Воскресенье 24 Ноября 2024 года

СТАТЬИ: Учитель и ученик

 В 2011 году Детский музейный центр ГМЗ «Павловск» реализовал проект «Музейные династии». Участниками проекта стали дети, внуки и правнуки тех, кто возрождал дворец после войны. Юные исследователи записали и обработали воспоминания представителей старшего поколения своей семьи. Все сочинения были дополнены уникальными фотографиями из семейных архивов.

Сергей Хмелевский (тогда семиклассник 638-й школы) в своей работе рассказал о художнике-реставраторе Леониде Александровиче Любимове. В свое время Л. А. Любимов возглавлял в Павловске творческую группу художников-реставраторов и был наставником и другом его отца Виктора Андреевича Хмелевского. Рассказ «Учитель и ученик» – дань памяти семьи Хмелевских другу семьи, учителю, замечательному человеку, непревзойденному мастеру реставрации живописи Леониду Александровичу Любимову.

30 марта 2017 года исполнилось 90 лет со дня рождения Леонида Александровича Любимова. Работа Сергея Хмелевского напомнит нам об этом замечательном человеке.

Вспоминали о художнике-реставраторе Л.А. Любимове на творческом вечере его памяти 31 марта 2017 года в центральной библиотеке Петергофа.

Учитель и ученик

От своего отца Виктора Андреевича Хмелевского я часто слышал, что его любимым учителем был замечательный человек с «говорящей фамилией» – Любимов Леонид Александрович. Вот что мне известно об их дружбе, которая началась в 1978 году.

05

Библиотека Росси. Бригада художников-реставраторов Леонида Любимова. Виктор Андреевич Хмелевский – первый справа, Леонид Александрович Любимов – второй справа (из архива В.А. Хмелевского)

Виктор Хмелевский только-только демобилизовался из армии. За его плечами были служба и оконченное ленинградское реставрационное училище № 61. Он вернулся в Ленинград и приступил к работе в объединении «Реставратор». Познакомился с Никитой Любимовым, сыном художника-реставратора. Никита предложил показать работы своего нового друга отцу, Любимову они очень понравились. Он даже посоветовал начинающему художнику поступать в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Эта встреча послужила началом большой дружбы учителя и ученика.

Ему очень подходила фамилия Любимов. Леонид Александрович любил жизнь. Судьба щедро одарила его талантами. Он был человеком большой эрудиции, широкого кругозора, знатоком архитектуры и истории искусств. Памятью обладал феноменальной. Даты, исторические факты, географические названия, профессиональные секреты мастеров разных эпох, стран – информация была неиссякаема. Все любят вспоминать его необыкновенное чувство юмора. Он был душой любой компании, любил петь и отлично танцевал. С ним было всегда интересно и весело. Молодежь тянулась к нему.

Леонид Александрович владел особым даром сочувствия и сопереживания, его отличала редкая интеллигентность. Мой отец, в ту пору студент ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, рано уехал из дома и нуждался в поддержке старшего друга и наставника. Виктор Андреевич признает, что Любимов стал ему вторым отцом. Он начал часто бывать у Леонида Александровича дома и на работе. Под его руководством копировал старых мастеров и постигал секреты профессии.

Виктору, выросшему в Казахстане, именно Любимов показал прелесть и очарование северной природы. В свободное время они вместе выезжали на этюды или просто в лес за грибами. Любимов был заядлым грибником. В его семье вообще были приняты путешествия, походы на природу, в лес, водные походы.

В дальнейшем дружба учителя и ученика переросла в крепкий творческий союз. Их отношения не прервались, даже когда Виктор Хмелевский окончил вуз и уехал по распределению в Кустанай.

В 1987 году Леониду Александровичу Любимову было поручено воссоздание живописи в Павильоне Роз в ГМЗ «Павловск», и он возглавил бригаду художников-реставраторов. Любимов вызвал в Ленинград, в Павловск, своего младшего друга. Это была их первая совместная работа. На протяжении последующих 23-х лет они работали вместе, воссоздавая и реставрируя живопись во дворцах и храмах Санкт-Петербурга.

Работа в Павловске особенно дорога моему отцу. На воссоздание живописного убранства этого паркового павильона ушло почти шесть лет. Бытовая неустроенность и сложности жизни меркли перед радостью творчества. А работать под началом такого замечательного человека, профессионала – большая жизненная удача. Мой отец всегда это ценил. С теплотой он вспоминает эти годы. Изучение архивов, поиск и сбор необходимых материалов, знакомство с творчеством Карло Росси, Джованни Скотти, Пьетро Гонзаго, работа над картонами, эталонами и, наконец, воплощение задуманного. Леонид Александрович был непревзойденным мастером гризайли (техника живописи) и щедро передавал свое мастерство ученикам.

06

Библиотека Росси. Реставрация живописи. Бригада Л. Любимова.
Крайний справа – Виктор Андреевич Хмелевский (фото из архива В.А. Хмелевского)

Молодая семья Хмелевских в те годы снимала жилье в Павловске, на Заречной стороне, совсем рядом с парком. В летнюю пору там же снимали дачу и Любимовы. Учитель и ученик любили проводить свободное время вместе: вечером гуляли в парке, писали этюды, играли в шахматы. Мы с братом воспринимали Леонида Александровича как своего близкого родственника, для меня он был дядей Леней, добрым, заботливым дедушкой. Для моего отца Леонид Александрович до конца своей жизни продолжал оставаться наставником не только в работе, но и в жизни.

Леонид Александрович родился 30 марта 1927 года. Папа рассказывал, что он родом из Ярославской губернии Пошехонского района. Из большой крестьянской семьи. В семье звали его Чижиком из-за небольшого роста. Его братья увлекались спортивной акробатикой. Когда составляли пирамиду, вершиной ее был Чижик.

После войны семья Любимовых переехала в Ленинград. Леонид Александрович Любимов – из первого послевоенного выпуска Высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной отделения монументальной живописи. В 1955 году он сделал первую самостоятельную работу. Это были проект и последующая роспись парадных помещений Елагиноостровского дворца: Фарфорового кабинета, Малиновой гостиной, Спальной и Туалетной комнат. Дворец был открыт в 1962 году, а кропотливый труд реставраторов был оценен как героический.

В 1970-1972 гг. бригада живописцев под его руководством воссоздала роспись наружных стен павильона «Пиль-башня» в Павловском парке, в Петродворце – стены и плафон Парадной лестницы Большого Петергофского дворца, Танцевальный (Купеческий) зал. В технике лаковой живописи были выполнены плафоны, панели, двери и декоративные панно двух Китайских кабинетов. Эта работа требовала серьезных научных исследований, Любимов разработал уникальную технологию лаковой живописи. В 1971 г. она была удостоена золотой медали Академии художеств СССР. И было еще много – много работ в Гатчине, Ломоносове, Царском Селе, Таврическом дворце, Исаакиевском соборе, храме Христа-Спасителя в Москве, в Московском Кремле. Для храма святой великомученицы Екатерины в деревне Мурино под Петербургом, памятника XVIII века, совместно с моим отцом они выполнили копии с работ Боровиковского, Варнека, Шебуева, Брюллова.

Смерть Леонида Александровича Любимова была очень неожиданна для всех. Он ушел из жизни 13 апреля 2001года. Отпевание, на которое собралось много друзей, коллег и знакомых, было совершено в церкви Павловского дворца. Похоронен он на Павловском городском кладбище, недалеко от живописного Павловского парка, недалеко от дворца, где работал последние месяцы над реставрацией Библиотеки Росси, недалеко от прекрасного Павильона Роз, воссозданного им и его бригадой с таким мастерством, теплотой и любовью. Надгробная плита великого мастера очень скромна. Ни имени, ни дат жизни и смерти. Лишь роспись, росчерк пера. Кто, кроме друзей и близких, знает, что здесь похоронен один из лучших художников-реставраторов нашей страны? Никак нельзя его забывать. Мы должны сохранить память о Леониде Александровиче Любимове, художнике -реставраторе, который всю свою жизнь отдал восстановлению уникальных исторических памятников, варварски разрушенных гитлеровцами во время Второй мировой войны.

Сергей ХМЕЛЕВСКИЙ

 

«Царскосельская газета № 13
2017 г.

Добавить комментарий