Чтение. О чуде свободы и понимания
Мы часто слышим, что «раньше больше читали», но не надо забывать, что способы передачи информации все время меняются. Мы говорим о том, что «дети совсем перестали интересоваться книгой». Но в чем же причины? И можем ли мы, взрослые, изменить эту ситуацию?
Подросток и книга
Почему дети стали реже брать в руки книгу? Во-первых, появилось множество альтернатив чтению. Современных детей с первых лет жизни окружают разнообразными развлечениями: одаривают гаджетами, приглашают аниматоров, водят по развлекательным центрам… Сами организовать свой досуг дети уже не умеют, да и книги как способ проведения свободного времени уже не стоят на первом месте: смартфоны, игровые консоли, умные часы и другие гаджеты перетягивают внимание на себя.
Во-вторых, у современных подростков, как это ни странно, мало свободного времени. Они загружены школьными уроками, дополнительными занятиями и спортивными секциями.
И в-третьих, что весьма печально, часто у них перед глазами отсутствует пример читающего взрослого. Родители проводят время в телефонах и у телевизора, а от ребенка требуют любви к книге.
Но как все-таки сделать так, чтобы подросток читал? В первую очередь необходим навык чтения. Чтобы ребенок начал интересоваться литературой, ему нужна среда, где чтение – это норма, часть жизни; когда у окружающих людей есть привычка узнавать о чем-то из книги, обращаться к ней в поисках ответа на какой-то вопрос.
Родители порой думают, что для того чтобы ребенок полюбил читать, достаточно положить ему на стол книги, которые в детстве нравились им самим, и периодически напоминать об этом. Но не все так просто… А обсудить прочитанное? А поразмышлять вместе? На это у многих современных мам и пап, увы, нет ни времени, ни сил, ни (что самое печальное) желания….
Для того чтобы изменить эту ситуацию, в Центральной районной детской библиотеке появился проект «Чудо свободы и понимания: читаем мир вместе».
Говорить о себе и о мире
«И вообще, разговоры о книгах – это ведь очень личное, тут нужно доверие, потому что иногда говоришь о персонаже и вдруг понимаешь, что на самом деле говоришь о себе» (Дарья Доцук, «Голос»).
В рамках проекта в библиотеке прошло много интересных, действительно значимых событий для читающих и нечитающих подростков. Шестиклассники, семиклассники и восьмиклассники школ Пушкинского района с увлечением участвовали в наших встречах – диалогах, обсуждениях и размышлениях. Мы говорили, беседовали, дискутировали…
Темы встреч были самыми разными. Например, в рамках цикла диалогов с семиклассниками «Жизнь online или жизнь offline?» мы рассуждали о жизни. О настоящей и ненастоящей. Здесь и сейчас. О жизни online и о жизни offline. Обращались за помощью к литературе. Перелистывали страницы любимых книг и открывали неизведанное, непрочитанное… А еще решали глобальные проблемы, стоящие перед человечеством.
Что же выберут современные пушкинские подростки: мир реальный или мир выдуманный, но отнюдь не сказочный? Процитирую слова одного из участников: «Когда общаешься в интернете, то ты не видишь лицо собеседника. Как оно меняется, какие чувства и переживания оно отражает. Ты не слышишь его звонкий смех. Ничего этого нет! Просто вопросы, просто ответы и ничего, кроме… Я за общение, живое общение! Это и радость, и грусть, и звонкий смех!!!».
Что заставляет нас уходить в виртуальный мир? Почему он становится все более привлекательным для подавляющего большинства обитателей нашей планеты? Вот что пишут школьники.
«Чтобы ответить на эти вопросы, мне пришлось серьезно задуматься. И тогда я задала себе вопрос: где я хочу быть? В онлайне или в офлайне? И вот мой ответ: Я ХОЧУ И БУДУ В ОNLINE! Ведь, как мне кажется, online – это и есть жизнь. А жить – это значит быть в курсе событий, общаться и любить, наверное !!!»
«Я считаю, что жизнь online все-таки лучше, чем offline. Если размышлять, то получается, online – в сети, в сети – в жизни. Жить – это значит быть самим собой, радоваться окружающему миру и быть открытым для него. Оffline – это значит жить, отгородившись от мира и от общества непреодолимой стеной».
«В жизни online всё вокруг кипит, бурлит, ЖИВЁТ, а в оffline – тлен, грусть, одиночество. Я выбираю ОNLINE!».
Подружиться с монстром
Вопросы, которые мы обсуждали с ребятами, могут показаться неожиданными. Например, можно ли подружиться… с монстром? Над этим мы с шестиклассниками размышляли, перелистывая страницы книги современного американского писателя Луиса Сашара «Я не верю в монстров», выпущенной издательством «Розовый жираф».
Как становятся монстрами? Каково это – быть изгоем, всеми презираемым? И стоит ли помогать монстру?
«С монстром лучше подружиться, он может оказаться добрым, а не злым. Монстр злой потому, что у него нет друзей, и он завидует тем, у кого они есть. Ведь это труд – жить в таком одиночестве, тем более, когда тебя все боятся! Дружите с монстрами!» – решили школьники.
Время читать новые книги
«– Как много у вас книг. О чем они все? – Ничего себе вопрос! – вырвалось у госпожи ван Амерсфорт. – О чем книги? Они обо всем, что есть. Ты любишь читать? Томас кивнул. – Подожди-ка, – сказала госпожа ван Амерсфорт и поднялась из кресла. – Может, у меня найдется что-нибудь для тебя. Она повернулась к одному из книжных шкафов. – Кстати, кем ты хочешь стать, когда вырастешь? – Счастливым человеком, – уверенно ответил Томас. – Когда я вырасту, я стану счастливым» (Гюс Кёйер, «Книга всех вещей»).
Эта цитата стала эпиграфом к еще одной встрече с подростками. Обзор новинок художественной литературы в преддверии школьных каникул стал уже доброй традицией. Мы листали книги, пытались уловить смысл и даже мелодию произведения литературы. Так, например, говоря о новых романах ирландского писателя Джона Бойна, обращаясь к теме холокоста, мы слушали Вагнера, Баха, Вивальди…
Вместе с героями книг мы путешествовали по странам Евросоюза, а Стенли Илнетс, герой романа Луиса Сашара «Ямы», пригласил нас в США, где с нами случилось столько всего интересного и даже фантастического!
Как быть, если однажды твоя жизнь круто меняется, и ты обнаруживаешь, что вынужден делать выбор между новым образом примерного мальчика с блестящими перспективами и собой прежним, похожим на своего непутевого и угрюмого отца? Как примирить два противоречивых мира, найти свое место в жизни и – главное – доказать самому себе, что можешь сделать невозможное? На эти и многие другие жизненно важные для двенадцати-тринадцатилетних вопросы мы искали ответы в повести известного шведского писателя Ульфа Старка «Пусть танцуют белые медведи».
И как все-таки здорово было после большого книжного путешествия по заморским странам вернуться домой, в Россию, и окунуться в нашу литературную среду! О чем пишут взрослеющему читателю современные отечественные писатели – такие как Нина Дашевская, Кристина Стрельникова, Эдуард Веркин, Юлия Кузнецова, Константин Рудашевский, Станислав Востоков, Эльвира Смелик? О любви, о дружбе, о сопереживании, об одиночестве… А еще о том, что в жизни бывают разные ситуации, и в любой надо оставаться человеком.
На разговор об этом порой выйти сложно, а через книгу или после ее прочтения, или по ходу ее чтения – можно и нужно!
Быть или не быть самим собой
«По-моему, я больше способен не быть сaмим собой, чем быть им…» (Клаус Хагерюп, «Маркус и Диана»).
Быть или не быть самим собой? Над этой дилеммой размышляли восьмиклассники, сочиняя письма о самих себе.
«Трудно. Трудно. Трудно быть самим собой. Трудно написать такое сочинение, потому что нужно не только задуматься над этим, но еще и открыться. Ну что ж, попробую… Начну с того, что нужно ценить и чужие жизни, и свою. Я благодарна себе, поскольку считаю, что я являюсь САМОЙ СОБОЙ. Иногда. Не нужно стесняться себя – ведь это твоя жизнь. Я часто даю себе наставления, поступаю так, как нужно, а не так, как я хочу. Я борюсь. Борюсь с собой и за себя. Я часто думаю: «Кем я являюсь, и кем мне быть?» Сейчас я понимаю, что нужно просто быть собой».
Взрослеть – это совсем не просто. А быть самим собой еще труднее. Именно поэтому мы читаем вместе с подростками хорошие, добрые, мудрые книги. И растем, удивляемся и вдохновляемся вместе.
Светлана Минеева,
ведущий библиограф Центральной районной детской библиотеки
«Царскосельская газета» № 38 от 12 октября 2023 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.