Среда 08 Мая 2024 года

Неразрывная связь: Ленинград–Казань

К 80-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады
История многих казанских предприятий, работавших в годы Великой Отечественной войны, связана с Ленинградом. Среди них – Оптико-механический завод, который работал только для фронта. В июле 1941 года на его площадки был эвакуирован Ленинградский завод № 349 (ГОМЗ).
11 июля 1941 года вышло Постановление Государственного Комитета Обороны СССР № ГКО-99сс об эвакуации промышленных предприятий, в том числе Ленинградского завода № 349 (ГОМЗ). Его мощности эвакуировались на площадку строящегося Казанского оптико-механического завода (впоследствии завод № 237 Наркомата вооружения), которая находилась в поселке Дербышки – ныне крупный жилой массив Советского района Казани.
В Дербышках в 1937 году одновременно с заводскими корпусами было начато строительство жилья и школы. В декабре 1939 года сдали в эксплуатацию корпус механического цеха № 7 для производства труб перископов.
8 февраля 1940 года Наркомфин СССР зарегистрировал завод как действующий. К началу Великой Отечественной войны было заложено и находилось в различной стадии строительства девять производственных корпусов, на заводе работали 313 человек, а в поселке при заводе проживали 2800.

Эвакуация

С 25 июля по 31 августа 1941 года из Ленинграда в Казань прибыло семь эшелонов с людьми, оборудованием (1292 станка) и деталями незавершенного производства. С этими эшелонами прибыли 1294 рабочих, 327 ИТР и члены их семей, а также руководство – директор А.Ф. Соловьев, главный конструктор П.С. Конев, главный технолог М.А. Минков.
В начале 1942 года прибыл еще один, восьмой, эшелон с ленинградцами, пережившими первую блокадную зиму и эвакуированными по льду Ладожского озера. Почти половина из них умерла еще в дороге от последствий голода и тягот пути. Поселок не был готов к такому количеству эвакуированных. Жить было практически негде. В комнатах бараков после уплотнения жили по две-три семьи, а кому-то пришлось заселиться в брезентовые палатки, в самодельные землянки.

Из воспоминаний Майи Ивановны Семеновой, руководителя Пушкинского отделения Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда»:
«Когда мы приехали в Дербышки, сначала жили в бараке. В одной комнате – 12 человек. Дядя Семен со своей женой Миррой и их дочери Соня и Люба спали на одной кровати; на второй спала старшая мамина сестра Маруся с сыном Левой; на третьей – младшая мамина сестра с дочерью Данькой; и еще на одной – мы с мамой. Бабушка на раскладушке. Двое новорожденных малышей спали: один – в чемодане, а другая – в корзинке.
Когда мама устроилась на работу в литейный цех, то получила отдельную комнату
в деревянном доме в коммунальной квартире с подселением. В этой комнате кроме нас с мамой жили еще три девушки: фронтовички Вера и Капа, да Оля с завода. Три кровати и наш топчан… В этой комнате началась моя школьная жизнь. Когда в 1943 году я пошла
в первый класс, девушки-соседки взяли надо мной шефство. Помогали уроки делать. Мама работала на заводе целый день. Вот так мы жили. И все были дружны».

Всё для фронта…

Вместе с эвакуированными коллектив завода № 237 насчитывал 3,5 тысячи человек. Его ядром стали ленинградцы, которые привезли с собой славные традиции питерского предприятия. В кратчайшие сроки здесь достраиваются и переоборудуются корпуса, размещается оборудование, и уже через два месяца после прибытия первого эшелона начинается выпуск продукции.
В октябре 1941 года на фронт были отправлены 5000 биноклей, сделанных из деталей незавершенного производства.
В ноябре и декабре было освоено производство минометных и танковых прицелов, а в начале 1942 года – артиллерийского прицела-панорамы Герца.
Всю войну коллектив завода жил и работал под девизом «Всё для фронта, всё для Победы». На заводе широко было развито движение двухсотников, трехсотников (патриотическое движение трудящихся за выполнение двух и более норм в смену). К концу 1942 года выпуск биноклей достиг 15 000 штук в месяц. В 1943 году сверх плана были выпущены оптические изделия для вооружения восьми артиллерийских, 10 минометных, 14 авиационных полков и 16 кораблей ВМФ.
В 1943 году на заводе выпускается уже 43 наименования изделий, из них 10 – крупными сериями – бинокли, морские дальномеры, фотообъективы, фотоконтрольные приборы, минометные и танковые прицелы, прицелы для пикирующих бомбардировщиков ПБЛ-2, тренажеры.
10 февраля 1943 года сотрудники завода передали 1 004 000 рублей, собранных из своих личных сбережений, на приобретение артвооружения «Сталинская артиллерия».
12 октября 1943 года в приказе НКВ отмечалась образцовая работа завода № 237, из месяца в месяц перевыполняющего план.
В 1944 году завод выполнил две с половиной программы 1942 года.
К концу войны благодаря внедрению первого в СССР подвесного конвейера для сборки биноклей с заданным производственным ритмом выпуск биноклей был доведен до 25 000 штук в месяц.
На начало 1945 года на заводе работали 5663 человека, 50,6% из них в возрасте до 18 лет.
А всего за годы войны завод отправил на фронт 700 000 биноклей, 30 000 орудийных, минометных, танковых и 1000 бомбардировочных прицелов. 17 раз завоевывал Красное Знамя ЦК ВКП(б) и ГКО, которое в 1946 году было передано заводу на вечное хранение.
16 сентября 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награжден орденом Ленина «За выдающиеся успехи в деле бесперебойного обеспечения полевой артиллерии, Военно-морского флота и авиации оптическими приборами».

Казанские ленинградцы

После войны 80% эвакуированных гомзовцев вернулись в Ленинград. В 1945–1946 годах с завода уволились 2400 высококвалифицированных специалистов. Но те, кто остался в Казани, воспитали достойных последователей.
Прямые улицы-стрелы Дербышек – не случайность, это результат работы ленин-градского архитектора И.А. Путвинского. Он же – автор проекта Дворца культуры имени С. Саид-Галиева, который напоминает дворцы города на Неве. В поселке даже ажурные ограждения вокруг газонов ассоциируются с «петербургским» дизайном.
По данным пресс-службы мэрии Казани, знаком «Жителю блокадного Ленинграда» награждены 78 жителей столицы Татарстана.
В дербышской школе есть музей блокады. Его создатель и руководитель директор школы №101 Татьяна Николаевна Петрова рассказывает:
– Чтобы достучаться до нынешних школьников, мы с педагогами и ребятами собрали несколько книг воспоминаний о войне и даже составили «кулинарную книгу» блокады.
Посетителей музея поражают эти рецепты, где блюда готовили с обойным клеем, который соскребали со стен, с кусочками кожаных ремней. Они удивляются, как истощенные 12–13-летние дети могли поднимать тяжелые снаряды на заводах. Именно истории сверстников проникают в самое сердце ребят. Уже не первый год отряд нашей школы ведет поиски пропавших без вести на печально знаменитом Невском пятачке. Он работает в составе сводного татарстанского поискового отряда «Вахта Памяти» под руководством Михаила Черепанова.
Ленинградцы и после войны отличались собранностью, скромностью и нетребовательностью, – продолжает рассказ Татьяна Петрова. – А моя бабушка отличалась еще и идеальной осанкой и нас приучала к ней. Они писали стихи, рисовали, вели дневники. И, конечно же, у блокадников совсем другое отношение к еде – очень бережное. К сожалению, с каждым годом их все меньше. В Дербышках их осталось 18 человек. Многие уже не выходят из дома. Жители блокадного Ленинграда, ставшие казанцами, очень дружны – поддерживают друг друга, отмечают вместе Новый год. Это очень сильные люди.
В поселке Дербышки в ДК имени С. Саид-Галиева 8 мая 1980 года был открыт Музей трудовой и боевой славы Казанского Ордена Ленина оптико-механического завода. Его экспозиция посвящена истории строительства и развития предприятия, поселка при нем, а также людям, внесшим значительный вклад в их развитие. Большой раздел экспозиции отдан участникам Великой Отечественной войны. Здесь много подлинных предметов и документов. Фотографии военного времени выполнены с сохранившихся негативов. В музее есть такие бесценные экспонаты, как Знамя ГКО и ВКП(б), полученное заводом за самоотверженный труд в годы войны, сборник стихов Веры Инбер, изданный в блокадном Ленинграде, грамоты заводчан Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда.
***
Казань хранит память о ленинградцах, нашедших в блокадные дни в этой гостеприимной республике новый дом, а в Ленинграде – Санкт-Петербурге на Пискаревском кладбище в 2001 году установлена мемориальная доска «Республика Татарстан. Вечная память землякам – защитникам блокадного Ленин-града» в память о более чем 18 тысячах татар и татарстанцев, отдавших свои жизни при защите города на Неве.

Справка
Предприятие ведет свою историю от оптического завода, построенного в 1914 году на Чугунной улице в Петрограде «Российским акционерным обществом оптических и механических производств», учрежденным 23 августа (5 сентября) 1913 года.
В сентябре 1921 года предприятие стало называться Государственным оптическим заводом (ГОЗ). В 1924 году на его базе был образован в «Трест оптико-механического производства» (ТОМП).
29 декабря 1929 года ТОМП был реорганизован. Новое объединение получило название «Всесоюзный трест оптико-механических предприятий» (ВТОМП). В 1930 году ВТОМП снова сменил название на «Всесоюзное объединение оптико-механической промышленности» (ВООМП). В том же 1930 году предприятие было переименовано в «Государственный оптико-механический завод имени ОГПУ» (ГОМЗ). В послевоенное время в ряде документов завод также именовался «Завод № 349 им. ОГПУ» и «П/я 412».
C 1962 года предприятие было преобразовано в «Ленинградское оптико-механическое объединение» (ЛОМО).

Материал по открытым источникам подготовила Татьяна КУЗНЕЦОВА
При подготовке текста были использованы материалы сайтов:
https://fotostrana.ru; http://maksimov.su/optika;
http://komzrt.ru.

«Царскосельская газета» № 42 от 16 ноября 2023 г.

Добавить комментарий