Четверг 09 Мая 2024 года

Судьба из чемодана

К Международной неделе глухих, а значит, и к Международному дню инвалидов приурочена выставка «Строки, определившие судьбу» в Историко-литературном музее города Пушкина. «Строки, определившие судьбу»– цитата из стихотворения, которая как нельзя точно характеризует жизнь и творчество царскосельской поэтессы и переводчицы Александры Ивановны Курошевой (1891–1962).
С 19 лет у Курошевой начались проблемы со слухом, что резко ограничило ее общение с миром, она уже не смогла продолжить обучение на Высших женских (Бестужевских) курсах, однако стойкость характера и упорство помогли преодолеть все невзгоды, выпавшие на ее долю.
Выставка «Строки, определившие судьбу» затрагивает два ключевых этапа жизни Александры Ивановны: детство и юность в Царском Селе и блокаду Ленинграда.
Данная выставка – попытка ответить на вопрос «Как искусство и творчество помогают преодолеть страшные испытания судьбы?» посредством изучения уникальных материалов Курошевой из небольшого чемодана, переданного музею ныне покойным Игорем Павловичем Пахоруковым.
Хочется отметить поддержку, окозанную пушкинской семьей Пахоруковых и в выпуске к открытию выставки сборника блокадной лирики Александры Курошевой.
Выставка «Строки, определившие судьбу» будет работать до 23 февраля 2024 года. Историко-литературный музей города Пушкина, ул. Леонтьевская, д. 28.

Из истории. Для «лишенных слуха и глагола»

Первое в России специализированное учебное заведение для глухонемых детей было открыто в качестве опытного императрицей Марией Федоровной в Павловске в 1806 году. Поводом для его создания стала встреча императрицы с Александром Меллером – глухим от рождения мальчиком. Для организации работы училища из-за границы были выписаны известные про-фессора и специалисты в области работы с глухими детьми.
На содержание училища из средств императрицы Марии Федоровны отпускалось 4500 рублей в год. Первоначально учебное заведение было рассчитано на 12 «лишенных слуха и глагола» воспитанников (шесть мальчиков и шесть девочек) из числа питомцев Санкт-Петербургского Воспитательного дома – детей из бедных семей служителей и разночинцев, а также детей благородного происхождения.
В 1810 году опытное училище по решению Марии Федоровны было передано в ведение Санкт-Петербургского Опекунского совета и перешло на казенное содержание. С этого времени (до 1820 года) оно располагалось в старом здании Вдовьего дома на Выборгской стороне. Восьмилетний курс обучения был разделен на четыре класса; младший класс состоял из трех отделений, в соответствии с возрастом воспитанников. Каждый год по уставу полагалось проводить публичный экзамен, на который приглашались светские и духовные лица. Курс обучения состоял из предметов: Закон Божий, русская и французская грамматика, арифметика, основания геометрии, всеобщая история и география, чистописание, черчение и рисование, гимнастика.
Большое значение придавалось освоению ремесел. Мальчики обучались токарному, сапожному, столярному, переплетному и портняжному ремеслам; впоследствии при училище были организованы собственные ремесленные мастерские. Выбор ремесла предоставлялся самому воспитаннику. Девочек в «рукодельном классе» обучали вышиванию, кройке и шитью, учили стирать и гладить белье. Для воспитанниц старшего возраста была устроена образцовая кухня, где обучали практическому ведению хозяйства.
В 1820 году училище перевели в приобретенное по воле Марии Федоровны и перестроенное здание у Красного моста, включенное в комплекс Воспитательного дома (современный адрес: улица Гороховая, 18).
Училище постоянно расширялось: в 1860–1870-е годы число воспитанников достигало 160 (100 мальчиков и 60 девочек), на занятия допускались также ученики (до 40 детей), которые занимались за плату. Кроме того, в 1877 году при училище был создан Приют имени Александра I для приходящих учеников, где ежегодно занимались с преподавателями десять глухонемых мальчиков из беднейших семей.
Постоянно совершенствовались и методы обучения. Так, введение революционного для того времени «устного» метода способствовало более эффективному развитию у глухонемых детей коммуникативных способностей и, следовательно, возможности адаптироваться в обществе. Это нововведение последней четверти XIX века было связано с именем управляющего училищем, почетного опекуна Александра Карловича Пеля, который много сделал для его расширения и улучшения положения глухонемых. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже училище получило почетный диплом за постановку учебного дела.
После революции училище вошло в сис-тему советских учреждений народного образования и в 1918 году было преобразовано в Институт глухонемых со школой при нем.

По материалам Историко-литературного музея города Пушкина

«Царскосельская газета» № 44 от 30 ноября 2023 г.

Добавить комментарий