Истории возвращенных даров
Выставка «Редкий дар. Истории возвращения культурных ценностей из собрания Российского фонда культуры» открылась в Санкт-Петербурге в историческом парке «Россия – моя история». Она будет работать здесь до 3 октября, а затем отправится сначала в Пятигорск, а в ноябре – в Ростов-на-Дону.
С точки зрения инклюзивности
Цели проекта – познакомить широкую аудиторию с историями уникальных культурно-исторических ценностей, возвращенных в Россию из-за рубежа в разные годы Российским фондом культуры, а профес-сиональное сообщество – с актуальными методиками и инструментами расширения доступности культуры и создания проектов, адаптированных для различных посетителей.
Елена Юрьевна Головнина, генеральный директор ООГО «Российский фонд культуры»: «За историю своего существования Фонд помог вернуть на родину более 130 000 памятников истории и культуры. За эти годы было безвозмездно передано в дар в различные учреждения культуры свыше 100 000 единиц хранения. Это уникальные артефакты, каждый из которых может рассказать увлекательную историю. Но те, кто их принес в дар, вернув в Россию, обладают еще более интересными судьбами. В художественном повествовании выставки переплетаются их истории, возрождая образы прошлого и создавая связь с настоящим. Ведь истинные ценности – верность, красота, любовь к Родине и родным – не имеют срока давности. А глубокое понимание и гордость за настоящее своей страны идут от корней, от знания и уважения к прошлому».
С точки зрения инклюзивности экспозиция призвана продемонстрировать на наглядных примерах, как могут применяться различные технологии и практики адаптации выставочного пространства для людей с физическими, ментальными особенностями и разным опытом. В рамках просветительской программы для профессиональной аудитории, запланированной в каждом из городов проведения выставки, специалисты пояснят использованные методики и технологии и поделятся профессиональным опытом и приемами расширения доступности культурных мероприятий. Участники в ходе открытых дискуссий смогут обсудить свои вопросы и предложения по реализации и развитию инклюзии в учреждениях культуры.
Об экспозиции
Выставочное пространство состоит из десяти тематических станций, каждая из которых рассказывает увлекательные истории возвращенных даров, воссозданных для выставки в репликах и репродукциях, и их бескорыстных дарителей.
Российский фонд культуры. История деятельности Фонда по возвращению в Россию культурно-исторических ценностей: видеотур по особняку Замятиных-Третьяковых в Москве.
Миниатюры Айвазовского. К числу шедевров, хранящихся в коллекции Фонда культуры, относятся несколько миниатюр кисти Ивана Айвазовского из коллекции внука художника Алексея Ганзена, который, как и дед, служил живописцем при Морском минис-терстве. Реплика декоративного щита его работы с миниатюрами Айвазовского представлена на этой станции – ее даже можно потрогать.
Медали «Родины». Одним из важнейших даров Российскому фонду культуры стала передача в 1993 году коллекции созданного в 1954 году в Лейквуде (штат Нью-Джерси) русскими эмигрантами музея американского общества «Родина», в том числе уникальной коллекции памятных и наградных медалей. Увеличенные копии четырех наиболее ценных из них представлены на стенде – они дают возможность в буквальном смысле прикоснуться к истории.
Царевны милосердия. Генерал-майор А. В. Сыробоярский передал в дар обществу «Родина» фотографии и материалы, связанные с одной из малоизвестных страниц из жизни царской семьи. По традиции, милосердие и благотворительность считались важной составляющей деятельности царских особ: в годы Первой мировой войны императрица и ее старшие дочери лично ухаживали за ранеными в госпитале как руководители Красного Креста, где и познакомились с Сыробоярским. Начавшееся в госпитале знакомство переросло в дружбу, они обменивались письмами до самой гибели царской семьи. Как самую большую драгоценность, зашив в подкладку пальто, Сыробоярский вывез из России царскосельские негативы и письма императрицы и княжон.
Русская выставка в Америке. В коллекции Фонда культуры хранятся уникальные материалы, связанные с организацией выставки 1924 года, в том числе работы Нестерова, Грабаря и Виноградова – фотографии и репродукции можно увидеть на стенде.
Приказ по столу. Коллекция американского общества «Родина», переданная в Россию в 1993–1998 годах, включала архивы и мемории многих полковых объединений и офицерских сообществ. Особенный интерес в этой части собрания представляют вещественные памятники военного быта: приглашения на торжественные мероприятия и меню обедов, ужинов и завтраков, которые устраивались полками по случаю юбилеев и других праздничных событий.
Илья Репин. «Ангел смерти». Художник получил за это произведение малую Серебряную медаль, которая для него означала освобождение из податного сословия и получение статуса независимого художника. А в 1964 году это полотно было подарено Борису Александрову, руководителю Ансамбля песни и пляски Советской Армии, как дань признательности за триумфальные гастроли во Франции. В 1988 году Александров передал это произведение Фонду культуры. Сейчас оно находится там, где было когда-то создано, – в коллекции музея Российской академии художеств.
Дмитрий Левицкий. «Портрет неизвестной с розой». Ныне хранящийся в Третьяковской галерее, он был написан в 1788 году, но до 1990-х годов исследователи творчества Левицкого даже не догадывались о существовании этого портрета, который, по иронии судьбы, не попал ни в один из каталогов мастера. В 1991 году, когда вдова известного коллекционера и художника Александра Копеловича, выполняя его последнюю волю, передала произведение в дар Российскому фонду культуры, встал вопрос об авторстве этого произведения. Эту тайну разгадали сотрудники Третьяковской галереи.
Бунин. Литературное зарубежье. В архивах Фонда хранятся уникальные кадры кинохроники, запечатлевшие момент триумфа русской литературы – вручения Нобелевской премии писателю. Пленка была обнаружена в одном из шведских архивов и передана в дар Фонду исполнителем роли Бунина в фильме «Дневник его жены» актером Андреем Смирновым.
Иван Бунин во время церемонии вручения Нобелевской премии, 1933 год
Булавка жены Шаляпина. Под впечатлением от экскурсии по залам особняка Замятиных-Третьяковых журналист Дмитрий Балашов решил передать в дар хранящуюся в его семье реликвию – шляпную булавку, которую, по легенде, подарила его бабушке ее соседка, первая жена Федора Ивановича Шаляпина Иола Шаляпина-Торнаги.
В Северной столице проект проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Вход на выставку свободный в часы работы площадки.
Справка
ООГО «Российский фонд культуры» – общероссийская общественно-государственная организация в сфере культуры и искусства. Созданный в 1986 году Фонд культуры вот уже без малого сорок лет ведет неустанную деятельность под девизом «Сохранять, осваивать и приумножать культурные ценности». При поддержке Фонда были созданы десятки новых региональных музеев, проведены сотни всесоюзных и международных выставок, фестивалей, концертов
и конкурсов; изданы уникальные книжные памятники; учреждены периодические издания во многих регионах страны. Обширная сеть региональных отделений позволяет проводить культурную и просветительскую деятельность Фонда на всей территории Российской Федерации. Ежегодно Фонд выделяет гранты
в различных направлениях искусства, поддерживая театральную, издательскую, музыкальную и просветительскую деятельность. Российский фонд культуры является оператором культурно-просветительских программ для школьников, национального проекта «Культура», федерального проекта «Творческие люди». Фонд является важным общественным институтом, оказывающим влияние на формирование государственной культурной политики.
Подготовила Лариса Крымова
На фото: Дмитрий Левицкий. «Портрет неизвестной с розой»,1788 год. Государственная Третьяковская галерея
«Царскосельская газета» № 35 от 19 сентября 2024 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.