Пятница 22 Ноября 2024 года

Библионовости. Непревзойденные в искусстве мастера

8 сентября в Павловской городской библиотеке прошла лекция «Крепостной художник», посвященная жизни и творчеству В. А. Тропинина – русского живописца, который писал картины в стиле романтизма и реализма и, отдавая предпочтение портретному жанру, и нарисовал многих знатных и известных современников.
Творческий путь Василия Тропинина, словно подчиняясь законам эпохи романтизма, сложился в невероятную историю таланта, пробившегося сквозь сложные жиз-ненные обстоятельства. Благодаря трудолюбию и уникальному природному дару сын крепостных крестьян смог занять достойное место среди живописцев XIX века, став величайшим портретистом.
Слушатели узнали, как непросто складывалась жизнь Тропинина – будучи крепостным, он не мог сам выбирать себе занятие и, несмотря на явную склонность к живописи, по желанию своего хозяина графа И. Моркова был отправлен на обучение к кондитеру. Только чудом юноше удалось попасть в вольнослушатели Академии художеств, где все преподаватели отметили его талант. Но граф Морков не пожелал отпускать Тропинина, и долгие годы, даже став известным художником, Василий Андреевич считался крепостным.
Кроме жизненного пути Тропинина, было рассказано о картинах художника; особенно всех заинтересовала история портрета А. С. Пушкина. Написанный в 1827 году по заказу друга Пушкина С. Соболевского портрет этот таинственным образом пропал и долгое время считался утраченным.

Только спустя 20 лет его нашел в меняльной лавке Н. А. Оболенский, который был племянником Моркова и хорошо знал тропининский стиль письма. Но даже после этого портрет переходил от одного владельца к другому и лишь спустя много лет, в 1937 году, стал собственностью Всесоюзного музея А. С. Пушкина.
В конце лекции было рассказано о Музее Тропинина и московских художников его времени, о том, в каких еще музеях России хранятся его работы.

Валентина МЕНЬШИКОВА, заведующая библиотекой

От редакции. В Музее Тропинина в Москве есть портрет мастера-камнетеса Самсона Ксенофонтовича Суханова, тоже пробившегося из крестьян. Наша газета рассказывала о его судьбе. Хочется лишь напомнить, что артель Суханова работала на самых знаковых сооружениях Петербурга, среди которых колоннады Казанского и Исаакиевского соборов, цоколь Биржи, колонны и статуи Горного корпуса, Ростральные колонны, облицовка набережных и многое другое. Живо его творение и в Царском Селе – знаменитая Баболовская, или Царь-ванна.

 На фото: автопортрет на фоне Кремля (окно в мастерской художника); портрет А. С. Пушкина, 1827 год; портрет С. К. Суханова, 1823 год

«Царскосельская газета» № 34 от 12 сентября 2024 г.

 

Добавить комментарий