Пятница 22 Ноября 2024 года

АРХИВАРИУС: Лауреаты Анциферовской премии

Книголюбы и краеведы Пушкинского района хорошо знакомы с издательством «Серебряный век», которое в этом году стало лауреатом Анциферовской премии в номинации «За большой вклад в издание литературы о Петербурге». Анциферовская премия была учреждена в 1995 году для объединения лучших сил в области петербурговедения. Премия названа в честь Николая Павловича Анциферова (1889–1958) – автора книги «Душа Петербурга» (1922) и других работ, заложивших основы комплексного изучения города. Краеведение было «раздавлено» в 1929 году, когда был арестован Анциферов. Новый подъем в изучении города пришелся на 1970–1980-е годы. В 1989 году Ленинградское отделение Советского фонда культуры организовало международную конференцию «Анциферовские чтения». Она, по существу, вернула в культурный обиход наследие Н.П. Анциферова. Учредителями Анциферовской премии в 1995 году стали Международный благотворительный фонд спасения Петербурга-Ленинграда, Балтийский гуманитарный фонд и Музей истории Санкт-Петербурга. Премия присуждается раз в два или три года по шести номинациям. С 2003 года организацию конкурса возглавляет Фонд имени Д.С. Лихачева. В частности, он выявляет лучшие современные работы, посвященные Санкт-Петербургу, и то, что издательство «Серебряный век» стало лауреатом, говорит, прежде всего, о высоком уровне выпущенных им книг, о преданности выбранному направлению работы в течение 20 лет. В издательстве трудятся всего два человека, муж и жена, – это директор Владимир Уржумцев и главный редактор Галина Груздева. Нам удалось побеседовать с ними. –

Для начала расскажите о себе.

Г. Груздева: – Я – житель города Пушкина в третьем поколении. Окончила 410-ю школу, Владимир переехал из Ленинграда в начале 1980-х годов. Мы познакомились в 1987 году, придя на работу в Дом культуры «Современник». Многие пушкинцы не знают, что с 1987 по 1990-й год в здании бывшей Николаевской гимназии на углу Набережной и Малой улиц действовал этот ДК. Он объединил энтузиастов, любителей своего дела, творческую молодежь 25–30 лет. В «Современнике» работали театр кукол-марионеток «Деревянная лошадь», эстрадный ансамбль «Платные услуги», арт-рок группа «Стретто» и многие другие коллективы. На базе именно этого ДК открылось первое в городе Пушкине видеокафе на улице Генерала Хазова, 8 и дискотека «Зеркало». Владимир тогда работал в кукольном театре, я – методистом ДК. В результате сотрудничества разных коллективов «Современника» в то время проходили крупные киноконцертные мероприятия на базе кинотеатров «Руслан» и «Авангард». В то перестроечное время в ДК «Современник» были созданы целевая программа и регламент работы для госучреждений культуры России. Этот устав был положен в основу работы современных учреждений культуры в стране. В ноябре 1990 года ДК «Современник» был закрыт решением Пушкинского райисполкома. Еще работая в «Современнике», я прикоснулась к истории своего города, опубликовав в газете «Вперед» (ныне – «Царскосельской газете») статью об историческом садике, принадлежавшем в свое время Николаевской гимназии, частично попавшем под жилую застройку.

В. Уржумцев: – В 1990-е годы нам приходилось хвататься за любой заработок. Одно время я был вынужден работать грузчиком на Пушкинском хлебозаводе, Галина – пекарем там же. Но мы были активны и амбициозны: я был депутатом Пушкинского районного Совета последнего советского созыва, а Галина – первого демократического, 1990 года. Окончательно разуверившись в советских методах работы, я в 1988 году демонстративно вышел из состава КПСС. С начала 1990-х годов я работал в рекламе, если по нынешним меркам говорить – фрилансером, свободным художником-рекламщиком. Судьба привела меня в издательство журнала «Искусство Ленинграда» (главный редактор Владимир Шубин). Тогда мы занимали флигель Фонтанного дома, где была организована художественная галерея «Серебряный век», где проходили выставки, презентации, работал маленький книжный салон. Мы активно сотрудничали с музеем Анны Ахматовой, помогая в организации выставок, являясь экспозиционерами, рекламщиками. Среди множества выставочных проектов в музее хочется выделить выставку «Ниоткуда с любовью» (1996 год) памяти Иосифа Бродского. Для всех выставочных проектов издавались малотиражные буклеты, проспекты, афиши, разрабатывался фирменный стиль, велась рекламная и информационная кампания. В 1996 году я стал руководителем Негосударственного учреждения культуры (НУК) «Серебряный век», и с апреля того года начался отсчет истории издательства. С самого начала мы с Галиной работаем вдвоем, привлекая при необходимости дополнительных специалистов. Пришлось самостоятельно освоить множество «издательских профессий»: верстка, техническая редакция, фотография, полиграфия, менеджмент – весь необходимый для изготовления книг комплекс работ. Это оказалось очень интересно. С 1998 года НУК «Серебряный век» занимается преимущественно издательской деятельностью. Так, для музея Ф.М. Достоевского с 1998 года выпускаются ежегодные сборники научных статей «Достоевский и мировая культура». В разное время работали с Музеем А.А. Блока, «Невской заставой», Государственным Эрмитажем, Фондом им. Д.С. Лихачева. Совместно с фирмой «Альт-Софт. Информационные и коммуникационные технологии» были спроектированы интерфейсы сайтов Рыбинского государственного музея, РГАЛИ, Архива кинофотодокументов Санкт-Петербурга, первой версии «Энциклопедии Санкт-Петербурга», «Виртуальный музей ГУЛАГа». В преддверии 300-летия Санкт-Петербурга издательство выпустило комплект презентационной продукции для Кировского района и, что, наверное, для нас важнее, издало книгу «Материалы к Энциклопедии Санкт-Петербурга». С 2011 года работаем над выпусками материалов научной конференции, проводимой ГМЗ «Царское Село». Одним из серьезных проектов издательства стал заказ КГИОП в 1998 году (совместно с фирмой «Альт-Софт») на выпуск справочника «Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга» (переиздавался в 2003, 2005 годах), в 2001 году вышло продолжение «Историческая застройка Санкт-Петербурга. Перечень вновь выявленных объектов». При поддержке Благотворительного фонда спасения Петербурга-Ленинграда издана книга воспоминаний и писем «Памяти Ю.Д. Марголиса».

– А когда же ваше издательство стало выпускать книги по краеведению Пушкинского района?

В. Уржумцев: – Работая над энциклопедией Санкт-Петербурга в 2002 году, мы поняли, что готовиться к юбилею Царского Села – города Пушкина нужно серьезно и задолго. В 2005 году родилась серия книг «Прогулки по городу Пушкину». Тогда же наше издательство обосновалось в Павловске, в типографии «Павел» ВОГ (Всероссийского общества глухих), где мы печатаем многие книги до сих пор. Типография оснащена современным полиграфическим оборудованием, а также сохранен коллектив, способный доводить продукцию до совершенства. Первой в серии стала книга Е.М. Головчинера «К истокам Пушкинского краеведения». Затем последовала книга самодеятельного автора учителя 408-й школы Ангелины Григорьевны Груздевой совместно с Еленой Борисовной Чуриловой «Историческая застройка Московского шоссе в Отдельном парке Царского Села». Через некоторое время в издательство пришел Вячеслав Викторович Тарасов с тетрадью, с вырезками статей из газеты «Вперед» авторов В.Н. Смирнова и Э.Э. Рабина начала 1980-х годов, печатавшихся под рубрикой «Прогулки по старому городу». Книгу так и назвали. С глубоким уважением вспоминаем Галину Викторовну Семенову, тогда – сотрудника КГИОП. Она стала практически нашим научным руководителем. Ее знания, энергия повлияли, бесспорно, и на нашу издательскую деятельность. Первой выпущенной книгой стала «Соборная площадь в Царском Селе», за ней последовала работа над «Атласом города Царского Села» Н.И. Цылова, альбома фототипий «Царское Село», где Галина Викторовна выступила автором научных статей. Общение не носило исключительно кабинетный характер, мы выезжали на местность. Именно она показала нам всю трассу Таицкого, Виттоловского, Орловского и Ижорского водоводов. Горько, что земных лет ей было отмерено мало, она еще многое бы успела сделать. Невозможно обойти вниманием и личность Ольги Ивановны Пиккиевой. Она обладала интересным собранием книг по городу Пушкину, Санкт-Петербургу. Подсказывала нам идеи. В издании альбома фототипий, помимо старинных изображений из ее коллекции, использована также ее идея – разместить современные фотографии для сравнения. Также ее идеей было издание книги «Архитектура деревянных домов». Серия «Прогулки по городу Пушкину» в настоящее время развивается, в ней уже выпущено более 20 книг.

– Галина Федоровна, вы являетесь председателем Пушкинского отделения ВООПИиК. Пожалуйста, расскажите об этой деятельности.

Г. Груздева: – Свою роль председателя Пушкинского отделения ВООПИиК я вижу, в первую очередь, как координационную. Ведь в нашем городе много неравнодушных людей, которым не безразлична проблема сохранения исторического наследия. Наше районное отделение родилось после серьезной борьбы. От ликвидации отстояли дом Алексея Толстого на Церковной улице. Когда его хотели снести, были собраны подписи многих горожан. Тогда всех неравнодушных людей объединила вокруг себя Марина Евгеньевна Ласкина, руководитель клуба «Отечество», действующего на базе Центральной районной библиотеки им. Д.Н. Мамина-Сибиряка. Сейчас здание, где жил Алексей Толстой, находится в управлении Историко-литературного музея города Пушкина. Ожидаем, что руководство будет активнее применять меры по реставрации и музеефикации здания. Можно вспомнить, как пушкинская общественностью отстояла от застройки территорию дендрария на Ленинградской улице. Серьезную работу по спасению Баболовского парка от застройки проводит объединение «Гражданин Пушкин». В 2015 году активисты районного ВООПИиК провели рейд по Отдельному парку, заставив убрать мусор и несанкционированную автомобильную парковку на его территории. Грустно, что все охранные мероприятия проводятся не в районе, а в КГИОП, представители которого редко выезжают в пригород. Констатируем факт, что в главном охранном ведомстве нет заинтересованности в реальном сохранении исторического облика, что приводит к уничтожению деревянной архитектуры. Мы стараемся находить точки соприкосновения с администрацией Пушкинского района, руководством ГМЗ «Царское Село», с застройщиками. В Пушкинском районе сейчас настораживает тенденция по замене новоделами исторических памятников. Я считаю, что необходимо сохранить памятник, причем в том материале, из которого он был первоначально исполнен, а не разрушать, подменяя красивыми имитациями. В настоящее время вызывает озабоченность состояние захоронений на Казанском кладбище. В первую очередь, это семейный участок академика живописи П.П. Чистякова, захоронение героя войны 1812 года А.И. Арнольди. Особую горечь испытываем при виде памятника Ольге Форш, который покосился, а несколько лет назад был украден бронзовый барельеф. А ведь в этом году исполняется 55 лет со времени смерти известной писательницы. Вообще как председатель Пушкинского отделения ВООПИиК я призываю всех граждан нашего города активней защищать наше историческое наследие. Особенно это актуально сейчас, когда Пушкинский район так интенсивно прирастает новостройками. Появляются новые пушкинцы, которым еще очень мало известно о том месте, где им повезло поселиться. Важно осознавать, что наша культура, культура каждого человека зиждется и на том, по каким улицам мы ходим, что вокруг себя видим.

– Успехов вам на поприще издательской деятельности и в защите исторического наследия. Беседовала Марина ОРЛОВА

ТЭГИ: Издательство «Серебряный век», Владимир Уржумцев, Галина Груздеваhttp://pages-zg.ru/?p=518&preview=trueimg_1708

Добавить комментарий