Образ Ахматовой на пермских гравюрах
Статья «Вдохновляла личность Ахматовой» появилась на страницах газеты почти сорок лет назад, в 1983 году. А в Центральной районной библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка познакомились с ней в 2021-м, занимаясь описанием оцифрованного архива «Царскосельской газеты». Моментально родилась дерзкая идея – организовать выставку пермских гравюр в Пушкине. Оказалось, что при большом желании возможно почти все!
И вот во время работы октябрьской Краеведческой лаборатории в библиотеке пройдет вернисаж
гравюр из ахматовской коллекции пермской галереи. На выставке будут представлены 15 оцифрованных копий гравюр московских, ленинградских, пермских художников 60–80-х годов ХХ века.
Это станет примечательным событием в художественной жизни библиотеки и, надеемся, интересным опытом в год столетия Пермской художественной галереи.
С благодарностью отмечаем сотрудников музея, которые откликнулись на наше обращение и сделали выставку возможной: старшего научного сотрудника Валерию Новоселову, ведущего научного сотрудника Марию Воробьеву, руководителя пресс-службы Ольгу Шур и директора галереи Юлию Тавризян. Очень признательны пушкинскому фотографу Харису Шахмаметьеву за помощь в организации экспозиции в библиотеке.
Поклонники творчества Анны Андреевны Ахматовой и любители графики смогут познакомиться с выставкой в дни работы Краеведческой лаборатории 19-20 октября в лекционном зале библиотеки им. Д.Н. Мамина-Сибиряка (г. Пушкин, ул. Малая, д. 20).
Яна Бредихина, заведующая издательско-библиотечным отделом
Газета «Вперед», № 26, 1983 год
Вдохновляла личность Ахматовой
«Рисовал я Анну Андреевну Ахматову в 1963 и в 1964 годах, в Москве… Рисовать приходилось быстро. Но я ощущал творческий подъем от сознания важности работы и, конечно, личность Ахматовой вдохновляла». Это строки из письма московского художника М.В. Лянглебена
в адрес Пермской государственной художественной галереи, где хранятся исполненные им портретные композиции А.А. Ахматовой. Для нас, музейных сотрудников, комплектующих ту или иную коллекцию, важными являются и заметки самих художников, рассказывающих о том, как шла работа над композицией.
Натурные рисунки в изобразительной ахматовиане особенно ценны. В их числе М.В. Лянглебен, художник лирического дарования, занял свое место. Его портреты исполнены теплоты, необыкновенного душевного подъема. В собрании Пермской галереи работы Лянглебена получили «прописку» недавно.
А начало коллекции портретов Ахматовой в нашей галерее положила ленинградская художница А.В. Любимова, дружившая с писательницей. В 1977 году Пермская галерея получила щедрый дар от ленинградской художницы: в числе ее работ был и профильный портрет А. Ахматовой, помеченный 1963 годом, а также автолитография «Дом в Комарове», где в последние годы своей жизни, как известно, жила А. Ахматова.
Среди художников, встречавшихся и друживших с А.А. Ахматовой, – ленинградский мастер, живописец и график С.М. Неменова; ее портретные композиции Ахматовой ныне хорошо известны. Побывав в мастерской художницы, мы записали ее рассказы о встречах с Ахматовой.
В них все интересно, и все приобретает значение: и когда произошла первая встреча, и темы бесед, в которых преобладал, естественно, разговор об искусстве, и многое другое.
Профильный портрет Ахматовой, исполненный Неменовой, на пермской земле нашел много поклонников. Он в числе других произведений был в экспозиции выставки «Новые поступления Пермской галереи», которая с успехом экспонировалась в 1979 году.
Постепенно связи галереи с художниками, работавшими и продолжающими работать над портретом Ахматовой, расширились. Ныне в соб-рании галереи работы московских, ленинградских, украинских, перм-ских художников. Встреча пермского зрителя с каждым из них всегда интересна, ибо это встреча с каким-то новым решением и отношением, присущим тому или другому художнику.
В самом деле, московский график Ю.Б. Могилевский в своем панорамном портрете Ахматовой на фоне невского пейзажа прекрасно выразил мысль: Ахматова и ее родной город Ленинград неотделимы друг от друга. Вместе с тем силуэтное решение как бы напоминает нам, зрителям, о прекрасной традиции в решении образа Ахматовой, начатой еще Е.С. Кругликовой.
С большим нетерпением ждали читатели нашего города выхода в свет сборника стихов А. Ахматовой, подготовленного Пермским книжным издательством. Фронтиспис в книге исполнил пермский график, художник Пермского книжного издательства М.А. Курушин, подаривший оригинальную портретную композицию Ахматовой в собрание Пермской галереи.
Свой портрет А. Ахматовой, исполненный в ксилографии (гравюра на дереве), подарил нынешним летом галерее московский график Н.И. Калита. Художник давно дружит с коллективом Пермской галереи. Коллекция его произведений в собрании насчитывает не один десяток гравюр (портреты, иллюстрации). Этим летом Калита стал гостем города – в Перми проводилась Вторая Всероссийская выставка книги. Приехал художник не с пустыми руками: в числе произведений, которые обогатили папку его работ, и портрет Ахматовой, а точнее, портретная композиция жанрового характера.
Ныне в собрании галереи работы ленинградцев К.А. Клементьевой, А.З. Давыдова, Э.Д. Мосиэва, украинского художника А.С. Мистецкого, томского графика В.А. Марьина.
Существование в собрании галереи портретов А.А. Ахматовой позволило провести интересную встречу «Образ Анны Андреевны Ахматовой в изобразительном искусстве». И хотя на встрече со зрителями мы рассказали о большом числе художников, исполнявших портретные композиции поэта, знакомство с оригинальными произведениями искусства приобрело особое значение.
Р. АНДАЕВА,
заведующая отделом графики Пермской художественной галереи, кандидат исторических наук
«Царскосельская газета» № 38 от 13.10.2022
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.