Пятница 18 Октября 2024 года

Наша история. «Он был замечательно умен, талантлив…»

День учителя – прекрасный повод вспомнить о преподавателях учебного заведения, прославившего Царское Село, – Императорского лицея. К работе здесь стремились привлекать лучших педагогов, часто в Лицей приглашали преподавателей из Императорского Санкт-Петербургского университета. Но однажды случилось наоборот: одного из лицейских профессоров пригласили для преподавания в университете. Более того: он был избран ректором и занимал этот пост четыре года. Имя этого профессора – Иван Петрович Шульгин (1795–1869).

Лицей и лицеисты

В 1816 году, в последний год учебы Александра Пушкина и его товарищей, у лицейского профессора Ивана Кузьмича Кайданова появился помощник – Иван Петрович Шульгин, учитель географии, истории и статистики в младших классах и гувернер.
Недавний выпускник Педагогического института Шульгин был почти ровесником старших лицеистов. Благодаря открытому и прямому характеру, приветливости, справедливости и радушию молодого учителя между ним и воспитанниками завязались дружеские отношения. По словам лицейского биографа Николая Андреевича Гастфрейнда, Иван Петрович был очень любим некоторыми из них – «как, например, Кюхельбекером, бароном Дельвигом и, может быть, другими». Подтверждением этому служат стихотворения, которые посвятили Шульгину лицейские поэты – такие как Вильгельм Кюхельбекер и Павел Гревениц. А Антон Дельвиг, прощаясь с учебным заведением и оставляя на память товарищам дружеские послания, не забыл и Шульгина. Надеясь на встречу с ним в будущем, называя его запросто «приятель», Дельвиг писал:
Как обнимусь тогда с тобой!
Рука сама отыщет руку,
Чтоб с той же чистою душой –
Но, может быть, испившей муку, –
Схватить ее и крепко сжать!
Как дружных слов простому звуку
Мне будет весело внимать!
Много лет спустя, в 1834 году, находящийся в заключении в Свеаборгской крепости Вильгельм Кюхельбекер, давая оценку Шульгину-историку, напишет в дневниковой записи от 29 июля: «Приятно заметить хорошее, особенно когда оно встречается у людей, которых мы знавали, любили. Шульгин – человек с дарованием; взгляд его на историю не без глубокомыслия, слог у него истинно прекрасен…»
Александр Пушкин, без сомнения, также общался с Шульгиным, но следов этого общения в биографии поэта не сохранилось.
С годами число воспитанников Лицея, учившихся у Шульгина, увеличивалось, росло и профессиональное мастерство преподавателя. По мнению его учеников, в 1820–1830-х годах Иван Петрович был одним из лучших лицейских наставников. Вот как вспоминал о нем один из выпускников: «Он был замечательно умен, талантлив и, любя свой предмет и хорошо владея им, всегда умел оживлять свое изложение не риторическими фразами, а талантливой группировкой фактов. Его лекции были в числе тех, которые наиболее врезались в память и обогащали понятия слушателей. <…>
Не знаю, готовился ли он к каждой лекции, он читал ее всегда свободным словом, не имея перед собой никаких записок, и я, увлекаясь столько же предметом, сколько и изяществом изложения его, усердно записывал за ним… Он говорил очень внятно, не торопясь, мерной и плавностной речью…»

Светило новой науки

Вышедший в 1817 году приказ позволял профессорам и учителям одновременно преподавать учебные предметы в разных классах и местах. И Шульгин с середины 1820-х годов не ограничивался Царскосельским лицеем – он читает лекции по истории в Императорском училище правоведения, в гардемаринских и офицерских классах Морского кадетского корпуса, Смольном институте, Инженерном и Артиллерийском училищах, Пажеском корпусе, Военной академии… Художественный критик Владимир Васильевич Стасов, учившийся в училище правоведения, вспоминал, что на Шульгина в ту пору «смотрели как на необыкновенное светило новой науки».
Лекции, которые Шульгин постоянно совершенствовал, легли в основу его книг. Одна из них, «Изображения характера и содержания трех последних веков», была едва ли не первой оригинальной работой по всеобщей истории. Прекрасно владея иностранными языками, Шульгин следил за новыми изданиями немецких и французских историков и географов, собрал большую личную библиотеку (которую после его смерти граф Дмитрий Андреевич Толстой, бывший в ту пору министром народного просвещения, приобрел для Санкт-Петербургского историко-филологического института).
В 1833 году Ивана Петровича пригласили в Санкт-Петербургский университет, где он возглавил кафедру всеобщей истории.
В декабре того же года его избрали деканом историко-филологического факультета (переизбираться на эту должность он будет еще дважды), а в декабре 1835 года – ректором на срок в четыре года.
Шульгин стал первым ректором, которому довелось претворить в жизнь утвержденный в 1835 году университетский устав. В университете появились новые профессора, обновилось содержание курсов, почти в два раза увеличилось число студентов. Открытые диспуты, публичные лекции, а также ежегодные актовые речи ректора, представлявшие своего рода отчет обществу о жизни университета, значительно расширили сферу публичности учебного заведения.

Начальник Гоголя, экзаменатор Тургенева

В университете Ивану Петровичу довелось познакомиться с двумя молодыми литераторами, ставшими впоследствии знаменитыми русскими писателями, – Николаем Васильевичем Гоголем и Иваном Сергеевичем Тургеневым.
Гоголь пришел в университет в июле 1834 года, желая посвятить себя педагогической деятельности. Здесь он в течение полутора лет занимал на кафедре всеобщей истории должность адъюнкт-профессора.
По отзывам студентов, Гоголь как преподаватель не имел больших достоинств: «Он был рожден для того, чтобы быть наставником своих современников, но только не с кафедры».
Можно предположить, что отношения у Гоголя и Шульгина, бывшего его непосредственным начальником, не сложились. Слишком разными были у них взгляды и на методы преподавания истории, и на задачи этой науки. Шульгин являлся блюстителем чистой, высокой, истинной науки. Гоголь, утверждавший, что «только из знанья подробностей выводится знанье целого», подходил к истории как писатель: увлекался отдельными эпизодами, которые привлекали его внимание, его творческое воображение, и расцвечивал их в яркие картины.
Свою преподавательскую работу в университете писатель характеризовал так: «Неузнанный я взошел на кафедру и неузнанный схожу с нее… Общее мнение говорит, что не за свое дело взялся…»
В числе студентов Гоголя был Иван Тургенев. Один из слушателей, учившийся одновременно с Тургеневым, вспоминал, что неожиданный уход Гоголя из университета создал проблемы: «Профессор Шульгин на экзамене задавал нам такие вопросы, которые вовсе не входили в программу лекций Гоголя… Ответ Тургенева не понравился Шульгину… Он стал задавать Тургеневу другие вопросы по части хронологии… Тургенев сделал ошибку и получил неодобрительную отметку». Это послужило причиной отказа Тургеневу в кандидатском звании. Однако именно от Шульгина Тургенев получил разрешение повторно прослушать лекции выпускного курса и год спустя выдержал экзамен на степень кандидата философии.

Палка Пушкина и портрет великого князя

По воспоминаниям современников, при всех своих личных достоинствах Иван Петрович, став ректором, склонялся к авторитарным методам руководства. Его прямота, бескомпромиссность, неспособность к лести и преклонению перед власть имущими приводила подчас к столкновениям и с попечителем, и с коллегами. «Подчиненные… не любят его за то, что он не особенно с ними ласков». Возможно, не чувствуя большой поддержки в университет-ской среде, по окончании четырех лет ректорства Шульгин отказался вновь баллотироваться, объяснив тем, что вскоре истекает 25-летний срок его службы (по уставу профессор, прослуживший четверть века, получал звание заслуженного и выходил в отставку).
На посту ректора Ивана Петровича сменил профессор русской словесности Петр Александрович Плетнев – литературный критик, поэт, друг Пушкина. У Шульгина с ним сложились теплые отношения, и, возможно, именно от Плетнева к нему перешла палка Пушкина – темного, почти черного цвета, с набалдашником из слоновой кости, на котором вырезано «А. Пушкинъ». По свидетельству друзей поэта с этой палкой он гулял в Летнем саду. После смерти Шульгина его потомки передали реликвию в Пушкинский музей Александровского лицея.
В 1839 году Шульгина пригласили заниматься историей, статистикой и географией со старшим сыном Николая I – великим князем Константином Николаевичем. Следует заметить, что уроки Шульгина принесли несомненную пользу будущему активному участнику реформ императора Александра II. В записях, сделанных Константином Николаевичем, читаем: «Уроки статистики были весьма занимательны потому особенно, что, так как великому князю не преподавались отдельно многие политические науки, как то: политическая экономия, наука финансов и полиция, то профессор Шульгин признал необходимым во введении к статистике сообщить великому князю, по крайней мере, основные начала этих наук и объяснить взаимную связь их между собою». По случаю 50-летнего юбилея Шульгина Константин Николаевич прислал ему свой портрет с надписью: «Любимому и уважаемому профессору от благодарного ученика».

Полвека педагогической деятельности

Покинув пост ректора, Шульгин вернулся в Императорский лицей. В общей сложности Иван Петрович проработал здесь 50 лет, вписав свое имя в историю учебного заведения.
Навсегда сохранил Шульгин добрые отношения с бывшим лицейским директором Егором Антоновичем Энгельгардтом, при котором он начал свою педагогическую деятельность. Он был постоянным участником встреч, которые проходили у Энгельгардта 19 октября, на лицейские годовщины.


Изображение Ивана Петровича мы можем увидеть на знаменитом полотне художника Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу». На переднем плане
он изобразил в качестве зрителей парада своих знаменитых современников. Широко известен фрагмент этой картины, на котором можно увидеть литераторов: Крылова, Пушкина, Жуковского и Гнедича. Рядом с ними – и Шульгин.
В дни празднования пятидесятилетия Лицея Иван Петрович выступил с «Обозрением пятидесятилетнего существования Императорского Царскосельского, ныне Александровского, лицея». Обращаясь к новым поколениям лицеистов, он советовал: «Прежде чем суетливо гоняться за новыми мнениями в науке, спросите сами себя: изучили ли вы ее основательно в том состоянии и виде, в котором она вам предлагается; если совесть ваша скажет вам «да», идите далее вперед. Платон, Аристотель, Кант – владыки в области науки и мысли – глубоко продумали все то, что было сделано прежде их, и с полным уважением к науке предшествовавшей строили новое…»
Обычно педагогам, много лет читающим один и тот же курс, трудно избежать повторов, рутины. Не избежал этого и Иван Петрович. Дмитрий Фомич Кобеко, лицейский выпускник 1856 года, писал о нем как о профессоре, «утомленном долгой педагогической деятельностью».


Сегодня, говоря о Лицее, Шульгина вспоминают редко. Увековечил же его имя Санкт-Петербургский государственный университет, открывший к своему трехсотлетию в здании Двенадцати коллегий галерею портретов ректоров университета. Среди них – и портрет Ивана Петровича Шульгина.

Светлана ПАВЛОВА

На фото:
Иван Петрович Шульгин. Рисунок Ланского, воспитанника Пажеского корпуса
Парад на Царицыном лугу. Г. Г. Чернецов. Холст, масло. 1837
Галерея портретов ректоров СПбГУ

«Царскосельская газета» № 37 от 3 октября 2024 г.

Добавить комментарий