19 октября – День Лицея. Виктор Павлович Гаевский: пушкинист из лицейской семьи
19 октября, в день основания Императорского Царскосельского Лицея, мы посвящаем наш рассказ Виктору Павловичу Гаевскому (1826–1888), воспитаннику 14-го лицейского курса (выпуск 1845 года).
Он относится к числу тех выпускников, которые посвятили свою жизнь литературе. Виктор Павлович не был профессиональным писателем, почти сорок лет состоял на государственной службе, однако, по словам современников, служба была для него лишь источником средств на жизнь, а литература – любимой работой, делом всей жизни. Гаевский получил известность как историк литературы, библиограф, литературный критик. Прекрасно зная пушкинскую эпоху, он посвящал свои статьи Пушкину, Дельвигу и Лицею, а лицейский девиз трудиться «для общей пользы» претворял в жизнь, работая в благотворительном «Обществе для пособия нуждающимся литераторам и ученым», оказывая помощь и поддержку собратьям по писательскому цеху.
Поэт с 14-го курса
Виктор Гаевский – сын директора департамента Министерства народного просвещения – поступил в Царскосельский Лицей в 1840 году. За время, прошедшее после выпуска легендарного первого курса, порядки в учебном заведении сильно изменились, однако увлечение литературным творчеством по-прежнему было популярным среди воспитанников (несмотря на то, что начальство преследовало лицейских стихотворцев).
Мало-мальски талантливые юноши пробовали свои силы в сочинительстве, втайне мечтая о славе своего великого предшественника. И на каждом курсе был предполагаемый продолжатель Пушкина. Так, в лицейские годы Гаевского на 11-м курсе таковыми считались Лев Мей и Владимир Зотов, на 12-м – Николай Семенов, на 13-м – Михаил Салтыков (Щедрин). А через некоторое время продолжателем Пушкина на 14-м курсе был признан Виктор Гаевский.
Особенно преуспевал он в поэтических переводах и еще в годы ученичества дебютировал на страницах журнала «Библиотека для чтения», где был опубликован его перевод стихотворения Шиллера «Непобедимый флот». Переводами поэзии он продолжал заниматься и в зрелые годы.
Гаевский окончил Лицей (к тому моменту переведенный в Петербург и получивший название Императорского Александровского) по первому разряду с чином 9 класса и поступил на государственную службу, однако молодому человеку вскоре стало ясно, что главное в его жизни – это литература.
Литературоведение на научной основе
Сблизившись с петербургскими литераторами, Гаевский начинает свою литературную деятельность в популярных журналах – таких как «Современник», «Библиотека для чтения», «Отечественные записки». Здесь он публикует обзоры литературы, критические статьи. С этого времени начинаются его дружеские отношения с известными писателями-современниками: Николаем Алексеевичем Некрасовым, Иваном Сергеевичем Тургеневым, Дмитрием Васильевичем Григоровичем, Яковом Петровичем Полонским…
В литературном творчестве Гаевский особенно преуспел в новом для того времени направлении в литературоведении – библиографии. В то время под этим понимались поиск и публикация конкретных малоизвестных (или вовсе неизвестных) биографических данных, исторических фактов о книгах и литературе. Впоследствии эти находки могли быть использованы в работах по истории литературы.
Гаевского, бывшего царскосельского лицеиста, привлекала пушкинская эпоха. Он начал с цикла статей, посвященных Антону Дельвигу. Этот труд стал первой научной биографией поэта.Тогда же Гаевский работает с материалами, связанными с лицейским шестилетием Пушкина.
Непосредственно Пушкину Виктор Гаевский посвятил несколько статей. Особенно примечательны работы, появившиеся в связи с празднованием 50-летия со дня открытия Императорского Лицея, – «Празднование лицейских годовщин при Пушкине» и «Пушкин в Лицее и лицейские его стихотворения». Важно, что работы были основаны на документальных материалах: на бумагах первокурсников, хранившихся у лицейского старосты Михаила Яковлева, рассказах товарищей Пушкина; данных из архива учебного заведения и архива бывшего директора Лицея Егора Антоновича Энгельгардта.
Храни меня, мой талисман
29 января (по старому стилю) 1887 года исполнилось 50 лет со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина. Как бывший лицейский питомец Виктор Павлович был приглашен в Императорский Александровский Лицей на торжественное мероприятие в связи с этой памятной датой. Находясь в стенах родного учебного заведения, среди новых поколений его воспитанников, Гаевский посвятил свою речь влиянию Лицея на творчество Пушкина. В ней он особо подчеркнул большое влияние «внутренней неофициальной жизни» учебного заведения на развитие таланта юного поэта. Александровский Лицей выпустил эту речь отдельным изданием.
В том памятном пушкинском году в свет вышли многочисленные статьи, заметки, издания, посвященные поэту. Среди них был целый ряд статей, рассказывающих о знаменитом перстне-талисмане: он был подарен поэту в Одессе графиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой (которой Пушкин одно время был страстно увлечен) и воспет в стихотворениях «Талисман» и «Храни меня, мой талисман». На эти публикации откликнулся Виктор Павлович, считавший, что «значение, которое Пушкин придавал перстню, представляет повод разобраться в массе ошибочных и вымышленных известий последнего времени о нем и подробно рассказать о его судьбе и похождениях».
Рассмотрев все написанное о перстне с точки зрения достоверности, Гаевский приводит читателей к выводу, что перстень-печатка Пушкина не был талисманом. Талисман – предмет с таинственной надписью, в которой и заключается чародейственная сила. Эту надпись можно прочесть прямо, не переводя на бумагу. Надпись на камне в перстне Пушкина сделана обратно, то есть для оттиска. Это указывает на то, что камень – не талисман, а просто печать с надписью «Симха, сын почтенного рабби Иосифа старца, да будет его память благословенна».
Княгиня Воронцова, считал Гаевский, заблуждалась относительно значения перстня. Если бы она знала о действительном его значении, конечно, не подарила бы его Пушкину, а «великий поэт не связывал бы своей судьбы со столь обыкновенным предметом. Но заблуждение часто служило источником художественных произведений, и без этого заблуждения мы не имели бы внушенных им поэтических строф Пушкина».
Из чиновников – в адвокаты
С особой любовью занимаясь литературой, отдавая ей все свободное время, в то же самое время Гаевский после окончания Лицея весьма успешно продвигался по служебной лестнице. Через двенадцать лет службы он уже стал действительным статским советником. И вдруг – неожиданная отставка.
Дело в том, что Гаевский был близок с писателями, сотрудничавшими с журналом «Современник», и разделял их либеральные взгляды. Прекрасное знание языков, полученное в Лицее, позволило ему постоянно следить за современной европейской литературой. Интересуясь общественными идеалами Запада, он уверовал в возможность быстрого перерождения России при помощи переноса на русскую почву иноземного общественного устройства. Виктор Павлович был увлечен деятельностью Герцена, переписывался с ним, помещал на страницах его журнала свои статьи, что стало поводом для доноса (во многом несправедливого) и привлечения к суду. Гаевский сумел оправдаться и решением Сената был освобожден от суда, однако в марте 1863 года ему пришлось покинуть службу.
В это время в России шла судебная реформа. Пройдя соответствующую подготовку в судах, Виктор Павлович получил возможность заняться новым видом дея-тельности. В 1866 году он стал присяжным поверенным Санкт-Петербургской судебной палаты. В течение двадцати лет занимаясь адвокатской практикой, Гаевский стал известен как человек, «который ни за что не покривит душой и ни за какие деньги не примет на себя защиту грязного дела».
Для помощи нуждающимся
С 1860-х годов и до конца жизни Виктор Павлович Гаевский вел активную общественную деятельность. Его имя неразрывно связано с работой «Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым», известного также как «Литературный фонд».
Общество было создано для оказания помощи писателям и ученым, оказавшимся в бедственном положении, молодым талантливым авторам, не имеющим средств к образованию или на издание своих работ, а также семьям умерших литераторов (так, например, постоянная материальная помощь оказывалась вдове Виссариона Григорьевича Белинского). Денежный фонд общества состоял из членских взносов, частных пожертвований, поддержки меценатов. Кроме того, общество вело издательскую и выставочную деятельность, устраивало литературные вечера. Доход от этих мероприятий также шел на помощь нуждающимся.
Гаевский был одним из самых деятельных членов общества, и в течение многих лет избирался его председателем. Работа в благотворительной организации была непростой, отнимавшей много времени и душевных сил. Сложности вызывал и сбор денежных средств, и распределение их среди нуждающихся. Благодаря связям и многочисленным знакомствам Гаевский привлекал в кассу общества большие пожертвования. Бывали случаи, когда фонд отказывал просителю в пособии, однако проситель заслуживал сочувствия. Тогда Виктор Павлович, не задумываясь, жертвовал свои собственные средства.
Одной из существенных статей дохода стали публичные литературные вечера, литературные чтения. Если раньше писатели выступали в салонах, в узких кругах любителей и коллег, то теперь, впервые в России, они вышли на широкую аудиторию, читая со сцены свои произведения. В чтениях участвовали самые известные писатели и поэты – Николай Алексеевич Некрасов, Иван Сергеевич Тургенев, Александр Николаевич Островский, Федор Михайлович Достоевский, Иван Александрович Гончаров. Особенно шумный успех неизменно сопутствовал выступлениям Тургенева и Достоевского. Следует отметить, что никаких вознаграждений за свои выступления писатели не получали.
Насколько близко принимал к сердцу Гаевский дела общества, говорит тот факт, что в своем завещании он включил его в число наследников.
В лицейскую годовщину
6 июня 1880 года в Москве состоялось открытие памятника Пушкину. Это событие и последовавшие за ним торжества стали первым всенародным чествованием великого поэта, в их рамках в здании Благородного собрания была открыта Пушкинская выставка.
Празднование в Петербурге было приурочено к 19 октября – лицейской годовщине. Литфонд при самом активном участии Гаевского организовал к юбилею Пушкина литературные чтения, собравшие интеллигенцию города. В этот день участники выступали не со своими сочинениями, а с произведениями поэта. В чтениях принимали участие Яков Карлович Грот, Дмитрий Васильевич Григорович, Алексей Николаевич Плещеев, а также артисты Александринского театра Мария Гавриловна Савина и Иван Федорович Горбунов.
Особый успех выпал на долю Федора Михайловича Достоевского. Писателя пригласил для участия в чтениях лично Гаевский, слышавший его речь на открытии памятника. Федор Михайлович выбрал для выступления сцену «В подвале» из «Скупого рыцаря», а затем, восторженно встреченный публикой, прочел «Пророка». С этого времени день 19 октября стали отмечать не только лицеисты, но и широкая общественность – как пушкинский день.
***
Литературное наследие Виктора Павловича Гаевского невелико. Его работы, посвященные Пушкину, никогда не собирались воедино и не выходили отдельным сборником. До сих пор они живут на страницах журналов, где впервые были опубликованы, – «Современника», «Отечественных записок», «Вестника Европы», и в силу своей труднодоступности неизвестны большинству почитателей Пушкина. Однако это не умаляет их значимости: они стоят у истоков пушкиноведения и вместе с трудами Якова Карловича Грота и Николая Андреевича Гастфрейнда служат важнейшими источниками наших сведений о лицейских годах Пушкина.
Светлана Павлова
«Царскосельская газета» № 39 от 19 октября 2023 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.