Пятница 18 Октября 2024 года

Место встречи — музей. Черно-белый Пушкин

В № 22 «Царскосельской газеты» мы, рассказывая о том, как в нашем городе отпраздновали 225-летие со дня рождения Александра Пушкина, упомянули о выставке «Поэт и царь», открывшейся в Камероновой галерее Екатерининского парка. И сегодня мы хотим рассказать о ней подробнее.

Масштабная экспозиция – совместный проект ГМЗ «Царское Село» и Всероссийского музея А. С. Пушкина, реализованный при поддержке Минкультуры РФ, – рассказывает о жизни поэта от обучения в Царскосельском лицее до гибели на дуэли и раскрывает историю его взаимоотношений с представителями власти: как с современниками (Александром I и Николаем I), так и c воображаемыми оппонентами (Борисом Годуновым, Петром I, Екатериной II). И, конечно же, важную роль в ней играет тема Царского Села – города, где поэт провел шесть счастливых лицейских лет, куда он постоянно возвращался в течение последующей жизни. И неслучайно именно здесь он, сняв дачу, провел первое лето своей семейной жизни.
Выставка, оформленная театральным художником Юрием Сучковым, выглядит необычно и вызывает сильный эмоциональный отклик. Она разделена на две анфилады – белую, с романтическими руинами царскосельских парков, рассказывающую о жизни и творчестве поэта, и черную, которая переносит зрителя на Черную речку – место трагической гибели поэта.
Среди ценнейших экспонатов выставки – пять прижизненных портретов Александра Пушкина. Среди них – растиражированный портрет Пушкина-лицеиста, созданный преподавателем и гувернером Сергеем Гавриловичем Чириковым; портрет 1831 года, где неизвестный художник запечатлел поэта в белой шляпе, и последний прижизненный портрет Александра Сергеевича, созданный в 1836 году Петром Федоровичем Соколовым.
Известно, что Пушкин интересовался своей родословной и историей своего прадеда, крестника Петра I Абрама Петровича Ганнибала (1696–1781). В Камероновой галерее представлена картина Пьера-Дени Мартена «Битва при Лесной», где в правом углу изображен чернокожий юноша – это юный Ганнибал. И это изображение считается чуть ли не единственным достоверным изображением Абрама Петровича.
Можно увидеть на выставке и мемориальные вещи, принадлежащие императору Александру I, – например, письмо, адресованное графу Александру Аракчееву. Пушкин, можно сказать, вырос на глазах императора, встречался с ним на службах в придворной церкви Екатерининского дворца, виделся в парке. А в стихотворении «19 октября 1825 года» поэт символически подвел итоги царствования императора так: «Он взял Париж и основал Лицей».
На выставке делаются попытки раскрыть загадочные истории, связанные с Пушкиным. Так, размещена подлинная скульптура с фонтана «Девушка с кувшином», скульптор Павел Петрович Соколов создал ее в 1816 году. Это первая скульптура в Екатерининском парке, созданная именно для этого парка. Пушкин посвятил скульптуре стихотворение «Царскосельская статуя» от 1830 года. Вообще, освятив Царское Село своим творчеством одним из первых поэтов, великий поэт благословил и других поэтов на создание своих шедевров на эту тему. В экспликации к скульптуре дана распространенная версия, что в скульптуре изображена героиня басни Жана де Лафонтена «Молочница». Но в ней же сказано, что некоторые исследователи считают, что Соколов изобразил императрицу Елизавету Алексеевну (супругу Александра I). Наблюдательные зрители могут сами удостовериться в этом, взглянув на портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, размещенный рядом.
Другое открытие на выставке – это «Портрет Емельяна Пугачева» из Всероссийского музея А. С. Пушкина. На картине видно, что Пугачев изображен поверх женской головы. Как сказала Ольга Захарова, этот портрет потребовал реставрации в конце 1990-х годов, тогда раскрыли его красочный слой и увидели, что он написан на другом портрете – императрицы Екатерины II. Так написал неизвестный художник по заказу повстанцев Пугачева, которые тогда считали его императором России. Пушкин, как известно, интересовался восстанием Пугачева. Одним из результатов его раздумий стала повесть «Капитанская дочка».
На выставке нашлось место портрету Николая Михайловича Карамзина художника А. Г. Венецианова, его перу принадлежит многотомная «История государства Российского». Пушкин лично знал Карамзина, любил заходить к нему в гости в кавалерский дом на Садовой улице, который находился вблизи
Лицея. Там он читал книги из его богатейшей библиотеки. После того, как Карамзин написал о смутном времени, Пушкин создал свою драму «Борис Годунов». На выставке можно увидеть мемориальный стол Карамзина, за которым он писал свое многотомное сочинение.
Другой большой друг Пушкина – поэт Василий Андреевич Жуковский (портрет кисти Ф. И. Игина по оригиналу Ф. Т. Гильдебрандта). Он всегда тепло относился к поэту, специально к нему приходил в Лицей, а на протяжении всей жизни Пушкина ходатайствовал за него перед императором Николаем I. Ведь он был воспитателем его сына, наследника Александра (будущего императора Александра II).
Все ранее описанное находится на белой анфиладе. А черная половина – она и есть черная, без света. Только в конце – белое пятно, по которому несется конь без седока – вот такая метафора! Черная половина – это Черная речка, последние месяцы жизни Пушкина. Здесь представлена шинель Александра I, кабриолет Николая I.
Проходя по белой анфиладе, мы словно идем по аллее царскосельского сада и шелестим опавшими листьями. Здесь и парковая чугунная скамья, и подлинные скульптуры. В конце анфилады представлены вещи Пушкина – цилиндр и жилет (совсем небольшой на вид). Покидая черную половину, послед-нее, что мы видим, это строчки из стихотворения «Андрей Шенье» Пушкина от 1825 года, которое заканчивается словами: «и, может быть, утешен буду я Любовью…» Это финальная точка выставки «Поэт и царь».


Также на выставке можно будет прослушать аудиоспектакль в специальных наушниках. Сюжет аудиоспектакля охватывает жизнь поэта, от обучения в Царскосельском лицее до гибели на дуэли. Текст драматурга Маргариты Кадацкой основан на документах и на художественных произведениях.

Выставка работает до 20 сентября 2024 года. Выходной день: четверг. Часы работы: 11:00 – 18:00.

Марина ОРЛОВА
Фото автора и ГМЗ «Царское Село»

«Царскосельская газета» № 24 от 27 июня 2024

Добавить комментарий