Пятница 22 Ноября 2024 года

К юбилею поэта. Пушкинское лицейское общество

В год 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина отмечает свою круглую дату одно из первых пушкинских обществ в России – Пушкинское лицейское общество.
Созданное при Императорском Александровском лицее в год празднования столетнего юбилея поэта оно ставило целью «всестороннее изучение творений Пушкина, разъяснение их и распространение во всех слоях русского народа».
Во главе начинаний Лицей считал своим долгом и правом стоять во главе начинаний, связанных с именем Пушкина. Он стал инициатором создания первого памятника поэту, открытого в Москве 6 июня 1880 года. В стенах Императорского лицея был создан первый в России Пушкинский музей. Вот и теперь в преддверии столетнего юбилея поэта в учебном заведении собрались его выпускники, чтобы решить вопрос, как достойно отметить эту дату.
В избранную на собрании комиссию поступило множество предложений. Однако всех привлекла идея, исходившая от А. Л. Соколовского, воспитанника 22-го курса (выпуск 1857 г.). Александру Лукичу, известному переводчику Шекспира на русский язык, хорошо была известна деятельность Шекспировского и Гетевского обществ, существующих в Европе. Подобное литературное общество, посвященное Пушкину и состоящее из лицеистов, он предложил создать в Лицее.
Устав общества был утвержден 4 мая 1899 года в Царском Селе.
Общество состояло из бывших воспитанников Лицея. Через 10 лет своего существования оно объединяло уже более 300 человек. Делами общества заведовал комитет, состоящий из председателя и восьми членов, избираемых на общем собрании. Первым председателем общества был Д. Ф. Кобеко, известный историк, директор Императорской публичной библиотеки. В 1906 году его сменил попечитель Лицея А. С. Ермолов. Секретарем общества, «душой его» был пушкинист П. Е. Рейнбот.
В январе 1901 года звание почетного члена общества принял на себя президент Академии наук великий князь Константин Константинович.

Музейная деятельность

Согласно уставу в ведение общества переходил пушкинский музей, находившийся в Лицее, – в ту пору единственный пушкинский музей в России. В связи с этим одной из главных задач общество видело в раз-витии музея, пополнении его коллекции и устройстве помещения, открытого для всех желающих ознакомиться с ним.
В ту пору материалы, связанные с жизнью и творчеством Пушкина, его рукописи, хранившиеся у коллекционеров и частных лиц, еще не были полностью выявлены и учтены. Пушкиноведы не имели в своем рас-поряжении даже простого описания всех рукописей поэта. Поэтому члены общества придавали большое значение сбору сведений о нахождении пушкинских материалов, старались сделать копии и фотографии с найденных рукописей и вещей. Полученные данные заносились в специальную картотеку. Одновременно шли переговоры с владельцами о приобретении материалов для музея. Общество сумело привлечь к работе известных пушкинистов Б. Л. Модзалевского, В. И. Саитова, В. В. Сиповского.
Музей рос как за счет пожертвований, так и за счет приобретений. Так, например, на средства общества были приобретены автографы: «Кавказский пленник «А. С. Пушкина, стихотворение «Байрон» В. К. Кюхельбекера, лицейские письма и тетради М. А. Корфа.
Случалось, что материалы для музея покупались на средства отдельных членов общества по особой подписке между ними. На одном из заседаний было сообщено о поступлении в продажу коллекции рисунков одного известного собирателя. Тотчас же присутствующие организовали сбор средств, в результате чего были куплены рисунки К. П. Брюллова к поэме «Бахчисарайский фонтан».
Подобным образом были приобретены и рисунки художника С. Галактионова к этой же поэме. Заботясь о пропаганде пушкинского наследия и музейной коллекции, в 1907 го-ду общество предприняло издание поэмы с гелиогравюрами с подлинных рисунков Галактионова.
Собрание музея пополнялось и за счет даров самих членов общества. В результате через 10 лет по сравнению с 1899 годом коллекция музея увеличилась вдвое и насчитывала 5000 единиц хранения.
В музей нередко обращались частные лица, организации с просьбой сделать фотографии с рукописей, портретов Пушкина для издания его сочинений. Воспроизведение этих материалов разрешалось при условии указания на принадлежность публикуемых предметов Пушкинскому музею Александровского лицея.
Познакомиться с музеем могли все желающие. В путеводителе по Санкт-Петербургу 1903 года говорилось: «Музей открыт с 22 сентября по 1 марта по воскресеньям от 1 до 3 час.» Его посетителями были частные лица, учащаяся молодежь не только Петербурга, но и других городов. Экскурсии проводили воспитанники выпускного класса  и секретарь общества П. Е. Рейнбот.

Главный памятник

Еще в ходе подготовки к празднованию столетия со дня рождения Пушкина Д. Ф. Кобеко высказал предложение, что лучшим подарком к юбилею поэта было бы написание биографии Пушкина. Исполняя это пожелание, общество всячески поощряло исследования жизни и творчества поэта. На годичном собрании, состоявшемся 29 января 1904 года, была учреждена Пушкинская премия. На соискание премии были представлены работы В. В. Сиповского «Биография А. С. Пушкина» и Н. О. Лернера «Труды и дни Пушкина». Основываясь на отзывах известных пушкинистов, Пушкинская премия была присуждена Н. О. Лернеру.
Пушкинское лицейское общество в лице своих представителей принимало непосредственное участие в мероприятиях других организаций, служащих для увековечения памяти Пушкина. И поэтому вполне естественно, что члены общества приняли участие в создании и работе главного памятника Пушкину – Пушкинского дома (ныне Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН). Достаточно вспомнить, что первое предложение о создании будущего Пушкинского дома, переданное на официальное обсуждение, было сформулировано П. Е. Рейнботом: «…соорудить памятник А. С. Пушкину не в виде статуи, а в виде постройки особого музея». Само название «Пушкинский дом» вместо существовавшего ранее в документах «Дом Пушкина» было предложено директором Александровского лицея А. П. Саломоном.

Павел Евгеньевич Рейнбот, секретарь Пушкинского лицейского общества и заведующий лицейским музеем.

 

Просветительство

Во время русско-японской войны 1904 – 1906 годов Пушкинское лицейское общество снабжало действующую армию библиотеками. Сначала книги для комплектования библиотек собирались среди членов общества, потом пришлось привлечь сторонних лиц. Составлялись библиотеки двух видов: для нижних чинов и для офицеров и медицинского персонала. Во всех библиотеках имелись сочинения Пушкина. В солдатские библиотеки входило издание «Русскому солдату на память об А. С. Пушкине». В Комитет общества пришло множество благодарственных писем от различных войсковых частей, боевых судов и полевых госпиталей за присылку книг.
Еще одним направлением деятельности общества была организация и проведение пушкинских вечеров. Эти вечера проходили в Лицее в период с 1900 по 1913 год. Примечательно, что они очень похожи на современные литературно-музыкальные вечера.
Первый вечер состоялся 2 марта 1900 года. Воспитанники открыли его исполнением полонеза из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». С сообщением «Альбом директора Лицея Е. А. Энгельгардта» выступил Д. Ф. Кобеко. Прозвучали музыкальные произведения на стихи Пушкина. Доклады на этих вечерах делали лицейские профессора и бывшие воспитанники.
На втором вечере с сообщением о лицеисте Константине Карловиче Гроте выступил профессор Лицея А. Ф. Кони. На одном из вечеров профессор Н. А. Котляревский сделал доклад «Жуковский, Пушкин, Гоголь». Большой интерес вызвал доклад П. Я. Рейнбота «Лицейские журналы, альманахи, сборники с 1811 по 1902 год». Воспоминаниями о князе А. М. Горчакове поделился со слушателями лицеист 20-го курса (выпуск 1854 года) дипломат П. А. Сабуров.
Запомнилось современникам выступление на одном из вечеров струнного оркестра, состоящего из 19 лицеистов и двух преподавателей музыки, который исполнил интермеццо ночи из оперы Э. Ф. Направника «Дубровский». Дирижировал оркестром ректор Московской консерватории, главный дирижер симфонических концертов Московского отделения Русского музыкального общества В. И. Сафонов. Столь высокая честь, оказанная знаменитым музыкантом лицейскому оркестру, объясняется тем, что Сафонов был лицеистом 32-го курса (выпуск 1872 года).

Учащиеся женской гимназии в Пушкинском музее

 

Первые десять лет

В 1909 году Пушкинское лицейское общество отметило первый юбилей – десятилетие своей деятельности. Газета «Новое время», писала: «9 мая Пушкинское лицейское общество в чрезвычайном общем собрании, под предводительством статс-секретаря А. С. Ермолова, праздновало десятилетнюю годовщину своего основания. В поместительном актовом зале Императорского Александровского лицея собралось много членов общества – старых лицеистов и гостей…»
За первые десять лет существования было сделано следующее: устроен прекрасный пушкинский музей, помещающийся в лицейских комнатах… Одних автографов и рукописей имеется столько, что по ним можно смело написать биографию величайшего русского поэта… Для народных школ Псковской губернии готовится дешевое издание сочинений Пушкина… Издана «Книга о медалях, выбитых в честь Пушкина» А. А. Ильина, П. М. фон Кауфманом собраны в одно целое все документы, относящиеся к дуэли Пушкина, а товарищ министра иностранных дел Н. В. Чарыков прислал ко дню собрания брошюру его сочинения «Известия о дуэли Пушкина, имеющиеся в Голландии». К. Я. Грот прислал также на собрание еще один автограф Пушкина. В отделе иностранных переводов Пушкина интересны японские переводы «Капитанской дочки», один 1870-х годов, другой 1904 года с самыми невероятными иллюстрациями.

К столетию Лицея

19 октября 1911 года Императорскому лицею исполнялось 100 лет. Самое активное участие в подготовке к юбилею приняло общество. Прежде всего, на средства, выделенные им, были произведены расширение и перестройка помещений Пушкинского музея, причем старались достигнуть их сближения со старым Царскосельским лицеем.
Приняв решение сделать к юбилею родного Лицея художественный подарок, члены общества обратились с официальной просьбой к Илье Ефимовичу Репину написать картину. Художнику предложили выбрать для сюжета один из вариантов: акт открытия Лицея 19 октября 1811 года или переводной экзамен 8 января 1815 года, на котором Пушкин в присутствии Г. Р. Державина читал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Выбор Репина пал на второй из них. Илье Ефимовичу были предоставлены необходимые для выполнения заказа исторические материалы. Более того, в Лицее по просьбе Репина была устроена инсценировка переводного экзамена. Этот дар Пушкинского лицейского общества стал ценным вкладом в художественную пушкиниану.

Вместо заключения

В сложной политической обстановке 1917 года деятельность лицейского общества прекратилась. Последним большим делом было спасение Пушкинского музея в мае 1917 года из здания учебного заведения, занятого новыми властями. Материалы Пушкинского лицейского музея были переданы в Пушкинский дом.
Пройдет сорок лет, и в 1937 году, в год столетия со дня смерти А. С. Пушкина, в Париже будет создано «Пушкинское лицейское общество за рубежом», членами которого стали бывшие выпускники Лицея, находившиеся в эмиграции. Общество ставило своей главной целью продолжить деятельность Пушкинского лицейского общества, возникшего в Петербурге в 1899 году. Почетным председателем общества стал В. Н. Коковцов. Секретарем – Н. Н. Флиге. Устав общества был заявлен в Париже 21 июля 1937 года. Ближайшей целью общество ставило сбор «изданий, газетных вырезок, статей, открыток и прочих материалов, связанных с чествованием памяти поэта в разных странах, городах, где проживали в эмиграции питомцы Лицея». Но, по всей видимости, развернуть свою деятельность обществу не удалось. Сыграли свою роль и отсутствие необходимых материальных средств, и сложная политическая обстановка – на пороге стояла Вторая мировая война.
Пушкинское лицейское общество сыграло заметную роль не только в истории учебного заведения. Разработанные им направления музейной работы и сегодня нередко используются в деятельности литературных музеев, пушкинских обществ.

Светлана Павлова
Фото предоставлены автором

«Царскосельская газета» № 20 от 30 мая 2024 г.

Добавить комментарий