Среда 08 Мая 2024 года

Наша история. Из баронского рода Клодтов

Недавно в Центральную районную библиотеку им. Д.Н. Мамина-Сибиряка пришла жительница Пушкина Екатерина Суханова – потомок знаменитого скульптора Петра Карловича Клодта, создавшего скульптурные группы «Укрощение коня человеком» на Аничковом мосту. Она принесла семейный альбом и некоторые материалы, посвященные своим предкам. Заниматься семейными архивами – трудоемкое, но интересное занятие, и оно входит в работу краеведческого отдела библиотеки. И мы будем, по мере сил и возможностей, изучать семейное древо Клодтов и, конечно, популяризировать эти знания. И в нашей статье мы хотим рассказать о представителях династии, сделавших много полезного как для России, так и для мировой культуры в целом.

У истоков

Подробные сведения о том, как Клодты появились в России, дает финская журналистка и писательница Пирье Хямяляйнен-Форслунд в своей книге «Роман Елизаветы. История семьи Клодтов-Ярнефельтов».
Первоначально Клодты были Клаудиусами и жили в Ломбардии, в Северной Италии. В раннем Средневековье некоторые представители рода перебрались в Вестфалию, обосновавшись недалеко от современного города Мюнстера. В начале XVI века от вестфальского рода отделилась ливонская, или балтийская, ветвь: в 1515 году родившийся в Вестфалии Ролефф фон Клодт оказался в Таллине. В 1561 году его сын Йост Клодт получил во владение земельный надел и замок Юргенсбург. Еще до истечения XVI века замок был разрушен, но земли оставались во владении рода до 1821 года (когда после банкротства одного из Клодтов перешли в чужие руки). Место, где они находились, сейчас называется Заубе.
Кроме этого, Клодты также владели землями на территории современной Эстонии, в том числе и имением Пеютти, к которому примыкала деревня Клооди (вероятно, название ее произошло от фамилии владельцев). Она до сих пор существует в волости Раквере, на северо-востоке Эстонии.
Клодты служили шведской короне на многих ответственных должностях. Наиболее известен Густав Адольф Клодт (1621–1681), который был помощником наместника в губернии Турку, комендантом крепости в Риге, ландратом в Эстонии и ландмаршалом в Ливонии. В 1710 году его сын Йохан Адольф Клодт (1658–1720), родившийся в замке Эльгхаммар в шведской провинции Седерманланд, во время Великой Северной войны попал в русский плен. Четыре года спустя, еще находясь в России, он получил от Карла XII баронский титул и выбрал для герба три пушечных ядра в окружении декоративных лилий, флагов, корон и звезд.

На службе России

Первым из рода Клодтов на службу двуглавому орлу перешел Адольф Фредерик (1738–1806). Он родился в родовом имении в Эстляндии и, как и положено, еще в юности был определен в войска. Служил в Кирасирском полку, стоявшем в Петербурге. Здесь прошла и вся его дальнейшая жизнь. Выйдя в отставку в чине поручика, он женился и стал отцом шестерых детей. Один из них, Карл Густав, он же Карл Федорович (1765–1822), впоследствии станет родителем знаменитого скульптора.

Карл Федорович Клодт фон Юргенсбург (1765-1822).
Портрет Дж. Доу. Военная галерея Эрмитажа

Клодты преданно и верно служили своей новой родине – сначала в основном на военной стезе, но со временем все большую роль стало играть искусство. Карл Федорович Клодт участвовал в русско-турецких войнах, воевал в Молдавии и за проявленную храбрость получил свои первые награды. Во время Отечественной войны 1812 года он состоял обер-квартирмейстером (начальником штаба) 8-го корпуса Николая Николаевича Раевского и во время Бородинского сражения ни на секунду не покидал поля боя, отдавая распоряжения. Храбрый офицер, он отличился в битве под Лейпцигом, за что его произвели в генерал-майоры. Сейчас его портрет можно увидеть в военной галерее Эрмитажа.

Три брата

После войны Карл Федорович занял пост начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса и жил вместе с семьей в Омске. Еще в 1800 году он женился на родственнице писателя и журналиста Николая Ивановича Греча Елизавете Яковлевне Фрейнгольд (1775–1825).
Сыновья Карла Федоровича – Владимир, Петр и Константин – учились в омском кадетском училище. Братья стояли друг за друга горой, что помогало им в сложной обстановке закрытого учебного заведения.
Здесь же, в Омске, в 1822 году Карл Федорович скоропостижно скончался. Как писал его потомок Георгий Александрович Клодт в своей книге «Повесть о моих предках», начальник заставил Клодта подписать документ против одного из офицеров, после чего Карл Федорович очень переживал, что пошел против совести, и не вынес этого.
После его смерти вдова вместе с сыновьями вернулась в Петербург, где юноши за государственный счет окончили Николаевское кавалерийское училище.
Жизнь семьи была сложной. Вдова написала прошение императору Николаю I, чтобы ей оказали вспомоществование. Император Николай I рассвирепел: «Дурак, – кричал он (имея в виду Карла Федоровича), – имел такую должность и не смог разбогатеть!». Последовала отказная резолюция, мать не вынесла этого удара и в 1825 году умерла. Детям пришлось пробивать себе дорогу самим.
Владимир Карлович (1803–1887), успешно окончив училище, пошел по военной стезе (хотя и был талантливым карикатуристом, художником-акварелистом и гравером).
Со временем он дослужился до генерала артиллерии, стал профессором математики в Михайловском артиллерийском училище и начальником картографического отдела инженерного штаба. На протяжении всей жизни он продолжал опекать своих младших братьев – Петра и Константина.

Всё началось с лошадей

Петр Карлович (1805–1867) в детстве занимался, по мнению старшего брата Владимира, ерундой: все рисовал или вырезал лошадок. Еще в кадетском училище он полюбил лошадей – ухаживал и наблюдал за ними, часами пропадал в конюшне. Окончив военное училище, ополучил чин подпоручика, служил в артиллерийской бригаде, однако вскоре решил уйти с военной службы и посвятить себя исключительно скульптуре.
Он подал в отставку в 1827 году и через два года стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. В одиночку снимал квартиру и всю ее заставил собственноручно сделанными изображениями лошадей. В быту он был неприхотлив, впрочем, это качество было присуще всем представителям рода Клодтов.


Скульптор Петр Карлович Клодт.
Фото из семейного архива предоставлено Екатериной Сухановой

Женился Петр Карлович на племяннице ректора скульптурного отделения Академии художеств скульптора Ивана Петровича Мартоса Иулиане Ивановне Спиридоновой (1815–1859). И этим будто заручился удачей на всю жизнь. Иулиана обладала добрым сердцем и прекрасным характером, она была веселой, жизнерадостной и подходила ему больше, чем другая дочь Мартоса, Катенька, за которую Клодт сватался первоначально, но та ему отказала.
Почти сразу после женитьбы получил от самого императора Николая I заказ на изготовление скульптур коней для Нарвских триумфальных ворот. Впоследствии император оказывал скульптору покровительство и давал заказы. Скульптурные группы на Аничковом мосту, памятник баснописцу Крылову в Летнем саду, памятник самому Николаю I, возведенный после смерти благодетеля ,– эти непревзойденные творения Клодта сохранились до нашего времени. Кроме того, Петр Карлович в совершенстве освоил литейное дело и после смерти своего учителя Василия Петровича Екимова возглавлял Литейный двор.

Дача в Павловске

Семья Клодта проживала в квартире при Академии художеств, у супругов родилось шестеро детей. И в конце 1838 года скульптор подал прошение на имя великого князя Михаила Павловича о выделении участка в Павловске. К этому времени здесь уже обосновался близкий друг Клодта – архитектор Александр Брюллов. Именно он и создал проекты усадебных построек для Петра Карловича. Их участки находились друг против друга – по Елизаветинской улице. Однако если часть строений дачи архитектора сохранилась до наших дней (сейчас здесь располагается школа им. А.М. Горчакова), то на участке, некогда принадлежавшем Клодту, о даче скульптора напоминают лишь несколько возрастных деревьев. Известно, что каждое лето с 40-х годов по 1854 год Клодты проводили здесь, погостить из Петербурга приезжали братья Петра Карловича Владимир и Константин со своими семьями.

Слева – место бывшей дачи Петра Карловича Клодта
( с правой стороны – постройки школы А. Горчакова). Фото автора

По воспоминаниям сына Петра Карловича, художника Михаил Петровича Клодта (1835–1914), сам дом был небольшим, двухэтажным, а на отдельном участке дачи находилась мастерская Петра Карловича, состоявшая из одноэтажного флигеля с открытой террасой и примыкавшей к ней двухэтажной башни, между этажами которой разместился барельеф скачущей лошади. Также здесь находились конюшня, сараи и другие хозяйственные постройки.
Хотя Петр Карлович располагал достаточными средствами – он преподавал, был профессором Академии художеств, а также получал большие деньги за выполнение монарших заказов, деньги в его семье не задерживались. Он помогал обездоленным художникам; принимал у себя (как на даче, так и в Санкт-Петербурге) многих родственников и знакомых.
В Павловске Клодты вместе с гостями ездили на пикники в Графскую Славянку и другие окрестности Павловска, а в день Петра и Павла скульптор отмечал свои именины. По деревьям и кустарникам развешивались гирлянды с фонариками, а само празднество длилось несколько дней – с розыгрышами, обедами, домашними спектаклями…
В 1854 году Петр Карлович купил в Финляндии поместье Халола (ныне – поселок Клеверное Ленинградской области), а свою дачу в Павловске подарил брату Владимиру, а тот некоторое время спустя ее продал.

Художественная династия

Верная спутница жизни Клодта – Иулиана – умерла в 1859 году. После этого барон опустился, начал болеть, стал неряшлив в быту. Он пережил жену на восемь лет и умер в Халоле в 1867 году. После смерти знаменитого скульптора осталось всего 60 рублей, и хоронили его на средства Академии художеств.
Сын Павла Карловича Михаил стал из-вестным художником-передвижником. Его жизнь сложилась удачно. Окончив Императорскую Академию художеств, он стал ее профессором. Обладая счастливым характером – жизнерадостным, доброжелательным – он сумел отлично зарекомендовать себя и среди признанных мэтров, стоящих у руководства Академии, и в среде своих братьев-передвижников. Наследие Михаила Петровича широко представлено в музейных коллекциях страны, ведь его картины, только успевшие просохнуть, активно покупали Петр Третьяков и другие собиратели русской живописи.
Праправнук Петра Карловича Георгий Александрович Клодт (1923–1994) стал первым биографом семьи Клодтов. Он написал книги «Повесть о моих предках», «Лепил и отливал Петр Клодт». Но основным его жизненным призванием была книжная графика, и сделанные им иллюстрации украшают множество книг.

Гравер и фотограф

Младший брат знаменитого скульптора Петра Карловича Клодта Константин (1807–1879), оставив военную службу в 1836 году, стал гравером. Он, как и брат, был вольнослушателем Академии художеств, но свои навыки отточил за границей, учась гравюре на дереве в Берлине, Париже и Лондоне. В 1850 году ему предложили должность управляющего пансионом Михайловского артиллерийского училища – и он не смог отказаться. Помимо гравирования Константин Карлович увлекался еще и фотографией.

Константин Карлович Клодт. Фотография с гравюры по рисунку
П.Ф. Бореля. Около 1840 года

В 1857 году он вместе с сыном Николаем основал собственное фотоателье, которое действовало под эгидой Академии художеств. Благодаря этому сохранилось множество фотографий как членов семьи Константина Карловича, так и других его родственников.
Он (так же, как и брат Петр) был счастлив в браке. Его жена – француженка Катрин Винье – родила 11 детей. Двоим из них предстояло сыграть особую роль в российской и финской культурах. Их старший сын Михаил (1832–1902) стал известным художником-пейзажистом, профессором Академии художеств. А дочь Елизавета (1839–1929) вышла замуж за Августа Александера Ярнефельта – и они стали родителями целой плеяды выдающихся деятелей искусства.

Из Пулково –в Финляндию

Август Александер Ярнефельт (1833–1896) – финн шведского происхождения, состоявший на службе в России. Жил и работал он в Санкт-Петербурге. В 1858 году женился на Елизавете Клодт, в 1859 году был произведен в офицеры. К этому времени он перешел на работу в геодезический отдел Николаевской академии Генерального штаба и вместе с юной женой переехал в Пулково. Там 1 июля 1859 года родился их первенец Каспер. Однако вскоре Елизавете пришлось вернуться на Выборгскую сторону к родителям, поскольку Ярнефельта откомандировали для астрономических наблюдений в Лапландию. В январе 1861 года молодая семья вновь воссоединилась в Пулково, поскольку Александр Густавович (так Ярнефельта называли по-русски) стал работать в Николаевской Главной астрономической обсерватории Василия Яковлевича Струве. Впоследствии Ярнефельт читал там лекции по прикладной астрономии и высшей геодезии.

Елизавета Константиновна Клодт
(в замужестве Ярнефельт)

Как впоследствии писал сын Елизаветы Клодт-Ярнефельт Арвид в своей книге «Роман о моих родителях», годы, проведенные в России, стали для нее самыми счастливыми. Затем молодая семья уехала в Финляндию, где Август Александер возглавлял картографический отдел, был губернатором. Закончил он свою жизнь сенатором Финляндского сената.
У Августа Александера и Елизаветы родилось девять детей, и многие из них внесли весомую лепту в финскую культуру. Судите сами. Каспер (1859–1941) – критик, живописец, переводчик, который перевел на финский язык множество произведений русской классической литературы. Арвид (1861–1932) – классик финской литературы. Ээро (1863–1937) – классик финской живописи. Эдвард Армас (1869–1958) – композитор и дирижер. А дочь Айно (1871–1969) стала женой великого финского композитора Яна Сибелиуса (1865–1957). Сама Елизавета не писала ни картин, ни романов, но ей удалось воспитать детей в духе русской культуры и привить им любовь к России. И это сильно повлияло на их творчество.

Профессор и передвижник

Михаил Константинович Клодт (1832–1902), родной брат Елизаветы, по настоянию родителей окончил Горный кадетский корпус, но к занятиям относился с прохладцей, поскольку всегда чувствовал, что его призвание – живопись. Поэтому решение поступить в 1851 году в Академию художеств было совершенно логичным. Его учителем стал профессор ландшафтной живописи Максим Никифорович Воробьев.
Мастер лирических пейзажей, он передал своему воспитаннику любовь к написанию закатов, восходов. В 1858 году Клодт окончил Академию с золотой медалью, получив право на пенсионерскую поездку. Он отправился в Швейцарию и Францию, где сосредоточился на написании пейзажей. Во Франции в то время зарождался импрессионизм. Михаил не понимал этой небрежности, незаконченности картин, и написал письмо в Совет Академии художеств с просьбой отозвать его назад в Россию до истечения трехлетнего срока поездки. Он был первым обратившимся с подобной просьбой.

Михаил Константинович Клодт 

В 1861 году Михаил Константинович вернулся в Россию, с 1864 года стал профессором Императорской Академии художеств. Но его жизнь складывалась не так благополучно, как хотелось бы. Он познакомился с Елизаветой Михайловной Станюкович (сестрой писателя Константина Михайловича Станюковича), влюбился в нее, просил ее руки, но получил отказ. Михаил Константинович женился на другой. Его избранницей стала Елизавета Владимирцева, которая в 1863 году родила сына Бориса, но вскоре после родов стала хворать и через два года умерла. Тогда художник вновь посватался к своей первой любви, и на этот раз Елизавета Михайловна согласилась. Они обвенчались в 1867 году, однако впоследствии жена, взяв детей, ушла от мужа и подала на развод.
Несмотря на неполадки в семейной жизни, Михаил Клодт много и плодотворно работал. Он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, первое в России не зависимое от Академии художеств объединение живописцев, но в то же время продолжал преподавать в Академии. От этой двойственности страдала его репутация, и как в Академии, так и в среде передвижников он считался не вполне своим. В конце концов он оставил ряды Товарищества.
Его здоровье ухудшалось, в 1886 году Академия уволила Клодта с профессорской должности, оставив за штатом, в 1894 году отставили окончательно, назначив небольшую пенсию. О последних годах его жизни свидетельствуют письма с просьбами о выделении помощи, судебные иски и тому подобное. Художник закончил жизнь в безвестности, кончине Михаила Константиновича был посвящен маленький некролог, но его работы можно увидеть в крупнейших художественных музеях страны. Картина «На пашне» уже более 100 лет представлена в экспозиции Третьяковской галереи, а три ее авторских повтора находятся в других музеях. Михаил Константинович сумел сказать свое слово в живописи.

Екатерина и Ольга

Еще одна дочь Константина Карловича, Екатерина Клодт (1842–1882), вышла замуж за Логгина Александровича Большева – топографа, геодезиста, полковника Русской императорской армии. В 1858 году он, как и Ярнефельт, поступил на работу в Николаевскую обсерваторию, затем почти десять лет провел в Финляндии на топографической службе, а потом был назначен начальником военно-топографического отдела Восточно-Сибирского военного округа – и это ознаменовало взлет его карьеры. Логгин Александрович руководил экспедицией по дальневосточному побережью России (бывшему к тому времени практически не исследованным), результаты его исследований побережья Японского моря и Татарского пролива принесли ему славу, его именем был назван мыс на материковой части Японского моря. Логгин Александрович буквально сгорел на работе, уйдя из жизни в возрасте 46 лет.

Екатерина Константиновна Клодт

Скажем несколько слов и о младшей дочери, родившейся в примечательном и богатом на таланты семействе Константина Карловича. Ольга Константиновна Клодт (1856–1941) – неординарная личность.
Она несколько лет была вольнослушателем Академии художеств, преподавала рисование в петербургской Мариинской женской гимназии. В конце 1890-х годов познакомилась и подружилась с писателем Львом Толстым (их взгляды на жизнь и на творчество оказались близки), ездила к нему в Ясную Поляну. Эта дружба сыграла большую роль в ее жизни, определив жизненные ориентиры. Ольга Константиновна не вышла замуж, жизнь ее оборвалась в блокадном Ленинграде в 1941-м или 1942 году.

Хранить историю семьи

Екатерина Суханова, поделившаяся материалами из семейного архива, – племянница Льва Борисовича Полетаева (1931–2015), правнука Екатерины Константиновны и Логгина Александровича. Лев Борисович работал внештатным спортивным фотокорреспондентом газеты «Смена» более 7 лет. Снимал внутрисоюзные и международные соревнования, получая награды. Может быть, любовь к фотографии Лев Борисович унаследовал от прапрадеда Константина Карловича, основавшего одно из первых в стране фотоателье. Окончив железнодорожный техникум, Лев Борисович 45 лет проработал в институте «Ленгипротранс» в отделе мостов на должностях от техника до главного инженера проектов.

Лев Борисович Полетаев на могиле
своего предка Петра Карловича Клодта
в Некрополе деятелей искусств
Александро-Невской лавры

Выйдя на пенсию в 1995 году, всецело отдался другой страсти – шахматам. Работал тренером-преподавателем по шахматам, был кандидатом в мастера спорта, чемпионом Ленинграда по шахматам и призером первенства СССР по шахматам по переписке. Также он выпустил руководство по шахматам для слепых и слабовидящим, так как сам занимался с такими детьми и прекрасно изучил специфику.
Изучение династии Клодтов продолжается…

Марина ОРЛОВА
Фотографии из семейного архива Клодтов представлены
Екатериной СУХАНОВОЙ

«Царскосельская газета» №№46 и 47,
2023 год

Добавить комментарий