Место встречи – музей
«Царскосельский Парнас»: место, где встречаются музы
В Историко-литературном музее города Пушкина открылась ключевая для 2024 года выставка «Царскосельский Парнас».
Она проходит в рамках проекта «Стихия», посвященного творческому многоголосью поэтов и прозаиков, жизнь которых была тесно связана с нашим городом.
Год юбилеев
Так сложилось, что в наступившем году отмечается целый ряд крупных юбилеев литераторов, которые жили и работали в Царском Селе – Детском Селе – городе Пушкине: 225 лет исполняется со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, 210 – Михаила Юрьевича Лермонтова, 140 – Александра Романовича Беляева, 135 – Анны Андреевны Ахматовой. Это ко многому обязывает всех, кто по долгу службы или по велению сердца хранит память о наших незаурядных соотечественниках: читателей, писателей, литературоведов и, конечно же, музейных работников.
В Историко-литературном музее задумались, как отметить столь насыщенный знаменательными датами год, и решили начать с выставки «Царскосельский Парнас», основные сюжетные линии которой соотносятся с личностями юбиляров.
Торжественное открытие выставки состоялось 5 марта. В нем приняли участие Марина Дорофеева – помощник депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Дмитрия Павлова; Елена Бондаренко – хранитель Мариинского дворца; руководители учреждений сферы культуры и образования; представители общественности. А волшебная музыка, исполненная солистами концертного зала «Петербургские серенады» Валерией Зиновьевой (сопрано) и Полиной Коруновой (фортепьяно), помогла присутствующим погрузиться в атмосферу творчества и вдохновения, необходимую для путешествия по Царскосельскому Парнасу – месту, где обитают музы, под покровительством которых создавались бессмертные литературные произведения.
Вокруг Пушкина
Центральным персонажем выставки стал Александр Сергеевич Пушкин – человек, жизнь и творчество которого тем или иным образом преломлялись в литературном наследии каждого из авторов, представленных на «Царскосельском Парнасе».
На стене – высказывания прозаков и поэтов об Александре Сергеевиче.
«Русское искусство должно быть ясно и прозрачно, как стихи Пушкина», – писал Алексей Николаевич Толстой (140-летний юбилей которого в прошлом году Историко-литературный музей отметил масштабным проектом «Год Толстого»). «Пушкин… – самое полное выражение духовных сил России», – признавал Максим Горький.
Одним из шедевров лирики Пушкина, «Царскосельская статуя», было навеяно одноименное стихотворение Анны Ахматовой:
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги…
На выставке представлена пластинка 1984 года, выпущенная фирмой «Мелодия». На диске собраны записи голоса Ахматовой из частных коллекций и из собрания Государственного Литературного музея (сейчас – Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля) – она читает не только свои стихотворения (в том числе уже ставшие хрестоматийными «Мне голос был. Он звал утешно…» и «И упало каменное слово…»), но и фрагмент очерка «Амедео Модильяни».
Стихотворение, определившее судьбу
Самое, наверное, известное в русской литературе стихотворение, посвященное Пушкину – лермонтовское «На смерть поэта». Написав это бессмертное произведение, Михаил Лермонтов предопределил свою судьбу: оно принесло ему литературную известность и стало причиной его первой ссылки на Кавказ. За ней последовала вторая, из которой поэт не вернулся, пав на нелепой и подлой по своей сути дуэли с Николаем Мартыновым.
На Кавказе Лермонтов быстро приобрел репутацию смелого гусара, который без страха и сомнений шел вперед, не боясь гибели. И на выставке рядом с его портретом размещен реконструированный доломан – короткая куртка, которая была узнаваемой частью гусарского мундира. Такую же поэт носил, сражаясь на Кавказе.
Бои в горах шли жестокие. «Я уверен, что ты получил письма мои из действующего отряда в Чечне, – писал Лермонтов своему другу А.А. Лопухину. – У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду.
Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6 тысяч; и все время дрались штыками… – вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью».
Горький и его комната
Из общего ряда юбиляров этого года выбивается Максим Горький: 155-летие со дня его рождения отмечалось в прошлом году. Но он все-таки стал одним из героев выставки – это позволило рассказать о том, как в нашем городе сохраняли память о писателях.
Максим Горький жил в Детском Селе летом 1919 и 1920 года, в доме бывшего купца Якова Скороспелова, находившегося у перекрестка Пролетарской (Церковной) улицы и Петербургского (Октябрьского) бульвара. В пятую годовщину со дня смерти Горького, 18 июня 1941 года, в этом доме в бывшем кабинете писателя была открыта мемориальная комната. Музей просуществовал недолго: началась Великая Отечественная война, дом был разрушен – и до наших дней сохранились лишь воспоминания о том, как формировалась эта экспозиция. Об истории создания
мемориальной комнаты и рассказывают предметы из коллекции Историко-литературного музея.
В доме на Конюшенной
Интерес представляют и фотографии с церемонии открытия в 1984 году мемориальной доски на доме № 19 по Конюшенной улице, где с 1938 по 1942 год жил советский писатель-фантаст Александр Беляев. Среди собравшихся – дочь писателя Светлана Александровна Беляева и первый директор нашего музея Нина Александровна Трофимова.
Семью Александра Беляева война застала в Пушкине: он был тяжело болен и выехать в эвакуацию не мог. Умер писатель в возрасте 57 лет в оккупированном фашистами городе.
Осложненная постоянной болью и необходимостью серьезного лечения жизнь Беляева вызвала к жизни оторванные от тяжелой реальности яркие фантастические произведения, которыми и сегодня зачитывается молодежь: «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Ариэль»… Беляев был еще и блестящим журналистом (сотрудничавшим в том числе и с газетой «Большевистское слово», ныне – «Царскосельская газета») и очень дорожил этим своим званием. «Когда я умру, заверните меня в газету», – в шутку просил он домашних.
Хранители памяти
Незримое присутствие писателей и их муз ощущается в Царском Селе во многом благодаря людям, которые собирали и сохраняли личные вещи поэтов и писателей. Любительские коллекции со временем превращались в мемориальные комнаты, отдельные экспозиции и общественные музеи.
В частности, большое значение для Царского Села имеет деятельность Сергея Дмитриевича Умникова, главного собирателя предметов, связанных с жизнью и творчеством Анны Андреевны Ахматовой. И то, что 100-летие Ахматовой, широко отмечавшееся в 1989 году, было ознаменовано переименованием Вокзальной улицы в Ахматовскую, открытием мемориальной доски и музейной экспозиции при музыкальной школе, которая теперь носит название Царскосельской гимназии искусств им. А. А. Ахматовой – во многом именно его заслуга.
Краеведы и представители обществ любителей литературы и русской словесности, выступавшие инициаторами установки мемориальных досок и памятников, порой от руки переписывали документы и газетные вырезки; отправляли письма в архивы, чтобы уточнить адреса и годы пребывания героев выставки в Царском Селе – Детском Селе – городе Пушкине; поддерживали связь с потомками литераторов. И самое время сказать им большое спасибо – и прийти на выставку, чтобы посмотреть на плоды их общих усилий во славу русской словесности.
Выставка «Царскосельский Парнас» будет работать до 20 октября (г. Пушкин, ул. Леонтьевская, д. 28, лит. А.).
Наталья Корконосенко
Фото предоставлены Историко-литературным музеем города Пушкина
«Царскосельская газета» № 10 от 14 марта 2024 года
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.