Пятница 18 Октября 2024 года

Место встречи — музей. Раиса Флоренская. Божий ученик

С 24 августа по 6 октября в музее «Царскосельская коллекция» можно увидеть около ста живописных и графических работ Раисы Александровны Флоренской (1896–1932). Единственная выставка ее произведений в Петербурге состоялась 30 лет назад в Доме писателя, нынешняя экспозиция – это открытие имени большого художника, незаслуженно забытого потомками.

«Вряд ли ей пришло бы в голову назвать себя мастером (хотя мастерство неоспоримо):
скорее подмастерье, Божий ученик»
Галина Ельшевская, искусствовед, историк и критик искусства

О художнице

Семья Александра Флоренского, в которой воспитывалось семеро детей, не отличалась строгим христианским укладом. При этом в творчестве Раисы Флоренской – в цветах, пейзажах, портретах – прослеживается христианская тема. Ее первым учителем была старшая сестра Ольга, которая в дальнейшем стала известна как религиозный живописец и поэтесса. Брат Раисы Флоренской – знаменитый ученый и философ Павел – принял священный сан и служил в Покровском храме при Духовной академии.
Раиса Александровна – член известного художественного объединения «Маковец», в которое входили П. И. Бромирский, А. В. Шевченко, В. Н. Чекрыгин, Л. Ф. Жегин, С. М. Романович, К. К. Зефиров и П. А. Флоренский. Участники декларировали преемственность классических традиций, высокую духовность искусства.

Она жила искусством

На открытии выставки присутствовали члены семьи Флоренских – это Наталья Флоренская, Мария Трубачева, Александр Флоренский. Они рассказали, что сама художница признавалась, что она жила искусством, в ее работах присутствует созерцание мира, поэтому все свои произведения она создавала «в тишине». С большой признательностью родственники Раисы Флоренской вспоминают ее подругу – Екатерину Белякову, которая во многом спасла работы художницы, рано скончавшейся от чахотки.
– Получилось так, что после смерти Раисы Флоренской ее подруга попросила разрешение забрать работы к себе, – пояснила Мария Трубачева. – В семье Флоренских в то время уже был арестован отец Павел, который, кстати, в письмах из заключения пишет, что, возможно, для самой Раисы Александровны даже хорошо, что она не увидела ту атмосферу, те ужасы, которые происходили в тридцатые годы после ее кончины.

Канва творческого пути

Три зала первого этажа музея последовательно раскрывают основные периоды творчества Раисы Флоренской – от ранних акварельных работ (1910-е годы) – копий древнерусских фресок до прозрачной и светоносной живописи рубежа 1920–1930-х годов. «Камертоном выставки» работники музея назвали произведения, представленные в зале на втором этаже. В них есть и иконописное начало, и одухотворенное античное звучание.
– Мы, действительно, попытались прочесть заново канву творческого пути художницы, работы которой не выставлялись уже очень давно, и, наверное, современному зрителю необходимо снова рассказать и показать, как происходило становление и раскрытие этого во многом уникального художника, – сказала Ирина Федотова, научный сотрудник музея.
Дмитрий Павлович, заместитель главы администрации Пушкинского района, отметил, что открытие этой выставки – большое событие не только для музея и нашего города, но и даже для всей России.
– Мы все много говорим о сохранении традиционных духовно-нравственных ценностей. Так вот, выставка Раисы Александровны Флоренской, младшей сестры Павла Флоренского, разумеется, огромное событие в духовной жизни, – подчеркнул он.
– Раиса Александровна Флоренская, на мой взгляд, это удивительный художник, – считает Александр Некрасов, директор музея «Царскосельская коллекция», – значительный для нашей культуры, оставивший после себя огромное наследие, отразивший духовное направление и самые главные ценности для развития нашей страны. Я не ошибаюсь. Сейчас можно совершенно смело так сказать.

***
Выставка «Раиса Александровна Флоренская» стала частью выставочного исследовательского проекта. Живописные и графические работы будут также представлены в Москве в художественном пространстве Ile Theleme. Сотрудники музея «Царскосельская коллекция» надеются, что творческое наследие Раисы Флоренской не будет забыто.

Кристина ЗИКИЙ
Фото автора

«Царскосельская газета» № 32 от 29 августа 2024 г.

Добавить комментарий