Наша история Из баронского рода Клодтов. Художник Ээро Ярнефельт
Продолжаем рассказ о семье Клодтов. В № 46, 47 «Царскосельской газеты» за 2023 год была опубликована статья «Из баронского рода Клодтов» о семейном древе представителей известной фамилии. Один из самых ярких представителей рода – скульптор Петр Карлович Клодт, чьи конные скульптуры украшают Аничков мост в Санкт-Петербурге.
В этой статье речь пойдет о финской ветви семейства. Племянница скульптора Елизавета (1839–1929), урожденная Клодт фон Юргенсбург, вышла замуж за Александра Ярнефельта (1833–1896), а затем уехала вместе с мужем в Финляндию. Впрочем, тогда это было Великое княжество Финляндское, входившее в состав Российской империи.
У истоков творческого начала
После свадьбы Ярнефельты пожили немного в Пулково и Выборге, а затем обосновались в Хельсинки. Там генерал-лейтенант российской армии руководил геодезическими и топографическими работами. Герой же нашего повествования Эрик (Ээро) Николай Ярнефельт (1863–1937) был третьим ребенком в этой семье. Всего же у Ярнефельтов было девять детей, и все они оставили свой след в культуре Финляндии. Например, Каспер (1859–1941) стал преподавателем, критиком, переводчиком; Арвид (1861–1932) – писателем и журналистом; Армас (1869–1958) – композитором, капельмейстером Стокгольмской оперы. Конечно, он во многом уступал славе Яна Сибелиуса (1865–1957) – всемирно известного финского композитора, женатого, кстати, на его сестре Айно (1871–1969), которая, в свою очередь, была художником-керамистом.
Александр Ярнефельт хотя и был российским генералом, но мечтал, чтобы финская нация получала бы больше привилегий в составе сильной России. Именно он настоял на том, чтобы, помимо русского и шведского языков, дети изучали финский. В начале 1880-х годов вокруг Елизаветы Ярнефельт сформировался кружок из молодых людей, по летам сходных с ее старшими детьми. Здесь Елизавета читала им Тургенева, Гоголя, Пушкина, Льва Толстого. Особенно она сдружилась с Юхани Ахо, впоследствии ставшим одним из известных финских романистов.
Несмотря на то, что большое влияние на творческое становление Ээро оказала его мать, именно отец посоветовал сыну развивать свои художественные способности.
Формирование собственного стиля
Ээро учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств Финляндии, а затем было решено отправить его в Императорскую Академию художеств в Петербург. Немалую роль в этом семейном решении сыграло и то, что Петербург был родиной матери, а отец провел здесь молодость. Кроме того, родной брат Елизаветы – Михаил Константинович Клодт (1832–1902) был профессором Академии художеств. Первое время Ээро даже жил на квартире у своего дяди. Будучи профессором Академии, дядя в то же время был и участником Товарищества художников-передвижников. Поэтому художественные воззрения, манера письма Михаила Клодта оказали большое влияние на формирование стиля молодого живописца. Большую роль на становление Ярнефельта как художника сыграл и другой профессор Академии – Павел Петрович Чистяков (1832–1919). Павел Петрович учил своих студентов обращать внимание на технику рисунка, обладать ею в совершенстве. Конечно, Ээро бывал, и не раз, в доме у Чистякова на Московском шоссе в Царском Селе. Здесь он познакомился с художником Ильей Репиным, с которым поддерживал отношения на протяжении всей жизни.
В Академии Ээро учился с 1883 по 1886 год, а в конце 1880-х едет учиться в Париж в Академию Жюльена. Именно здесь он окончательно формирует свой стиль под руководством Адольфа Бугеро и Тони Робер-Флери. Художник много копировал полотна Жюля Бретона, Леона Белли и Франсуа Милле. Как и другие скандинавы, уделял особое внимание творчеству Жюля Бастьена-Лепажа. Самым близким другом ему на многие годы становится Аксели Галлен-Каллела. Он не только составляет компанию Ярнефельту в обучении, но и знакомит его с богемной средой.
Певец Финляндии
Свое развитие талант Ээро Ярнефельта получает в Финляндии. Художник участвует в выставках, постепенно завоевывая первые награды и признание. «Саволакская лодка» – одна из первых картин, привлекших внимание специалистов. Вода, облака, отражающиеся в ней, передают прелесть северной природы. Впрочем, как и на картине «Стирка на берегу», все пронизано неярким, северным, но всепоглощающим светом. Постепенно живописец становится модным, причем как портретист.
В 1890 году Ээро Ярнефельт женится на актрисе Сайми Сван, с ней он уезжает в свадебное путешествие во Францию. Уже в Финляндии в семье появляется первенец, а затем одна дочь, другая… С годами все большее место в творчестве художника занимают портреты его ближайшего окружения: детей, жены, матери.
У Ээро появляются и необычные для финской живописи сатирические картины – «Хозяин и батраки», «В сельской лавочке». Стоит отметить, что Ээро был человеком насмешливым, любил беззлобно подшучивать над окружающими. В этом он схож со своим дядей Клодтом. Кстати, помимо портретиста и пейзажиста, Ээро Ярнефельт прославился и в области художественной графики, работая в технике мягкий лак.
В 1892 году по дороге в Россию Ярнефельт побывал в северной Карелии на сопке Коли и навсегда «заболел» этим краем. Он постоянно пишет пейзажи местечка Коли. За эти виды получает самые престижные награды на всемирных выставках. Одна из наиболее известных картин этой серии «Пиелисярви. Осенний пейзаж».
Популяризатором творчества Ээро выступил и знаменитый Сергей Дягилев – меценат, продюсер. Именно он устраивает выставку русских и финских художников в Нижнем Новгороде в 1896 году, а затем международную выставку в Петербурге.
В 1901 году Ярнефельт построил дом, который назвал «Суьтвиранта» («Летний пляж»), в колонии художников у озера Туусула. Соседи по Сувиранта – финский писатель Юхани Ахо с женой, а также сестра Айно с мужем Яном Сибелиусом. Добрые друзья Ээро и Сибелиус вместе посещают местечко Коли, и именно там Сибелиус задумывает свою четвертую симфонию. В Сувиранта художник прожил до 1917 года, а затем переехал в Хельсинки.
В 1902-м Ээро Ярнефельт занимает пост в Хельсинкском университете и преподает там живопись до 1928 года.
Ярнефельт был хорошо знаком с Максимом Горьким. В 1905 году он посещал его дачу в Куоккале (ныне Репино), где в то время жил писатель. Вообще до революции Ээро Ярнефельт постоянно общается с художниками, писателями не только из Петербурга, но и из других городов Российской империи. Самому Ээро не чуждо было литературное творчество, он писал эссе, критические статьи в местную газету «Пяйвялехти».
Известно, что тетя художника Ольга Константиновна Клодт (1856–1941 или 1942), младшая сестра его матери Елизаветы, тоже серьезно занималась живописью, брала уроки у Чистякова. Ольга Константиновна никогда не была замужем, всю жизнь прожила в России. Работала учительницей, серьезно была увлечена идеей толстовства – жить и работать на земле, помогая крестьянам.
В начале 1929 года Ээро с женой Сайми ездил в советскую Россию, чтобы встретиться со своими родственниками Клодтами. Тогда же он повидал и Ольгу Константиновну. Она через Ээро передала свое последнее письмо сестре, поздравив ее с 90-летием, а через несколько месяцев Елизаветы не стало. Ольга Константиновна умерла в Ленинграде в первую блокадную зиму.
С 1931 по 1933 год Ээро Ярнефельт занимал должность председателя Художественной академии Финляндии. Умер художник 15 ноября 1937 года
в Хельсинки в возрасте 74 лет.
Вместо послесловия
В год трехсотлетия Санкт-Петербурга в Мраморном дворце прошла большая персональная выставка Ээро Ярнефельта.
На ней были продемонстрированы три картины художника, до этого ранее не выставлявшиеся в Финляндии. Их в свое время выкупила княгиня Мария Тенишева на одной из выставок, устроенной Сергеем Дягилевым. А после революции картины оказались в Эрмитаже. К выставке был издан каталог художника, в котором Евгения Петрова, заместитель директора по научной работе Русского музея, отметила, что творчество Ээро Ярнефельта – один из примеров давней любви России к финской культуре, которую раньше хорошо знали и высоко ценили, а теперь немного подзабыли…
Подготовила Марина ОРЛОВА, по материалам семейного архива Клодтов, предоставленных их потомком
Екатериной СУХАНОВОЙ
На фото:
Автопортрет
«Стирка на берегу»
Сканы из каталога выставки «Ээро Ярнефельт. 1863–1937», изданного Государственным Русским музеем в 2003 году
«Царскосельская газета» № 19 от 23 мая
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.