СТАТЬИ: Когда весь мир против тебя
Случаи подросткового суицида сегодня, к сожалению, стали не редки. Ежегодно в мире погибают 500 тысяч человек в результате суицидов, на каждый завершенный суицид приходится 50–100 попыток. За последние 6–7 лет частота суицидов в России составила 19–20 случаев на 100 тысяч подростков, в мире фиксируется семь случаев на 100 тысяч.
Психологи считают, что подростковый период сложен и для самого подростка и для людей, его окружающих. Его особенность заключается в том, что возникающие проблемы приобретают в глазах молодых людей совсем другой масштаб, у подростков мышление во многом зависит от эмоционального состояния, проблемы они воспринимают слишком гиперболизировано. Тогда и возникают мысли о том, чтобы уйти из жизни не потому, что подростку хочется умереть, а потому, что он не знает, как жить дальше. Нередко подросток, собирающийся расстаться с жизнью, думает о том, что будет значить его поступок для окружающих, при этом чаще всего он сконцентрирован на себе или хочет донести таким страшным образом какую-то свою реальную или мнимую обиду до тех, кто, с его точки зрения, виновен в этой ситуации. В любом случае это не желание подростка не быть вообще, а попытка разобраться в ситуации, в которую он попал, отреагировать на нее.
Профилактике подросткового суицида было посвящено выездное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Пушкинского района, которое состоялось 28 марта в школе № 604 в Славянке.
О причинах и предпосылках этого социального явления, признаках суицидального поведения подростков рассказала социальный педагог районного Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи Юлия Арсланбекова.
Подобные отклонения в поведении подростка, считает специалист, возникают как результат социально-экономической нестабильности общества, изменения ориентиров и ценностей, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля поведения, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, появляется чувство одиночества и незащищенности. Также в нашей жизни происходят серьезные стрессовые ситуации, которые превосходят возможности защитных механизмов подростка.
Ошибки семейного воспитания часто дополняются проблемами в обучении, страхом перед сдачей экзаменов, давлением со стороны родителей (ты должен…), боязнью не оправдать их надежд. Ведь нередко родители предъявляют ребенку слишком завышенные требования, а когда он чувствует, что в реальности им не соответствует, то обвиняет себя в том, что он не такой, каким его хотят видеть. В результате кризиса возникают отчаяние и беспомощность.
Все вышеперечисленное можно обобщить, выделив основные причины суицидального поведения детей и подростков:
переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
действительная или мнимая утрата любви родителей;
переживания, связанные со смертью, разводом или уходом одного из родителей из семьи;
чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия; боязнь позора, насмешек или унижения;
страх наказания;
любовные неудачи;
чувство мести, злобы, протеста;
желание привлечь к себе внимание;
смена места жительства;
депрессивные состояния.
Признаки суицидального поведения:
высказывания о желании покончить жизнь самоубийством, записи об этом в тетрадях, дневниках, соцсетях;
самоповреждения (шрамирование);
перемена в поведении: был сдержанным, стал весельчаком, зацикленность на теме смерти в литературе, музыке; самоизоляция от семьи;
действия по подготовке суицида (закупка лекарств).
Усилить тяжелое психологическое состояние подростка могут такие факторы, как изоляция от сверстников и трудности общения, сомнения в себе… В этот период часто не очень хорошо складывается общение между родителями и ребенком, который старается освободиться от их опеки, охраняет свой внутренний мир от вмешательства. Родители тоже могут несколько поверхностно смотреть на своего ребенка и думать, что у него нет никаких внутренних сложностей и тяжелых переживаний.
Многое из того, что взрослым кажется пустяком, для ребенка глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, – не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет. Подростковый возраст – возраст проб и ошибок, важно, чтобы эти ошибки не приводили к печальному результату, и здесь большую роль играют профилактические мероприятия (беседы, акции, родительские собрания, семейные программы) которые систематически проводятся для подростков и их родителей специалистами Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи совместно с администрацией района, образовательными учреждениями.
По материалам отдела по вопросам законности, правопорядка и безопасности
Кризисные службы
Центр восстановительного лечения им. С.С. Мнухина. Кризисно-профилактическое отделение – Санкт-Петербург, ул. Чапыгина, д.13, тел. 234-43-84 (отделение работает круглосуточно, без выходных дней). Помощь оказывается анонимно, бесплатно.
Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» (диспансерное отделение № 4), Санкт-Петербург, ул. Гастелло, д. 28, тел. 373-55-67. Обслуживает в том числе и Пушкинский район.
В Пушкине кабинет детского психиатра расположен по адресу: улица Красной Звезды, дом 27,
тел. 476-88-90.
«Детский телефон доверия»: 004 или 8-800-2000-122, или 576-10-10. Ежедневно, круглосуточно и бесплатно специалисты службы готовы помочь детям и подросткам в разрешении трудностей, возникающих в школе, на улице и дома, готовы проконсультировать по вопросам отношений с родителями и сверстниками и по любым другим проблемам.
«Царскосельская газета» № 13
2017 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.