СТАТЬИ: Неназойливое солнце Василия Гусарова
Заслуженному художнику России Василию Петровичу Гусарову исполнилось 80 лет. Уроженец солнечного Черноморья, он в середине 60-х приехал покорять северную столицу. Учился в Мухинском училище, где преподает и профессорствует поныне, живет в Пушкине. Но связи с югом не теряет, много времени проводит в своем доме в Крыму. Семь лет назад в музее «Царскосельская коллекция» проходила выставка живописных работ Василия Петровича Гусарова. В основном она состояла из крымских пейзажей, написанных с натуры. Шли годы… Ныняшняя живопись Василия Гусарова нисколько не потеряла драйва мощного живописца-лирика. Его глаз по-прежнему остается острым и точным, а рука крепка и уверенна. В свои восемьдесят Василий Петрович и не думает стареть. Его юбилею в музее «Царскосельская коллекция» была посвящена выставка, посетители смогли познакомиться с 40 живописными произведениями мастера.
О таланте живописца говорят его работы. А как рождается вдохновение, каким видят художника его друзья, коллеги? Попробуем составить портрет Василия Гусарова из их воспоминаний и отзывов.
Анатолий Заславский, художник
– Думаю, что самым главным в творчестве Василия Гусарова – и стимулом, и содержанием его картин – является восхищение миром, в котором он живет… Многочисленные его пейзажи написаны не для того, чтобы кому-то что-то доказать, участвовать в каком-либо художественном движении, быть за или против. Василий Гусаров просто живет в природе. Уезжает летом из Петербурга в свой дом в Крыму, живет там один на один с природой этих мест, обдувается сухим горячим воздухом степей, обгорает под лучами солнца, в конце концов, становится с природой одним целым, и это свое полное блаженное растворение переносит на холсты… Размышляя над тем, что же лежит в основе этого творчества, что объединяет такое большое разнообразие в одной картине, начинаешь искать, как обычно в таких случаях, иррациональный элемент. Привычное исследование логики построения картинной плоскости заменяется увлекательным путешествием по местам, которые бесконечно дороги художнику. Зритель постепенно проникается исключительной важностью пребывания в этих местах, он с удовольствием дышит воздухом этих пейзажей, бродит по горным тропинкам, валяется на пляже – живет здесь.
Владимир Цивин, художник
– Он приехал в самом начале шестидесятых в темный холодный Питер поступать на кафедру монументальной живописи в Мухинское из жаркой светлой своей Одессы, всю жизнь увлеченно и честно делал мозаики, фрески, витражи, гобелены, несомненно, профессионально и качественно. Но вот построил двадцать лет назад дом в Крыму и стал писать такие удивительные божественные библейские пейзажи, полные солнца, света, моря и свободы, что одно лишь желание, на них глядя, возникает – чтобы он писал их как можно дольше. Он редкий, удивительный, неиссякаемый рассказчик. Все его рассазы настолько изобразительны и осязаемы, что ты их тут же мгновенно мысленно экранизируешь и видишь как в кино. Особенно я люблю слушать его рассказы о военном и послевоенном детстве, о его большой, старообрядческой семье. Целая улица клана Гусаровых была в степном городке Балты, что в двухстах километрах от Одессы, и где стояли три православные церкви (старообрядческая, болгарская, обновленческая), синагога, костел и сохранились еще развалины турецкой мечети.
Ксения Леликова, журналист
Работы Гусарова богаты по колориту, сочны, разнообразны. На одном холсте холодный серебряный морской пейзаж с белым, холодным, статным маяком. А на другом – знойная, жгучая степь, написанная уже в иной, более грубой манере. И от этих крупных мазков ты, кажется, чувствуешь жар и запах августовского знойного дня. И порой так странно, что здесь, в холодной мастерской, живут и раскаленные степи, и страстно-алые закаты, и уютные, тихие голубые бухты.
Валентин Аксанов, художник
Человеческие судьбы складываются из череды случайностей. Подарком судьбы Василий Гусаров считает учебу в мастерской Глеба Александровича Савинова, яркого представителя лучших традиций ленинградской (петербургской) живописной школы. Учебный процесс в мастерской проходил под знаком основательной академической подготовки в сочетании с воспитанием творческой инициативы студентов при решении поставленных учебных задач, что создавало особый климат в коллективе студентов. Это была дружная талантливая группа. Их учебные и дипломные работы отличались большим разнообразием, профессиональным мастерством. Именно в этой студенческой, творческой среде и разглядел Глеб Александрович Василия Гусарова. Он не ошибся в своих ожиданиях. Василий Петрович стал прекрасным художником – продолжателем идеалов и традиций своего учителя.
Александр Симуни, искусствовед
Уроженец юга, Гусаров, связавший некогда свою жизнь с Северной Пальмирой, не смог не вернуться на круги своя. Построенный им собственными руками дом в степном Крыму стал местом радостного, упоительного творчества по многу месяцев в году, и когда в зимней темноте Петербурга встречаешься со щедрым и, вместе с тем, неназойливым гусаровским солнцем, жизнь кажется не такой беспросветной…
Подготовила Лариса Крымова по материалам музея «Царскосельская коллекция»
«Вестник администрации»
№9, 17 мая
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.