Понедельник 25 Ноября 2024 года

На спектакль в… библиотеку

25 марта – день работников культуры, а 27 марта – Международный день театра. Оба события перекликаются, переплетаются и проявляются в самых неожиданных форматах. Например, в библиотеках нашего района можно не только взять книгу, но и побывать на выставках, встречах, концертах и даже спектаклях. Например, в пушкинской библиотеке «Ласточка» на Ленинградской, 36 давно практикуются моноспектакли.
Вот об этом творческом жанре и о жизни библиотеки наш разговор с ее первой и бессменной заведующей
Татьяной Витальевной РУХЛОВОЙ.


– Татьяна Витальевна, старожилы Пушкина помнят, что в этом здании когда-то находилась совсем другая библиотека, которая сегодня работает на улице Вячеслава Шишкова, а как сюда прилетела «Ласточка»?
– Когда в 80-х только началось большое строительство микрорайона «БАМ», уже шли споры и разговоры о том, создавать ли здесь библиотеку с нуля или перевезти уже существующую. Решили, что готовую библиотеку лучше отправить на «БАМ», а на Ленинградской начать все заново. Я тогда работала в Центральной библиотеке на улице Малой, и мне предложили возглавить новый филиал. Первый основной фонд из словарей, классики, учебников я собирала сама: филиалы нашей библиотечной системы поделились этой литературой. Сегодня в нашем фонде 40 тысяч книг – он по нашим меркам не очень большой, но разнообразный. Больше себе позволить мы просто не можем – нет места.

– А почему «Ласточка»?
– Название у нас появилось еще в 2008 году, когда в библиотеке шел капитальный ремонт. Мы решили, что изображение ласточки станет нашим логотипом и попросили разместить его на входе. Вот так получилось, что мы пятнадцать лет назад, сами того не зная, заглянули далеко в будущее, когда каждая библиотека имеет свое название. Ласточка – это символ добра, надежды и хороших начинаний. И мы желали этого себе и нашим читателям.

– Ваша библиотека знаме-нита на весь район своими моноспектаклями, Расскажите поподробнее, что это такое.
– Это наша визитная карточка. С самого первого дня в библиотеке была налажена лекционная форма работы, которая в 2004–2005-х годах и преобразовалась в подготовку моноспектаклей.

– Кто стал автором этой идеи?
– Первой ее предложила я, но вообще это работа всего коллектива. Дело в том, что я много лет ходила на лекции по истории Петербурга в Дом архитекторов, и наш лектор всегда сопровождал свой рассказ слайдами. И вот тогда я поняла, что надо менять форму подачи наших лекций, их надо иллюстрировать – это интереснее, информативнее и возникает обратная связь с аудиторией, живые эмоции. Идея начала развиваться, добавилось видео- и музыкальное сопровождение

– Как создаются ваши моноспектакли?
– Это синтез театра, кино и просветительской работы, который сложно с чем-то сравнить. Один человек выступает и в роли рассказчика, и в роли сценариста, и как автор фильма, будучи одновре-менно режиссером и монтажером. Потому что даже сам видеоряд мы создаем из множества фрагментов художественных и документальных фильмов по соответствующей теме. Например, у нас есть моноспектакль по роману Шолохова «Тихий Дон», и видеоряд мы делали из фрагментов телесериала режиссера Сергея Урсуляка. То, что у нас получилось, производит неизгладимое впечатление на школьников. Они после этого читают роман от корки до корки, и учителя нам очень благодарны, потому что произведение все-таки сложное, многоплановое, многогранное.

– Не только произведение сложное, вашу работу по созданию таких моноспектаклей тоже легкой не назовешь.
– Это правда. Такого больше не делает ни одна библиотека. Это очень трудоемкий процесс, требующий времени, умственных, душевных и физических усилий. Для создания видеоряда одного моноспектакля мы просматриваем 30-40 документальных и художественных фильмов, сами отбираем и «вырезаем» фрагменты, потом сами их монтируем, подбираем музыку, которая должна органично вписываться в этот видеоряд, дополнять его.

– И сколько сотрудников библиотеки создают такие моноспектакли?
– У нас четыре автора, и у каждого есть ассистент. Поэтому рабочий день в библиотеке тщательно спланирован. Например, шесть сотрудников проводят выездные мероприятия в школах или социальных учреждениях района, одновременно проходит моноспектакль в библиотеке, а два человека обслуживают читателей на абонементе и в читальном зале.

–То есть не все ваши моноспектакли вы показываете в библиотеке. А где еще?
– Библиотека сотрудничает с 17 школами района, из тех, что расположены рядом ребята приходят к нам, в остальные мы ездим. Давно дружим с Геронтологическим центром на Школьной улице, с отделением дневного пребывания КЦСОН на Огородной улице, с Центром социальной реабилитации инвалидов на бульваре Алексея Толстого в Пушкине; с Домом ветеранов войны и труда № 1 в Павловске; с Центром социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов в Ленсоветовском; с пансионатом для пожилых людей «Золотое время» в поселке «Александровская». Мы показываем наши моноспектакли в военных учебных заведениях района. Это одна из наиболее ярких, наглядных и востребованных форм патриотического воспитания, объединяющая культуру и историю. Наш рабочий день начинается не в одиннадцать часов, когда открывается библиотека, а в девять, а иногда и восемь утра. Бывает, что в течение дня мы успеваем провести 8–10 мероприятий. За год наши массовые мероприятия посещает приблизительно 15-17 тысяч человек.

– Татьяна Витальевна, вы и ваши сотрудницы где-то еще дополнительно учились? Ведь ваши авторские программы совсем не похожи на обычные презентации – это не только нарезка из фрагментов фильмов, но и иллюстрации, фотографии, музыка, подобранные так, что смотрится всё как единое целое.
– Нет, специально мы ничему не учились, нам показали несколько программ, с помощью которых это можно делать. А дальше мы уже совершенствовали свое умение самостоятельно.

– Вашему проекту исполнилось уже 20 лет. Как часто вы обновляете свой «репертуар»?
– Каждый из нас готовит два-три новых моноспетакля в год.

– А каким образом моноспектакли помогают в работе библиотеки?
– Очень хорошо помогают. И в былые времена, когда мы читали классические лекции, после них люди приходили и брали либо определенных авторов, либо книги по теме. Кто-то вообще впервые открывал для себя писателя или поэта. И за двадцать лет ничего не изменилось. Например, после моноспектакля «Кавказ в произведениях русских классиков» читали и Пушкина, и Лермонтова, и Толстого. Дело в том, что каждый из нас, создавая моноспектакль, вкладывает в него частичку себя. А через нас читатели по-новому смотрят на творчество классика.

Моноспектакли в апреле

16 АПРЕЛЯ — моноспекталь «Замужем за империей» к 195-летию
со дня рождения Екатерины Великой, часть I:
«Молодые годы Екатерины II»

18 АПРЕЛЯ — моноспектакль «Замужем за империей», часть II:
«Золотой век Екатерины Великой»

21 АПРЕЛЯ — премьера моноспектакля
«Я обнимаю всех живых…», посвященного
100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

22 АПРЕЛЯ — моноспектакль «В поисках потерянного рая»
путешествие к Владимиру Набокову
(к 125-летию со дня рождения писателя)

25 АПРЕЛЯ — вечер, посвященный великому польскому
композитору и пианисту Фридерику Шопену
«В волнах любовного потопа»

28 АПРЕЛЯ — биографический этюд
«Та весна, казалось будет вечной…»
о жизни и творчестве Майи Кристалинской.

Все моноспектакли начинаются в 14:00.
Вход свободный. 12+
20 апреля в 17:00 всех любителей чтения
ждут в «Ласточке» на «Библионочь»–2024.

Беседу вела Ксения КИРИЛЛОВА
Фото библиотеки «Ласточка»

«Царскосельская газета» № 13 от 4 апреля 2024 г.

Добавить комментарий