Чем живет современная школа
В 2023 году Санкт-Петербург, по словам губернатора Александра Беглова, установил абсолютный рекорд по вводу новых образовательных объектов: 24 школы и 36 детских сада. И в их стенах особенно заметно, с какими трудностями сталкивается современное образование. 10 февраля в школах Санкт-Петербурга проходил день открытых дверей. И наш корреспондент побывал в Пулковском, где в сентябре открылся новый корпус школы № 530, и пообщался с директором образовательного учреждения Жанной Ивановной ПРУС.
Добро пожаловать к новоселам
«То, что школа новая, несет как плюсы, так и дополнительные сложности», – признается директор. В только что построенных зданиях легче воплотить современный подход к учебному процессу. А он подразумевает и создание комфортной атмосферы для учащихся, и выстраивание собственных школьных традиций. Когда всё новое – и помещения, и педагогический состав – можно писать, как говорится, с чистого листа.
Комфортная среда включает в себя и создание достойной материально-технической базы, и планировочные решения. Например, по современным нормам новым школам полагается бассейн, но в старом здании (особенно если оно историческое) выполнить это требование чаще всего невозможно.
Ученые считают, что стандартная архитектура и единообразие угнетающе влияют на психику. А когда мы говорим о детях, мелочей не бывает. И как выглядят сегодня новые школы (внешний облик, интерьер), говорит о том, что к голосу урбанистов прислушиваются.
Вот и новый корпус школы № 530 – место, где по общим ощущениям хочется учиться. Высокие потолки, всевозможные диванчики, огромные шахматы в рекреации – все эти детали, складываясь воедино, действительно создают комфортную атмосферу, особенно удивительную для людей, окончивших школу в конце прошлого века.
«Материально-техническое оснащение теперь на достаточно высоком уровне. Например, мы отказались от досок с мелом, так как это лишняя пыль, а у многих ребятишек теперь аллергия. Пишем маркерами, в учебном процессе широко используется видео, которое мы показываем на больших экранах», – показывает директор помещения школы.
Утолить кадровый голод
«А вот минусом новой школы являются трудности с подбором сотрудников», – признается Жанна Ивановна.
Если бы все выпускники педагогических вузов шли работать по специальности, проблем с наличием учителей не было бы. Но кто-то из молодых специалистов боится сложностей работы в школе, другим хочется быстрых и больших денег… По данным Минобрнауки, только 40% выпускников пединститутов идут работать по специальности.
«Педагог – это призвание», – считает Жанна Прус. Она уверена, что школа не только должна передавать знания, но и воспитывать, социализировать, направлять ребят. Все это, разумеется, требует от сотрудников больших затрат сил и времени. Но если те, кто работает здесь, действительно увлечены своим делом – все цели будут достигнуты. Ребятам нужны настоящие учителя и наставники, а не люди, которые будут просто отрабатывать зарплату.
«Несмотря на кадровые сложности, в целом с коллективом мне повезло. Есть педагоги с опытом, есть молодые специалисты, что тоже хорошо, ведь кто-то должен создавать и передавать традиции. В целом соотношение опытных и молодых учителей пятьдесят на пятьдесят», – говорит Жанна Ивановна.
Действительно, дело к вечеру, а педагоги еще на местах – никто не спешит сбежать с работы побыстрее. Работы много, а со следующего года, когда в Пулковском введут в эксплуатацию еще несколько домов, нагрузка должна увеличиться (еще одну школу здесь обещают ввести в строй только в 2025 году).
Дети – это главное
Сейчас много говорят о разнице поколений, об особенностях бумеров, зуммеров и миллениалов. Жанна Ивановна работает в сфере педагогики 33 года, однако не считает, что дети изменились кардинально.
«Для нас, как для педагогов, более важно и заметно другое деление: на ребят, мотивированных учиться, и тех, у кого такой мотивации нет; на семьи, где есть работа с детьми, и те, где мальчики и девочки предоставлены сами себе, – говорит она. – Школа не остается безучастной. Классные руководители всегда знают о том, в каких семьях растут дети, и держат руку на пульсе, чтобы при возникновении проблем прийти на помощь».
Помимо классного руководителя, который должен своевременно обратить внимание на то, что с ребенком творится что-то неладное, помощь могут оказать и специалисты, которые теперь есть в каждой школе. И это не один психолог на тысячу человек, а целый штат профессионалов, которые могут помочь как самим школьникам, так и их родителям.
«Иногда в трудной ситуации психологи работают совместно с детьми и родителями. Бывает, что работа ведется только с ребятами или, наоборот, только со взрос-лыми. Всё зависит от ситуации и характера психологических проблем», – поясняет директор.
Приходят на помощь и такие структуры как, например, Совет отцов, объединяющий неравнодушных пап. Учитывая возросший процент неполных семей, возможность поговорить с кем-то «по-мужски» стала еще более актуальной.
Возрождение традиций
Важной составляющей воспитания стало и возвращение в школу практики приобщения детей к общественно полезной деятельности. И надо признать: большинство родителей поддерживает возрождение этих советских традиций. Несмотря на все нововведения, ЕГЭ, новые стандарты, современные гаджеты и другие приметы времени, образование остается очень консервативной системой.
«Школа – это о вечных темах: о воспитании, о моральных принципах, о личном примере. Наставничество в нашем деле играет очень большую роль», – утверждает Жанна Ивановна.
Политические формации меняются, а личностно формирующая суть русской школы остается неизменной. Все так же в школах создаются спортивные команды и творческие объединения. Вместо политинформации и классного часа советской эпохи теперь проводятся «Разговоры о важном». А флаг, который поднимают сейчас в образовательных учреждениях, трепещет точно так же, как школьное знамя советского прошлого. Вместо пионеров теперь волонтеры, но разве суть добрых дел от этого изменилась?
Проходящая сейчас Специальная военная операция – уникальное явление в нашей истории. Однако мы видим всё то же, что происходило и во время Великой Отечественной войны, и в Первую мировую –люди объединяются для взаимопомощи, помощи фронту и воспитания патриотов, только форматы меняются в зависимости от эпохи. В Пушкинском районе уже есть свои герои, вернувшиеся с поля боя; здесь собирают гуманитарную помощь для бойцов, а школьники пишут письма солдатам.
Не забывают и о героях минувших лет. Ученики школы № 530 ухаживают за воинским захоронением, где покоятся останки летчика Василия Бухтеева, который погиб, защищая Ленинград в 1941 году.
Время мечтать
Мечты всех родителей и детей, для которых школа № 530 стала вторым домом, не перечислишь. Но особенно запомнилось предложение устроить рядом со школой общественное пространство. В Санкт-Петербурге сейчас ведется активная работа по формированию комфортной городской среды, в рамках соответствующей городской программы только в 2023 году было благоустроено около 70 объектов – в городе появляются новые площадки для отдыха, занятий спортом, прогулок с детьми…
«Если в городе так активно создают зоны для отдыха, значит, и у нас надо делать то же самое, – считает местная жительница, представившаяся Еленой. – И лучше, когда это происходит в людном месте, рядом со школой. Тогда это действительно будет общественное пространство для семейного отдыха, а не место для сбора фриков».
Ну, а есть ли какая-нибудь мечта у директора школы? Что-то особое, не относящееся к учебному процессу? «Да, есть. Несмотря на то что район новый, места у нас исторические», – улыбается Жанна Ивановна. В прошлом на Пулковских высотах располагались созданные монаршей волей «образцовые деревни». Память о них сохраняется в современной топонимике – в названии Образцовой улицы и «Образцовых кварталов». И директор школы надеется, что, быть может, строители при проведении земляных работ найдут что-то из артефактов прошлого. А кто-то из сегодняшних учеников школы № 530 будет творить историю своими руками уже завтра.
Дмитрий КРАСНОВ
Фото автора
«Царскосельская газета» № 7 от 22 февраля 2024 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.