Пятница 29 Марта 2024 года

Владимир Горевой: грани таланта

В Колонном зале Павловского дворца с 18 мая по 6 июня была открыта выставка «Владимир Горевой», собравшая модели и эскизные проекты работ этого замечательного мастера. Ее 2 июня представили журналистам, которые смогли погрузиться в творческую мастерскую скульптора, пообщаться с его вдовой Тамарой Карамышевой и учениками Андреем Мартьяновым и Рустамом Игамбердиевым.
Три года, как не стало выдающегося советского, российского скульптора, кавалера ордена Почета, заслуженного художника РСФСР, академика Российской академии художеств, лауреата Государственной премии РСФСР и премии Ленинского комсомола профессора, руководителя творческой мастерской Владимира Эмильевича Горевого.
Работы скульптора украшают многие города России, есть они на Мальте, в Италии, в Финляндии.
С 18 мая, Международного дня музеев, его имя навсегда связано с Павловском. Именно здесь открыт памятник Анне Ивановне Зеленовой, легендарному директору музея-заповедника. Эта последняя работа Владимира Эмильевича в полной мере продолжает присущие мастеру особенности таланта – интерес к сильным, героическим личностям, редкий дар – суметь в пластическом образе показать грани характера модели.

В качестве выпускницы Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, искусствоведа участвовала во встрече с журналистами Вера Анатольевна Дементьева, директор ГМЗ «Павловск». Ее как члена городского совета по монументальному искусству связывали со скульптором творческие и профессиональные проекты. Общая alma mater, единая городская культурная среда стали основой единомыслия на многие десятилетия.
Рассказывая о работах Горевого, Вера Дементьева обратила внимание собравшихся на скульптуру дирижера Юрия Темирканова. По поводу этой работы Вера Анатольевна вспоминала, как Владимир Горевой говорил, что трудно изобразить именно дирижера. Но в этой модели ему удалось передать все напряжение творческого процесса, вдохновение от музыки. Молодой дирижер только что закончил выступление, но музыка еще не ушла, он как будто прислушивается к последним аккордам, и мастеру удалось передать этот порыв. Но тот же Горевой говорил, что если увеличить эту скульптуру, то движение может уйти и останется лишь статика.


Тамара Карамышева, художник, жена предоставила на выставку фотографии из семейного архива. Она рассказала собравшимся об истории представленных моделей. Наверное, самой ранней из них, был ее портрет, созданный молодым скульптором еще в 1977 году.
На выставке также были представлены модели исторических личностей: три памятника Петру I, один их которых установлен в Приозерске. Скульптор заинтересовался также образом императора Павла I. Его памятник стоит во дворе Михайловского замка. Были представлены на выставке и нереализованные проекты – это монумент, посвященный Октябрьской революции, памятник Михаилу Ломоносову, Балтийскому заводу.
Естественно, центральное место в экспозиции было отдано скульптурному портрету Анны Зеленовой. Скульптор и ученик Горевого Рустам Игамбердиев продемонстрировал небольшую статуэтку Анны Зеленовой, которая стала отправной точкой в работе над памятником.
Напомним, что Владимир Горевой окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и мастерскую скульптуры великого М.К. Аникушина. Полученное образование позволило начинающему скульптору взять высокую профессиональную планку, привило любовь к отечественной истории, к русскому искусству. Имена его героев и мастерство воплощения в дальнейшем подтверждали это: первая большая работа – комплекс «Партизанская слава» в Луге, позже памятники Ф.Э. Дзержинскому в Ленинграде, Екатерине Великой в Новоржеве и Пушкине, Павлу I, Ольге Берггольц, Августину де Бетанкуру в Петербурге, Петру I в Приозерске, адмиралу Ушакову в Кронштадте, Николаю Островскому в Сочи, два памятника в Италии – императрице Марии Александровне и П.И. Чайковскому.
Отдельная тема – скульптурные образы современников: Юрия Темирканова, Алексея Копыловского, Натальи Еремеевой, Галины Пахомовой и др. Они решены лаконично и с огромной симпатией.

Марина ОРЛОВА
Фото автора и ГМЗ «Павловск»

«Царскосельская газета» № 21 от 9.06.2022

Добавить комментарий