Пятница 18 Октября 2024 года

Павловск: время реставрации

В ГМЗ «Павловск» начались масштабные реставрационные работы. В 2027 году будет отмечаться 250-летие города Павловска, и к этому времени планируется воссоздать ряд парковых ансамблей и привести в порядок знаковые объекты. На прошлой неделе директор музея-заповедника Вера Дементьева провела для журналистов петербургских СМИ экскурсию по площадкам, на которые буквально на днях вышли подрядчики, и рассказала о работах, которые будут производиться в ближайшее время.
Новая жизнь Старого Шале
Еще в 1780-е годы в Павловском парке по замыслу Чарльза Камерона был возведен павильон Старое Шале – одна из первых и самых выразительных построек дворцово-паркового ансамбля. Одноэтажное здание внешне напоминало пасторальную сельскую хижину, которая была увенчана соломенной крышей, на вершине которой красовалась небольшая звонница с колоколом, а вокруг были устроены небольшой сад и огород. Хозяйка Павловска Мария Федоровна вдохновлялась философскими идеями Просвещения о близости человека к природе и воспитании в труде, и Старое Шале, по ее замыслу, должно было стать центром «идеального мира», где можно и отдохнуть на лоне природы, и приобщиться к здоровому и правильному образу жизни. Это место стало своего рода «деревенской детской» для детей Марии Федоровны и Павла Петровича: здесь они увлеченно выращивали цветы, ухаживали за грядками и собирали с них урожай. Время, проведенное здесь, великие князья и княгини вспоминали с удовольствием – и после смерти Марии Федоровны этот уголок парка превратился в музей: владельцы Павловска следили за тем, чтобы все здесь оставалось именно так, «как было при матушке». Старое Шале сохраняло свой первозданный вид до революции, но после нее «идеальный мир» прекратил свое существование. В 1922 году пожар уничтожил соломенную крышу, девять лет спустя еще один пожар превратил павильон в руины, а после фашистской оккупации даже от них не осталось и следа – уцелел лишь фундамент, да и то частично.
О необходимости восстановления Старого Шале в музее-заповеднике говорили давно, этот объект значился в перспективных планах, но средств на его восстановление у музея не было.
Как рассказала Вера Дементьева, приступить к реализации проекта удалось благодаря вниманию, которое проявил к музею-заповеднику президент России Владимир Путин, побывавший здесь в декабре прошлого года в рамках неформального саммита глав стран СНГ. Он не просто проявил интерес к нуждам Павловска, но и помог привлечь внебюджетные средства. В результате весной этого года на участке на границе районов Большой Звезды и Долины реки Славянки прошли археологические исследования; музей подготовил на основании сохранившихся архивных документов, акварелей и фотографий проектную документацию и  получил разрешение на строительство. Завершить работы планируется к ноябрю 2025 года. При этом сохранившаяся иконография позволит воссоздать в мельчайших деталях не только внешний облик Старого Шале, но и его внутреннюю отделку.


Будет воссоздан и огород, за которым снова будут ухаживать представители подрастающего поколения: здесь планируется разместить Детскую практическую школу садоводства и огородничества – «как при матушке».
– Сочетание историко-культурного потенциала Павловского парка и Старого Шале с возможностями для плодотворных занятий дает уникальную возможность для создания здесь музейного подразделения по работе с детьми, – говорит Вера Дементьева. – Знакомство детей с первоначальными навыками садоводства и огородничества, экологическое воспитание будут здесь органично сочетаться с приобщением юных посетителей к родной истории, основам художественной культуры, истории искусства и ландшафтной архитектуры.
Символический старт работам по воссозданию Старого Шале был дан 12 июня, в День России: сотрудники музея-заповедника и журналисты написали послание потомкам, поместили его в капсулу и закопали в землю рядом с остатками фундамента: у реставраторов будущего есть шанс когда-нибудь его обнаружить.

Три грации
Одна из жемчужин ансамбля Павловского дворца – Павильон Трех граций, который был построен в 1800–1901 годах на насыпной террасе, отделяющей Собственный сад от Садовой улицы. Чарльз Камерон (а автором проекта был именно он) именовал эту постройку «колоннадой», но после того, как в 1803 году в павильоне была установлена скульптура Агостино Трискорни, он получил новое название. Грации в античной мифологии были покровительницами всего прекрасного и возвышенного. Имена изящных девушек, поддерживающих вазу, стоящую на колонне в центре павильона, говорят сами за себя: Ефросина (радость), Аглая (блеск) и Талия (счастье).
Видовой павильон, где Павел Петрович любил пить чай, любуясь на панораму Мариенталя, никогда не перестраивался и не подвергался существенным переделкам – но неоднократно ремонтировался. Последняя серьезная реставрация здесь была в 1986 году, и в последние годы павильон пребывал в плачевном состоянии. И облупленная краска была не самой большой бедой: холм оплыл, подпорные стенки деформировались, разрушились известняковые камни фундамента террасы…
Сейчас в павильоне начались работы по комплексной реставрации. Планы обширные – от усиления и гидроизоляции подпорных стен до реставрации стропильной системы. При этом демонтаж скульптуры не планируется: Ефросину, Аглаю и Талию закрыли защитным футляром, а после того как в павильоне завершатся ремонтные работы, настанет черед и реставрации трех граций – он будет проводиться прямо на месте.

Дыхание Храма Дружбы
Закрыт на реставрацию и еще один знаковый павильон, одна из «визитных карточек» Павловского парка – Храм Дружбы. Как и Старое Шале, он принадлежит к числу старейших построек, возведенных здесь, и считается признанным шедевром классической парковой архитектуры. Павильон начали строить по проекту Чарльза Камерона в 1780 году, а в 1782 году он был завершен. Павел Петрович и Мария Федоровна  посвятили Храм Дружбы императрице Екатерине II, и над дверями павильона, предназначавшегося для устройства обедов и небольших концертов, была сделана надпись: «Любовь, почтение и благодарность посвятили».


Проектом предусмотрен целый комплекс работ – реставрация интерьера, фасадов и отмосток павильона, ремонт инженерных сетей, систем сигнализации. Но главное, что предстоит сделать реставраторам, – обследовать и расчистить подполье здания, исторические внешние и внутренние вентиляционные каналы и выполнить железобетонную плиту основания. Основная проблема Храма Дружбы сейчас состоит в нарушении температурно-влажностного режима помещения и чрезмерном увлажнении нижних частей стен, что ведет к разрушению здания-памятника. Скорее всего, причиной такой ситуации стало нарушение первоначальной системы дренажа и вентиляции из-за засыпанного со времен Великой Отечественной войны подвала здания.
При этом в послевоенный период реставрация здания проводилась неоднократно (в последний раз – в 2006–2007 годах). Однако восстановление дренажной и венти-ляционной систем Храма Дружбы не входило в проект.
А теперь павильону позволят полноценно «дышать».

Театр под открытым небом
Еще один парковый ансамбль, который планирует воссоздать ГМЗ «Павловск», – барочный амфитеатр, устроенный в 1792–1793 годах по проекту архитектора Винченцо Бренна. Театр на открытом воздухе состоял из двух частей, расположенных на противоположных берегах реки Славянки. На правом берегу на высоком холме располагался Каменный амфитеатр, построенный из известняка, со скамьей для зрителей и  несколькими ярусами ступеней, венчала сооружение статуя богини Флоры. Напротив был устроен Зеленый амфитеатр – земляная терраса из нескольких ярусов, обрамленная «зелеными кулисами» деревьев, где разыгрывались представления, при этом в русле реки был устроен ковш-бассейн с фонтанами. Однако в задуманном Бренной виде Зеленый амфитеатр просуществовал недолго: уже в 1820-х годах за ним перестали следить, и вскоре он стал напоминать обычный участок пейзажного парка, да и бассейн был засыпан. А Каменный амфитеатр сохранился, правда, уже в роли обычной парковой скамьи, с которой открывается прекрасный вид на Долину реки Славянки. В 1920 году  украшавшая его скульптура Флоры была перенесена в кладовые дворца. В послевоенные годы здесь была временно установлена совершенно другая скульптура – «Весталка», затем отреставрированную статую Флоры вернули на ее законное место, однако после нескольких актов вандализма ее пришлось демонтировать. Цементная копия скульптуры, установленная здесь в 1970-х годах, также стала жертвой вандалов, и в последние 30 лет пьедестал амфитеатра пустовал.


В ходе предстоящей реставрации предполагается привести в порядок каменную скамью, воссоздать балюстрадное ограждение и установить копию исторической скульптуры, выполненную из полиэфирных смол. Будет воссоздан и исторический профиль холма – с тремя уровнями зеленых террас и одернованными лестницами, ведущими к реке.
А воссоздание Зеленого амфитеатра уже началось: на том месте, где находились зеленые кулисы, уже красуются молодые ели, серебристые ивы и березы – их в рамках благотворительной акции «Подари сад» недавно высадили сотрудники ПАО «Газпром» вместе со своими детьми.

В Красной Долине
Краснодолинный район парка, созданный Пьетро Гонзагой на рубеже XVIII–XIX веков в Долине реки Славянки, за Пильбашенным мостом, был признан одним из шедевров паркостроения периода романтизма, любимым местом прогулок и отдыха императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Однако оценить его красоту сейчас невозможно – Елизаветин павильон, блестящий образец «фантазийной» архитектуры, построенный Чарльзом Камероном как доминанта района, находится в плачевном состоянии. Постройка серьезно пострадала еще в годы войны и со временем превратилась в руины.


Проект реставрации павильона был выполнен музеем-заповедником еще в 2016 году: главная идея состояла в том, чтобы максимально сохранить подлинные части здания
и воссоздать утраченные элементы по иконографическим материалам. Уже несколько лет эта некогда живописнейшая постройка находится в законсервированном состоянии –  и вот теперь, как заверила Вера Дементьева, мечты о ее воссоздании начнут претворяться в реальность. При этом ансамбль Красной Долины планируется восстановить полностью: одновременно с окончанием реставрации Елизаветина павильона планируется закончить работы на расположенном неподалеку от него павильоне Руина. Проектом предусмотрена также регенерация парковой территории. Принято решение и о воссоздании Краснодолинного моста, который был полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны.
После окончания работ Красная Долина предстанет перед гостями музея-заповедника в своем историческом облике – и наверняка станет одним из популярнейших уголков парка.

Анна Михайлова
Фото автора и ГМЗ «Павловск»

«Царскосельская газета» № 23 от 20 июня 2024  года

Добавить комментарий