Склоняем головы перед вашим мужеством
В эти январские дни мы отмечаем День Ленинградской Победы, и вся страна вспоминает великий подвиг жителей и защитников Ленинграда, совершенный ими в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. События девятисот блокадных дней – одни из самых трагических страниц в этой величайшей в истории человечества войне.
Враг был уверен, что с падением Ленинграда будет утрачен один из символов революции, остававшийся наиболее важным для Советской страны, и что дух народа в результате будет серьезно подорван. И для достижения своей цели фашисты делали все, что могли. Чтобы сломить волю к сопротивлению, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: только артиллерийских снарядов было выпушено 150 тыс., на город было сброшено 102 тыс. зажигательных и 5 тыс. фугасных бомб.
Но город не дрогнул, оборона приобрела всенародный характер, когда физические и духовные силы солдат и жителей города слились в сверхчеловеческую волю, позволившую отстоять Ленинград и разгромить врага.
В сентябре 1941 года из 160 тыс. человек народного ополчения было сформировано 10 стрелковых дивизий, 16 отдельных пулеметно-артиллерийских батальонов, 7 партизанских полков.
В осажденном городе работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13–14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов. За время блокады жители Ленинграда отремонтировали и произвели 2 тыс танков, 1,5 тыс. самолетов, 225 тыс. автоматов, 12 тыс. минометов, 10 млн мин и снарядов.
По «Дороге жизни» было перевезено 1,6 млн тонн грузов и эвакуировано 1,4 млн человек. На территории города было сооружено свыше 4 100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тыс. огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий.
Особо тяжела была для города нехватка продовольствия. Голод стал соратником врага. Люди умирали от истощения на работе, в своих квартирах, падали на улицах и больше не поднимались. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались. В ноябре-декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики – всего 125 граммов. Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка (рабочим – на 100 граммов, остальным – на 75), истощенные, изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это незначительное увеличение нормы выдачи хлеба давало умирающим от голода людям пусть слабую, но все-таки надежду. «Сто двадцать пять грамм с огнем и кровью пополам» стали символом испытаний, которые пришлось преодолеть жителям блокадного города. И они переносили их со стойкостью, в которую трудно поверить. Например, сотрудники Всесоюзного института растениеводства голодали вместе со всеми ленинградцами, но из богатейшей коллекции зерна они за время блокады не взяли ни одного зернышка.
Ленинградцы показали всему миру, на что они способны, защищая родной город. Город и его защитники не только держали удары врага, сковывая его силы, которые он бы смог перебросить под Москву и Сталинград, но и активно боролись, добиваясь прорыва блокады. Это удалось сделать 18 января 1943 года в ходе операции «Искра» силами Ленинградского и Волховского фронтов. В дальнейшем все попытки немецко-фашистского командования восстановить блокаду потерпели неудачу. Эта победа стала переломным моментом в битве за Ленинград – замысел врага задушить город голодом не удался.
Блокада была полностью снята в ходе Ленинградско-Новгородской операции в 1944 году. В результате мощного наступления советских войск немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60–100 км. 27 января 1944 года стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. В этот день в городе был дан праздничный салют.
Блокада Ленинграда длилась 872 дня. В первую очередь от голода, а также от обстрелов погибло по разным оценкам от 800 тысяч до более миллиона человек. Это больше, чем военные потери Великобритании и США за всю Вторую мировую войну, вместе взятые.
Подвиг защитников города был высоко оценен: свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Ленинграда», которая была учреждена в декабре 1942 года, было награждено около 1,5 млн человек.
За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание «Город –герой».
В ходе полного снятия блокады 24 января 1944 года были освобождены от фашистской оккупации города Пушкин и Павловск. Бои велись 110-м стрелковым корпусом под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Хазова. В результате трехдневных упорных боев советская армия овладела этими городами, разгромив не успевшие уйти остатки немецких гарнизонов.
Из журнала боевых донесений Министерства обороны:
«К 12 часам ночи (23.01.44) роты 37 СП (комполка майор И.Ф. Квашнин) пробивались к Екатерининскому дворцу, а остатки 213 СП (комполка А.К. Рябушов) выходили на линию ограды парка по Волхонскому шоссе (Парковая улица).
В 2.40 24 января, двигаясь со стороны Александровского парка, 37 и 213 СП фактически вступили в город Пушкин.
С запада и северо-запада 184 СП (комполка подполковник С.Ф. Даниленко) к 5.00 24 января после упорных боев овладел Кискисары и преследовал противника, окружая Павловско-Пушкинскую группировку.
Подразделения полка во взаимодействии с 37 СП и ОЛБ в 14.40 овладели г. Слуцк – Павловск. Противник всюду оказывал сильное сопротивление, но от мощных ударов частей дивизии был вынужден отходить, фактически бежать на запад».
В полдень 24 января 1944 года над аркой Лицея взвился красный флаг – символ утверждения победы над врагом на пушкинской земле.
Из книги Ольги Берггольц «Говорит Ленинград»:
«Мы приехали в город через несколько часов после его освобождения… Пушкин лежал в развалинах и ни одного человека, ни одного не встретили мы на своём пути. Немцы не оставили в Пушкине русских людей. Кого замучили и убили, кто умер от голода, кого угнали в Германию. Никому из пушкинцев не пришлось дождаться дня освобождения в своем городе. Неживая тишина и полное, трагическое, угрюмое безлюдье царили на улицах, среди обугленных, полувзорванных или сожжённых домов и молчаливых черных парков. О, хоть бы один человек, хоть бы старуха какая-нибудь выползла из подвала и попалась на встречу – потому что нестерпимо хотелось встретить здесь долгожданного, родного, своего, обнять его, поплакать вместе с ним слезами радости, погоревать над разорением, среди которого произошла наша встреча, и, улыбнувшись, сказать друг другу: «Ничего. Обстроимся, наладимся. Главное – вместе, на своей земле»… Но люди придут сюда, скоро придут. Ведь мы были в Пушкине всего через несколько часов после его освобождения. И ведь самое главное: он взят нами, возвращен, он опять наш… И если свершилось чудо полной ленинградской победы, свершится и чудо возрождения – возрождения всего, что захватчики превратили в развалины, пустыню и прах…».
Дорогие ветераны, участники Великой Отечественной войны, защитники Ленинграда, труженики и жители блокадного города!
Мы, жители Пушкинского района, чтим память людей, на чью долю выпали эти страшные дни. Все дальше от нас уходит военное лихолетье, но наши сердца всегда будут наполнены чувством благодарности тем, кто выполнил свой святой долг, отстоял наш любимый город. Низкий поклон вам, дорогие фронтовики, труженики тыла, блокадники, за беспримерное мужество и героизм, за ваш подвиг. Вы сумели совершить невозможное – выстоять и пережить этот ад, сохранить в себе человечность и остаться людьми. Сегодня мы низко склоняем головы перед вашим мужеством.
Спасибо вам за Ленинградскую Победу, за восстановление города, за ваш послевоенный труд во имя поколений, пришедших вам на смену, за нашу Родину, за нашу Жизнь.
В эти памятные дни желаем вам крепкого здо-ровья, долгих лет жизни, душевного тепла и заботы близких. Пусть мир и благополучие всегда будут в ваших домах.
Совет ветеранов Пушкинской общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов
Дорогие жители блокадного Ленинграда!
В дни празднования 80-летнего юбилея полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады все мы испытываем великую радость, вспоминая этот день.
Город выстоял и победил, хотя Ленинградская Победа досталась нам очень дорогой ценой. Война принесла много горя всем, но горе детей Ленинграда – голодавших, оторванных от родных, вывезенных в эвакуацию, оставшихся сиротами – неизмеримо.
Сегодня нам, детям блокады, уже за 80, за 85, за 90… И мы, пережившие эти страшные дни, навеки благодарны за спасение нашим матерям и героическим воинам, освободившим родной и любимый город Ленинград, и мы делаем всё для того, чтобы сохранить память о блокаде. И сейчас нам, как никогда, надо беречь мир и свободу и рассказывать молодежи правду об этой страшной войне, потому что память – это святое.
Дорогие блокадники! Поздравляю вас с великим праздником полного освобождения Ленинграда! Благодарю вас за всё, что вы делаете для сохранения исторической памяти, и желаю всем здоровья и долголетия.
С уважением председатель Пушкинского отделения Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда»
Майя Ивановна СЕМЕНОВА
Письмо в прошлое
Евгения Петровна Дарманчева – из тех, кого называют «дети блокадного Ленинграда». Десять лет назад она написала это письмо в прошлое, вспомнив о том, что ей пришлось пережить.
Здравствуй, моя любимая мамочка!
В моей памяти ты так и осталась молодой, ведь тебе тогда было всего 27 лет, а мне сейчас уже за 70. У меня все нормально, и единственный сын – уже взрослый, и твой внук растет, которого ты так и не увидела… Ты растила меня до четырех лет, а потом мне пришлось пережить такое, что и врагу не пожелаешь.
Блокада… Сколько же детей осталось в городе! И груднички, и постарше. В городе – голод, холод, бомбежки. Сейчас, десятилетия спустя, эти слова кажутся уже не такими страшными, а тогда (ты это знаешь) выжить было трудно, почти невозможно: умирали не только дети, но и взрослые. Голод и холод делали свои преступные действия медленно и упорно, а бомбежки заканчивали их. Но пока человек живет, он борется с трудностями, и наперекор всему жила в горожанах вера – вера в Победу. Истощенные и еле живые, ленинградцы все делали для этого: работали, учились, воевали, гасили зажигалки. В общем, работали на Победу и жили для нее.
Меня нашли умирающей около мертвой мамы. Есть уже совсем не хотелось. Помню только около себя медиков, которые в тех условиях сумели поставить меня на ноги. Теперь осиротевшей четырехлетней девочке (от отца с фронта не было вестей) была прямая дорога в детский дом. Уже приготовлены документы. Видит Бог, как мне не хотелось туда! А на следующий день… меня разыскали родственники: сестры отца и твои. У меня и брат появился. Он меня никогда не видел и даже удивился и неприятно был поражен. Его сестра оказалась очень тощей (кожа да кости) с огромной головой, с тоненькими ручками и ножками, похожая на букашку.
Мам! Никого из близких родственников уже нет – блокада доделывала свое черное дело и после войны.
Я же выжила благодаря медикам и моим родственникам, а также людям – простым ленинградцам. В их глазах и сейчас светится огонек доброжелательности, заботливости, а также стойкости и мужества, любви к ближнему. Все эти качества вросли в плоть и кровь в тех невыносимых условиях.
Долгожданная Ленинградская Победа, до которой ты не дожила, отсалютованная 24 залпами из 324 орудий, пришла! Город выстоял, остался таким же любимым и стал таким же красивым, как до войны. И дети выживших после блокады живут новой жизнью. Как же мы потом баловали их всем тем, чего мы не видели в детстве (хотя все мы жили очень скромно). Как же нам хотелось, чтобы они выросли настоящими людьми!
А теперь до свидания, мамуля…
«Царскосельская газета» № 3 от 25.01.2024.г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.