Это всегда город муз
«Детское Село. За чашкой чая», так называется новая выставка, открывшаяся 18 июля в павильоне «Верхняя ванна» ГМЗ «Царское Село». Она рассказывает о своеобразном культурном феномене Детского Села первых послереволюционных десятилетий – о творческих людях, которые для дружеской беседы собирались за чашкой чая.
Как говорит куратор выставки Андрей Кондратьев: «Царское Село всегда было местом притяжения талантливых людей. В этом смысле не стали исключением и первые послереволюционные десятилетия в тогдашнем Детском Селе. Несмотря на драматизм происходивших в жизни города и его обывателей изменений, в Детском Селе по-прежнему жили, работали, мечтали и с неизменной радостью встречались люди, необыкновенно одаренные в разных областях искусства». Кстати, по мнению Андрея Кондратьева, он не разделяет город до революции и после – это всегда город муз.
Устроителям экспозиции хотелось показать, как люди большой внутренней эрудиции, культуры сплотились вокруг первого хранителя Детскосельских дворцов и парков Всеволода Ивановича Яковлева (1884–1950) и сделали все возможное, чтобы сохранить великое достояние русской нации.
На выставке 50 экспонатов из собрания музея-заповедника и частных коллекций, в том числе фарфор 1920–1930-х годов, предметы из фонда «Редкая книга», работы Юрия Великанова, Зинаиды Серебряковой, Дмитрия Кардовского и др.
Герои чаепития
Среди героев чаепития – первый хранитель дворцов-музеев Детского Села и Павловска Всеволод Яковлев, историк искусства, библиограф и художник-график Эрих Голлербах, художники Александр Головин и Кузьма Петров-Водкин. Экспозиция знакомит с учениками и друзьями семьи Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской. А еще были книжные иллюстраторы, художники, граверы, оформители фарфора и театральные декораторы.
Так, Всеволод Яковлев был родом из крестьянской семьи, выбился в люди, окончил Академию художеств. Еще до революции по его проекту был построен комплекс зданий для Сводного пехотного полка на Дворцовой улице. В 1918 году Яковлев вошел в состав Художественно-исторической комиссии под председательством Г. К. Лукомского по охране, проверке описей и приемке имущества царскосельских дворцов. А в ноябре этого же года его назначили хранителем Детскосельских дворцов.
Всеволод Яковлев в деле превращения бывшей царской резиденции в музеи опирался на профессионалов. Среди них был книжный иллюстратор Владимир Михайлович Конашевич (1888–1963), в то время он работал помощником хранителя Павловского музея. Чтобы экспозиции, которые были выстроены в соответствии с новой идеологией победившего пролетариата, смотрелись органично и красиво, был востребован его художественный талант.
Царскосел, искусствовед Эрих Федорович Голлербах (1895–1942) также входил в состав Художественно-исторической комиссии. Впоследствии он был прикомандирован Петроградским отделом по охране, учету и регистрации памятников истории и старины к штату сотрудников дворца. Писал множество статей, очерков о своих друзьях, среди которых был театральный художник Александр Яковлевич Головин (1863–1930).
Он с 1913 года постоянно проживал в Царском, затем в Детском Селе на Средней ул., 24. Сюда к нему приезжал театральный режиссер Всеволод Мейерхольд, и они бурно обсуждали театральные декорации и постановки. Головин близко дружил с Голлербахом и Яковлевым.
С середины 20-х годов прошлого века в здании бывшего Царскосельского Императорского лицея жил художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939) с семьей. Он часто бывал в гостях у Голлербаха и Яковлева. Благо, что последний жил в Екатерининском дворце в квартире, с окнами на лицей. К сожалению, в середине 20-х годов у художника выявили туберкулез и запретили писать масляными красками. В Детском Селе, обладающем, как считалось, особым микроклиматом, Петров-Водкин написал повесть «Пространство Эвклида» и другую свою автобиографическую прозу.
Люди, о которых рассказывает выставка, личности известные, а вот о взаимоотношениях между ними многое узнаешь впервые. У них по-разному складывались судьбы. Так, в 1934 году от туберкулеза умер живописец, график, гравер Юрий Петрович Великанов (1904–1934). Кстати, впервые на этой выставке представлены написанные им виды Александровского парка (из частной коллекции). В 1929 году его отчислили из Академии художеств с формулировкой «общественной ценности для вуза не представляет, замкнутый индивидуалист – не общественник». А по прошествии всего нескольких лет с триумфом прошли его выставки от Глазго до Кенигсберга. Зная его историю, по-новому смотришь на эту его сюиту цветных гравюр.
С 1907 по 1917 год прожили в Царском Селе супруги Кардовские. В доме Белозеровой на Конюшенной улице Ольга Делла-Вос-Кардовская организовала художественную студию. Там преподавал ее муж – художник-график Дмитрий Николаевич Кардовский (1866–1943). Ученики называли себя «кардовцами». Когда в 1929 году в Моск-ве у Дмитрия Николаевича состоялась персональная выставка, из 300 работ только 10 принадлежали его кисти, а все остальные его ученикам…
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955) в те годы возродила искусство цветной гравюры на дереве. Ее открытки с видами детскосельских парков широко известны, потому как издавались большими тиражами.
На выставке также представлены книги, изданные в 20-х и 30-х годах: «Охрана царской резиденции» Всеволода Яковлева,
«Город муз» и «Силуэты Нарбута» Эриха Голлербаха. Наряду с книгами в экспозиции можно увидеть работу художника Александра Головина – программку балета «Конек-Горбунок», прошедшего в Китайском театре 9 мая 1902 года.
Фарфоровые чашечки на круглом столе
А что можно сказать о главных предметах за чайным столом – о самих чашечках? На Государственном фарфоровом заводе, который до революции назывался Императорским фарфоровым заводом, продолжали работать талантливые художники. Наталия Яковлевна Данько (1892–1942) заведовала скульптурной мастерской, проработав там более четверти века и создав более 300 оригинальных произведений. Ее младшую сестру Елену Яковлевну (1898–1942) писатель Виталий Бианки назвал «умнейшей женщиной Ленинграда». Она часто проводила время в Детском Селе, а с 1920 года жила здесь постоянно в доме ученых. Помимо работы на ЛФЗ, она была замечательным детским писателем. На выставке представлена ее детская книжка «Фарфоровая чашечка». Обе сестры умерли от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году.
Сергей Васильевич Чехонин (1878–1936) был от природы разносторонне одарен. Чем он только в своей жизни ни занимался! Кроме того, что он был художником, графиком, он работал с майоликой, расписывал ткани. Также он считается создателем агитационного фарфора. Он много лет был руководителем «художественной части» Государственного фарфорового завода. На выставке можно увидеть чайные пары, выполненные по его рисункам, и в очередной раз удивиться мощи его таланта.
В центральном зале павильона стоит круглый стол для чаепития. На нем – фарфоровые чашечки 20–30-х годов минувшего столетия, изготовленные на заводе «Пролетарий», Дулевском и Дмитровском фарфоровых заводах. А за столом как будто сидят герои выставки и ведут неспешную беседу…
Выставка продлится до 15 сентября. Посетить ее возможно по билету в парк.
Марина Орлова
Фото автора
«Царскосельская газета» № 29 от 1 августа 2024 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.