Пятница 22 Ноября 2024 года

Творения Луиджи Руски в России

В Санкт-Петербурге до революции жили и творили архитекторы, художники, скульпторы из Германии, Италии, Франции, Англии. Но мало кто знает о вкладе, который внесли представители швейцарского кантона Тессин. Это архитекторы Доменико Трезини, Антонио Адамини, Леоне Адамини, Луиджи Руска, лепщики Марко Антонио Квадрио, Джованни Джани. Наш рассказ о Луиджи Руске (1762–1822), для которого Россия стала второй родиной, где он творил 35 лет.

На стройках столицы

Активно Руска начал свою деятельность в 1783 году, когда отец Иван Руска привел его на строительные площадки Санкт-Петербурга. Считается, что до этого он учился в Туринской академии. Но главной школой для него стал Петербург. Вначале Руска работал мастером каменных дел, был помощником у архитекторов Джакомо Кваренги, а чуть позднее у Винченцо Бренны, что стало большой удачей для будущего архитектора. С последним, кстати, он работал в течение четырех лет на строительстве Михайловского замка. Когда после гибели Павла I Винченцо Бренна уехал из России, его место занял уже опытный архитектор Руска.
Созданное им в Санкт-Петербурге переоценить невозможно. Тогда, в начале XIX века, даже в центре города не было сплошной застройки. Еще за 20 лет до того, как Петербург украсили архитектурные ансамбли Карло Росси, над убранством города потрудился Луиджи Руска. На Думской улице появился портик, на Итальянской – здание школы иезуитов. Они стали отправными точками для будущего оформления Михайловской улицы и Михайловской площади.
Важной градостроительной задачей в то время было присоединение окраинных территорий, где располагались полковые слободы. Руска принимал учас-тие в строительстве казарм Белозерского, Кавалергардского, Измайловского, Конногвардейского, Преображенского и Семеновского полков, тем более что размещение большого контингента войск в столице тогда имело государственное значение.
Итак, Руска стал придворным архитектором Александра I. Он был обласкан императором, имел высокое жалование. Его общий доход за 1811 год составлял 8600 рублей (у Василия Стасова – 3000 рублей, а у Карла Росси и того меньше – 1500 рублей). Кроме того, за свою работу Руска награждался поощрительными подарками от высочайшего заказчика – перстнями, часами, бриллиантами.

Царское Село в творчестве тессинца

Как придворный архитектор Руска работал и в пригородных императорских резиденциях, в особенности в Стрельне и Царском Селе. Луиджи Руска попал в Царское Село, еще будучи каменных дел мастером, когда с 1785 по 1790 год руководил строительством Казанской церкви по проекту Джакомо Кваренги. В ней нашел упокоение фаворит Екатерины II Александр Ланской.
Это захоронение дало начало Казанскому кладбищу. Церковь представляет собой массивный куб, по бокам которого сделаны экседры (ниши). Здание увенчано пологим куполом. Это мемориальное сооружение, которое строил Руска, отдаленно напоминает его последнее творение, созданное в России, – церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице. Но участием в строительстве Казанской церкви в Царском Селе Руска не ограничился. На протяжении всей своей жизни он выполняет здесь заказы императора Александра I. Так, уже через несколько лет после возведения Александровского дворца в 1809 году Луиджи Руска проводит в нем масштабный ремонт.
В Царскосельском парке, там, где Рамповая аллея, отходящая от пандуса Камероновой галереи, заканчивалась при Екатерине II катальной горкой, Руска создал гранитную террасу, впоследствии названную его именем. Ее подпорная стенка была выложена гранитом, украшали террасу дорические колонны, а обрамляли гранитные лестницы, спускающиеся в цветник. Руска хотел лаконично украсить террасу всего двумя мраморными статуями, но в 1850-х годах здесь установили несколько гальванопластических копий античных скульптур. Напротив террасы на Большом пруду архитектор создал гранитную пристань-площадку со ступенями. На пристани были также поставлены в 1850-х годах две гальванопластические статуи Боргезского бойца и Дискобола.


Возле Мраморного мостика немного дальше гранитной террасы Луиджи Руска построил в 1791 году любопытное сооружение – купальню для внуков Екатерины II. Она была возведена по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Купальня представляла собой прямоугольный бассейн размером 59 на 23 метра. Ее отвесные стенки укрепили сплошным рядом шпунтовых свай. По бокам бассейна с одной и другой стороны стояли деревянные павильоны-лоджии с колоннами и пилястрами. Во время фашистской оккупации она была разрушена, остался лишь портик, впоследствии разобранный. Также Луиджи Руска по своему проекту построил парковый павильон «Вечерний зал». Небольшое по размеру одноэтажное здание смотрится величественно за счет классических деталей. Центральный ризалит главного фасада Руска украсил портиком из четырех ионических колонн, а боковые окна – кариатидами, поддерживающими сандрики.
Много потрудился Луиджи Руска на ниве так называемого типового строительства. Вместе с архитектором Вильямом Гесте он создал для городов России «образцовые» фасады для частных строений. Среди фасадов, спроектированных Руска, были как трех-этажные дома для богатых заказчиков, так и одноэтажные, на три окна, доступные для домохозяев поскромнее. Проекты были отгравированы и в 1809 году изданы в двух альбомах по 50 чертежей в каждом, тиражом 650 экземпляров и разосланы по губерниям. Эти альбомы оказались востребованы по всей России. Только в одной Санкт-Петербургской губернии в течение 1810 года выстроили по проектам Руски 262 дома.
Строились они и в Царском Селе, например, на Московской улице сохранилось здание Русского торгово-промышленного банка, теперь здесь филиал Сбербанка. До нашего времени дошло здание городовой ратуши, построенное по его проекту.


Еще один объект, хотя и перестроенный, дошел до наших дней – это здание на углу Парковой улицы и Красносельского шоссе. Здесь во времена Руски была расположена большая почтовая станция – первая станция от Петербурга на Московской дороге. Ее первоначально построили по проекту Чарльза Камерона, а затем разобрали до основания и заново возвели по проекту Руски. Строительные работы велись под руководством каменных дел мастера из Тессина Давида Висконти.
В то время Александр I, будучи постоянно в разъездах, понимал, как важно в государстве иметь хорошие дороги и почтовую связь. Поэтому по проекту Руски были построены пять почтовых станций по Нарвской дороге: в Кипени, Каськово, Чирковицах, Ополье и Ивангороде. Кто путешествовал по Таллинскому шоссе, обращал внимание на эти старинные здания, некоторые из которых находятся в плачевном состоянии.
Хорошая новость – Правительство Ленинградской области приняло решение их отреставрировать.

Немного о самом архитекторе

О личной жизни Луиджи Руски мы знаем мало. Все дело в том, что иностранцев хоть и было много в Санкт-Петербурге, но они обычно селились колониями и общались в основном только между собой. Луиджи Руска, как нам известно, жил на Невском проспекте (сейчас дом № 26) в доме ювелира швейцарского происхождения Лубье.
Дом, расположенный напротив Казанского собора, стоит и сейчас, правда, в измененном виде.
В 1792 году Луиджи Руска женился на Маргарите Маттеи. Ее отцом был Беньямин Маттеи, швейцарец из Лозанны, преподававший в Санкт-Петербургских госпиталях «физиологию и материю-медика». Известно, что «своятелем» (свидетелем) на их свадьбе был архитектор Винченцо Бренна. В семье родилось двое детей. Но уже в 1795 году двадцатилетняя Маргарита умерла. Ее похоронили на Волковом лютеранском кладбище, красивое надгробие над ее могилой создано по проекту молодого мужа. Примечательно, что надгробие сохранилось до нашего времени. Руска вторично женился в 1797 году на Маргарите Шарлемань и породнился со знаменитой династией скульпторов и архитекторов Шарлеманей. Во второй семье родился еще один сын. Отец жены Жан-Батист Шарлемань-Боде происходил из города Руана в Нормандии, был академиком орнаментальной скульптуры и исполнял многие скульптурно-декоративные работы во дворцах Санкт-Петербурга и пригородов. Его сыновья Иосиф и Людвиг стали впоследствии архитекторами, но начинали они свою деятельность под началом Луиджи Руски.
В 1810 году Руска заказал в Париже «Собрание гравированных чертежей», состоявшее из проектов архитектора за 28 лет работы в России. Но сообразив, что денег на столь пышное издание ему не хватит, он обратился за помощью к Александру I, который пошел ему навстречу, презентовав на это дело 5000 рублей. А уже на следующий год архитектор подал прошение на пенсионное обеспечение и отставку. Но началась война с Наполеоном и отставка архитектора затянулась до ее окончания. Лишь тогда император распорядился дать Руске отпуск на год для поправки здоровья. В декабре 1814 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о том, что Луиджи Руска с женой, сыном Иваном и слугой Антонием Сикинато отбывают в Италию. Подлечившись за границей у врачей, немного подышав жарким итальянским воздухом, уже в июне 1816 года Руска снова возвращается в Россию, но лишь для того, чтобы завершить начатое и окончательно отбыть в теплые края. Лебединой песней стареющего архитектора становится церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», ее строительство было закончено Людвигом Шарлеманем по проекту Руски уже после его отъезда из России.


Наконец, выбив пенсион, архитектор, статский советник Луиджи Руска в апреле 1818 года навсегда покинул Россию вместе с женой, сыном Иваном и девицей Мариею-Катериною Лубье, прусскою подданною. Но жизнь его за границей была недолгой: обосновавшись в Париже, он умер в 1822 году на постоялом дворе города Валансе, где в то время находился по какой-то надобности. Так что свой гений и творения Руска подарил только второй родине – России.
Удивительно, но ни одного изображения архитектора не сохранилось.

Марина Орлова

«Царскосельская газета» №43 от 23 ноября 2023 г.

Добавить комментарий