамильной квартиры, находившейся по соседству с Мариинским театром. Вокруг него постоянно вели разговоры о театре, архитектуре, живописи: с искусством были связаны не только члены семьи, но и их многочисленные гости.
В «Мире искусства»
Верных друзей на всю жизнь, единомышленников Александр Бенуа нашел в частной гимназии Карла Мая, где он обучался с 1885 по 1890 год. Это были Дмитрий Философов, Константин Сомов и Вальтер Нувель. Еще будучи гимназистами, они создали кружок самообразования. Позже к ним присоединились двоюродный брат Философова Сергей Дягилев и художник Лев Бакст.
Александр стал вольнослушателем Академии художеств. Но, будучи врагом рутины и затхлости, он отходил на занятия всего четыре месяца, после чего бросил. Однако, несмотря на то что он не получил официального образования, дилетантом его считать нельзя. Он брал уроки живописи, рисунка у своего старшего брата Альберта, прекрасного акварелиста. Много занимался в Эрмитаже, часами копируя мастеров. Вскоре он вместе с Сергеем Дягилевым создает художественное объединение «Мир искусства», а затем – и одноименный журнал.
«Мирискусников» объединяла тяга к ретроспективизму, они искали идеал в искусстве предыдущих веков. После выставок участников объединения, организованных Дягилевым в Париже и других городах, на них ополчился авторитетнейший критик Владимир Стасов: он называл «мирискусников» декадентами и громил их при каждом удобном случае, называя то «пачкунами», то «нищими духом». Но нападки не смущалиАлександра Бенуа, он продолжал работать в том направлении, которое выбрал, и активно полемизировал со Стасовым в печати.
С 1896 года Бенуа часто бывал во Франции, там он влюбился в дворцово-парковый ансамбль Версаля и создал посвященную ему серию пейзажей и ретроспективных композиций. В ней он воспевал гармонию красоты, которая зарождается из трех взаимосвязанных компонентов: человека, природы
и искусства. С этого момента воспевание прошлого, причем такого прошлого, каким оно видится в воображении, становится творческим кредо Александра Бенуа. Чем бы
он ни занимался в дальнейшем, он всегда видел в первую очередь красоту прошлого и пытался донести до современников, что в этом и заключается современное искусство.
С любовью к театру
Александр Бенуа впервые попробовал себя в качестве театрального художника в 1900 году, когда
в Эрмитажном театре была поставлена опера «Месть Амура» на музыку Александра Танеева. Затем он создавал эскизы костюмов и декораций для Мариинского театра, а настоящее признание пришло к нему после того, как он написал сценарий и разработал оформление для балета «Павильон Армиды» на музыку Николая Черепнина.
Неслучайно этот балет впоследствии стал одним из самых значительных спектаклей знаменитых «Русских сезонов», организованных Сергеем Дягилевым в Париже. С 1908 по 1914 год, на протяжении которых шли «Русские сезоны», Александр Бенуа сотрудничает с Дягилевым, создавая декорации и костюмы, а в некоторых случаях являясь и автором либретто. Здесь, в Париже, Александр Бенуа и композитор Игорь Стравинский создают один из шедевров мирового балета – «Петрушку»: музыку написал Стравинский, декорации и костюмы придумал Бенуа, а либретто они написали совместно.
Работая над «Петрушкой», художник смог воплотить всю свою любовь к масленичным балаганам, к вольному народному веселью, зародившуюся еще в раннем детстве. В своих воспоминаниях он писал о том, как в возрасте четырех лет впервые увидел представление, разыгранное уличными актерами во время Масленицы. Сценка, разыгранная Арлекином, Пьеро и Коломбиной, произвела на ребенка настолько сильное впечатление, что он полюбил театр на всю жизнь. Все последующие годы, вплоть до революции, он всегда с замиранием сердца ждал Масленицу, с нарастающим нетерпением наблюдал за строительством балаганов на Царицыном лугу (ныне Марсовое поле). И то веселье, запахи, звуки, которые сопутствовали разгулу народного веселья, он запомнил навсегда и очень сожалел, что они ушло безвозвратно. Впечатления ребенка он постарался передать в «Петрушке». Судьба балета была успешна, он шел на сценах множества прославленных театров и вошла в «золотой фонд» мировой балетной классики. А декорации и эскизы к костюмам, разработанные Александром Бенуа, благодаря щедрости княгини Марии Тенишевой, сейчас находятся в фондах Русского музея.
Искусство книги
Вместе с другими мастерами «Мира искусства» Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возрождавшего в России искусство книжной иллюстрации, графики, художественного оформления книг и журналов. Это отразилось и на журнале «Мир искусства»: Бенуа стремился к тому, чтобы каждый номер был шедевром с художественной и полиграфической точек зрения.
В журнале публиковались иллюстрации и самого Бенуа, и других «мирискусников», огромное значение играли и разработанные им заставки, виньетки, буквицы.
В книжной графике Бенуа красной нитью проходила пушкинская тема. Его иллюстрации к «Пиковой даме» вызвали критику (в том числе и со стороны того же Владимира Стасова), однако выход книги стал значительным событием в русской художественной жизни начала прошлого века. На протяжении 20 лет Бенуа работал над иллюстрациями к поэме Пушкина «Медный всадник». В этом произведении главным героем является Санкт-Петербург. Красивый, масштабный город, раскинутый на берегах грозной реки – Невы. Эта его работа произвела настоящий фурор и считается одним из шедевров отечественной книжной графики.
Кроме того, Александр Бенуа публиковал и серьезные труды по искусству – такие как «Русская история живописи», «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны»; а работа «Всеобщая история живописи» осталась незаконченной из-за начавшейся Первой мировой войны.
После революции
С начала Октябрьской революции Александр Бенуа начинает сотрудничество с большевиками: выбора у него не было. Он делает все возможное, чтобы сохранить национальное достояние России от разграбления, пытался защитить бесценные сокровища Русского музея, думал о создании исторического музея в Гатчине. В 1918 году Александр Бенуа возглавил картинную галерею Эрмитажа. Именно он разрабатывал концепцию развески картин в экспозиции и хранения в фондах, он отбирал картины для музея из коллекций великих князей и других представителей высшего дворянства, а параллельно работал как книжный график и театральный художник, создавая костюмы и декорации к произведениям знаменитых комедиографов XVII и XVIII веков.
В 1926 году Александр Бенуа покинул СССР и переехал во Францию. Здесь он в основном сотрудничал с театрами в качестве художника (им было оформлено более 300 спектаклей), автора-постановщика, участвовал в антрепризе Дягилева.
Александр Николаевич никогда не порывал связи с русскими деятелями искусства, состоял с ними в переписке, организовывал выставки русских художников-эмигрантов. Писал множество критических статей, которые публиковались в периодических изданиях во Франции и других странах.
Он прожил долгую жизнь и умер в девяностолетнем возрасте. На протяжении последних 20 лет Бенуа писал воспоминания. И, зная множество языков, писал их на русском.
***
На юбилейной выставке, работающей в Михайловском замке, представлены живописные и графические произведения Александра Бенуа из собрания Русского музея: исторические и жанровые композиции, пейзажи, книжные иллюстрации, театральные эскизы, в том числе знаменитая серия картин и акварелей «Последние прогулки Людовика ХIV» и другие композиции, посвященные сюжетам и образам русской и зарубежной истории, а также эскизы к балетным спектаклям. Многие работы Александр Бенуа создавал на бумаге, используя водорастворимые краски – акварель и гуашь, поэтому эти произведения почти не экспонируются. И сейчас у жителей города есть редкая возможность их увидеть. Выставка будет работать до 31 марта.
Марина Орлова
Фото автора
«Царскосельская газета» №9
11.03.2021
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.