Понедельник 25 Ноября 2024 года

Станция с богатой историей

В 2023 году исполнилось 170 лет со дня начала работы железнодорожной станции «Александровская». Движение по Петербургско-Варшавской железной дороге на участке от Санкт-Петербурга до Гатчины открылось 1 ноября (13 ноября) 1853 года. Станция, располагавшаяся на 22-й версте, была первой по счету от Санкт-Петербурга
и в то время носила название «Царское Село», поскольку находилась неподалеку от императорской резиденции. Находилась она на территории деревни Александровской, возникшей в 1780-х гг. во время строительства Александровского дворца.
Сначала на станции возвели временный деревянный вокзал, а в 1860-х годах, к моменту открытия движения Санкт-Петербург – Псков, на смену ему по типовому проекту, разработанному Петром Онуфриевичем Сальменовичем, был построен большой каменный вокзал, на втором этаже которого располагались ресторан и царские комнаты. Рядом были возведены служебные постройки. Начальником станции до 1869 года служил губернский секретарь Котомкин.
25 мая 1868 года рядом со станцией в присутствии императора Александра II и нескольких лиц императорской фамилии была освящена и открыта каменная часовня «в память о чудесном спасении по Милости Божией жизни Государя Императора Александра II 25 мая 1867 года во время посещения Всемирной выставки в Париже, на которой на него польским террористом-фанатиком А. Березовским было совершено покушение», построенная по проекту знаменитого архитектора Александра Видова. Место для строительства часовни было выбрано не случайно: именно здесь в июне 1867 года толпа народа торжественно встречала государев поезд, приветствуя императора, вернувшегося из Парижа живым. К сожалению, до наших дней эта постройка не дожила: сохранился только фундамент и ступени лестницы. На месте, где она находилась, установлен памятный крест.
В 1879 году железнодорожную станцию «Царское Село» пере-именовали в «Александровскую». В 1895 году от нее проложена ветка к Императорскому павильону, находившемуся на окраине Александровского парка, и станция превратилась в парадные ворота для всех высочайших особ, прибывающих в Российскую империю из Европы.
Развитие станции шло вплоть до 1917 года. Строились уникальные мосты (арочный гранитный мост, ведущий под однопутную колею, сохранился до настоящего времени), казармы железнодорожных войск (одно здание сохранилось и сейчас находится в частной собственности), был обустроен пруд с двумя островами. Вокзал и весь привокзальный комплекс электрифицировали, а все сооружения, не связанные с деятельностью железной дороги, «находились по предписанию к Царскосельскому дворцовому правлению».
И именно отсюда в августе 1917 года уже отрекшийся от престола и взятый под арест Николай II вместе с семьей отправился в ссылку в Тобольск…
Во время Великой Отечественной войны и само здание вокзала, и постройки, возведенные рядом с ним, сильно пострадали. Немецкие оккупанты сняли и вывезли гранитные блоки с платформы и с берегов пруда, демонтировали электропроводку, без следа исчезли хрустальные люстры из царской половины вокзала, светильники, рояль красного дерева… Всё, что можно было вывезти, было вывезено. После войны здание вокзала было восстановлено – но в измененном виде, без второго этажа.
Вид станции «Александровская» знаком миллионам людей, никогда не бывавших здесь: в этом месте снимались эпизоды множества художественных фильмов, в числе которых – «Дама с собачкой» и «Спасенное поколение».
***
К 170-летнему юбилею станции Совет ветеранов поселка Александровская подготовил и согласовал с Государственным Русским музеем и Советом ветеранов Октябрьской железной дороги поздравительный плакат, основой для которого стала картина известного художника Адольфа Иосифовича Шарлеманя «Приезд в Царское Село невесты вел.кн. Владимира Александровича» из фондов музея – на ней можно увидеть, как станция выглядела в 1874 году. Поздравительный плакат был установлен в кассовом зале вокзала как знак уважения к железнодорожникам.

А.И. Шарлемань. Приезд в Царское Село
невесты вел.кн. Владимира Александровича

Совет ветеранов поселка старается по возможности увековечивать исторические события, связанные с железнодорожной станцией «Александровская». В зале ожидания нами уже установлена гранитная мемориальная доска в память об отправке Николая II, его семьи и свиты в послед-ний путь в ссылку в Тобольск.
Мы подготовили историческую справку о Героях Советского Союза А.И. Волкове, И.М. Бойцове, погибших за освобождение станции и поселка, и посвященные им памятные гранитные мемориальные доски установлены при входе под арку вокзала. Кроме того, под аркой установлена еще одна гранитная доска – в память о 85-й стрелковой Ленинградско-Павловской Краснознаменной дивизии, освобождавшей поселок Александровскую от немецко-фашистских оккупантов. Решающий удар по врагу нанесли бойцы 59-го стрелкового полка Героя Советского Союза полковника Е.М. Краснокутского, 103-го стрелкового полка подполковника И.П. Никулина, 141-го стрелкового полка подполковника С.П. Зубова и отдельного лыжного батальона капитана М.К. Ерина.
У Совета ветеранов поселка еще много интересных идей, ведь со станцией «Александровская» связано огромное количество исторических событий. Благодарим всех, кто помогает нам в нашей работе!

Тамара ТУРКИНА, председатель Совета ветеранов поселка Александровская,
Владимир НАКРАЙНИКОВ, первый заместитель председателя Совета ветеранов

«Царскосельская газета» № 5 от 8 февраля 2024 г.

Добавить комментарий