Наша история. Пейзажист, прославивший Россию
Продолжаем цикл публикаций, посвященный художественной династии Клодтов, прославивших Россию. В № 46 и 47 за 2023 год и №19 за 2024 год мы писали о наиболее известных ее представителях – в частности, об основателе рода, Петре Карловиче Клодте, чьи скульптурные композиции украшают Аничков мост в Санкт-Петербурге. Сегодня речь пойдет о его племяннике, художнике-пейзажисте Михаиле Константиновиче Клодте (1832–1902).
Из инженеров – в художники
Михаил Клодт был сыном родного брата скульптора, Константина Карловича Клодта – военного, ставшего после увольнения со службы «по болезни» первым в России профессиональным гравером по дереву.
Миша родился 30 декабря 1832 года, он стал старшим сыном в семье, где впоследствии появилось еще девять детей. Его мать Катрин Винье (француженка по происхождению) мечтала, чтобы сын стал военным инженером, он поступил в Корпус горных инженеров, но учился плохо, без интереса. Исключением было рисование, которое вел мастер натюрморта Иван Трофимович Хруцкий. Обычно студенты манкировали его занятиями, а вот Миша с удовольствием их посещал, выполняя все задания. И когда начальник корпуса посоветовал Константину Карловичу забрать сына из учебного заведения и пристроить туда, где ему будет легче и интереснее, Хруцкий (к которому отец пришел за советом) сказал, что Михаила ждет будущее художника. Состоялся нелегкий разговор с родителями, мать плакала – ее мечты о блестящем военном будущем сына рухнули в одночасье. А Миша попросил у родителей благословения учиться на художника. «Так тому и быть», – выдохнула Катрин.
В 1851 году Михаил поступил в Императорскую академию художеств и учился очень охотно. Особые успехи он проявлял в классе Максима Никифоровича Воробьева, преподававшего ландшафтную живопись. Последовали заслуженные награды. Сначала за одну из работ Клодт получил серебряную медаль второй степени и стипендию Общества поощрения художников (от которой он отказался в пользу более нуждающихся претендентов), потом была серебряная медаль первой степени, золотая медаль второй степени и, наконец, большая золотая медаль, которая давала право совершить за государственный счет поездку в Европу сроком на три года – для совершенствования своего мастерства. Награду ему принесла картина «Вид в имении Загезаль близ Риги».
Два Михаила
В 1858 году молодой художник уехал в Швейцарию. Но гулять по горам он не любил (с детства боялся высоты), не по душе ему были и местные пейзажи – не хватало простора родной земли, воздуха… И он устремился во Францию, в Париж, к двоюродному брату – сыну Петра Карловича, которого также звали Михаилом (он в то время учился живописи во Франции).
Братья снимали на двоих небольшую каморку, Михаил Петрович свел родственника с французскими художниками: Теодором Руссо, Камилем Коро и Шарлем-Франсуа Добиньи. Однако у нашего героя их картины не вызвали восторга: он считал их незаконченными, неряшливо написанными. Произвели впечатление на него лишь работы Коро. Жизнь в Париже Михаилу Константиновичу (в отличие от брата) не нравилась, не хватало ему и русской еды – ржаного хлеба, щей…
На лето они решили поехать в Бретань – суровый край рыбаков, где задержались на весь сезон. Михаил Петрович работал безудержно, а Михаил Константинович то неистово писал этюды, то погружался в меланхолию (последняя была частой спутницей в его дальнейшей жизни). Тем не менее результатом его вдохновения этим краем, наполненным сильным морским воздухом, запахом сохнущих снастей и сетей, стал ряд очень сильных работ.
Найти «свою тему»
Пока Михаил Константинович был за границей, он исправно слал в Академию отчеты с прилагаемыми рисунками, и это всех устраивало. И когда он попросил вернуться в Россию раньше срока, чтобы писать пейзажи своей любимой родины, это стало неожиданностью: раньше такого не случалось. Просьба была удовлетворена. В январе 1861 года художник приехал обратно на родину, а годом позже получил звание академика.
В то же время он познакомился с сестрой начинающего писателя Константина Михайловича Станюковича – Елизаветой, полюбил ее, сделал предложение – и получил отказ. Его родные перепугались: как бы Мишенька не застрелился… Но случилось обратное: художник внезапно предложил руку и сердце своей давней знакомой, давно влюбленной в него Елизавете Владимирцовой, и в апреле 1862 года они поженились. Родственники пригласили молодую семью погостить в имении в Мценском уезде Орловской губернии, и Михаил Константинович целые дни проводил на этюдах: пейзажи средней полосы помогли ему найти «свою тему».
В 1863 году супруга художника, родив сына Бориса, тяжело заболела – и, промаявшись два года, тихо скончалась в декабре 1865 года, оставив сына на руках у своих родителей. Овдовев, художник вновь посватался к Елизавете Станюкович. Она, так и не составившая за 5 лет никакой партии, на этот раз согласилась стать его женой. В январе 1867 года они обвенчались.
Передвижник, профессор, муж
В 1870 году министр внутренних дел получил прошение об утверждении проекта устава Товарищества передвижных художественных выставок. Письмо подписали 15 художников, в числе которых были оба Михаила Клодта. Так началась история передвижников.
Михаил Константинович вошел в правление товарищества, параллельно сотрудничая и с Академией художеств. В 1873 году, после двух лет работы сверх штата без выплаты содержания, он получил место профессора Академии и проработал здесь до 1886 года, приняв активное участие в создании класса пейзажной живописи. Его семья переехала в большую служебную квартиру, которую некогда занимал Петр Клодт, однако улучшение материального положения не сделало семейную жизнь художника счастливой. Как рассказала внучка Михаила Константиновича биографу семьи Георгию Александровичу Клодту (Петру Карловичу он приходился правнуком), пара не сошлась характерами. Михаил Константинович работал, не покладая рук, а Елизавета Михайловна пыталась вести богемный образ жизни, к ней постоянно ходили гости (и муж даже не выходил к ним поздороваться). В семье было двое детей – Петр и Евгения, и после одного из скандалов жена просто взяла их и ушла, и в дальнейшем препятствовала общению сына и дочери с отцом.
Годы расцвета
Самым продуктивным периодом для Михаила Клодта стал конец 1860-х и начало 1870-х годов. В это время из-под его кисти выходят шедевры, которые экспонируются в Академии художеств, за рубежом, на всех выставках передвижников. На первой из них, состоявшейся в 1871 году, было представлено две работы Клодта – «Полдень» и «Вид в Киеве, из сада Г. Муравьева». Участвовал он в ней и в качестве «живописного персонажа» – героя картины Ивана Крамского «Портрет художника М. К. Клодта». Известный критик Владимир Стасов тогда писал, что картины Михаила Константиновича – в числе наиболее сильных из всех, представленных на выставке.
Что же было особенного в пейзажах Клодта? Казалось, они повествовали о красотах русской земли – ее дорогах, лесах, полях, но на картинах художника всегда присутствовал человек – будь то возница в телеге, крестьянин или крестьянка в поле, и художник поэтично, с любовью воспевал их труд.
Успешно Клодт и преподавал в пейзажном классе Академии: по воспоминаниям студентов, он использовал новаторские методы преподавания, и ученики его любили. Из мастерской Клодта вышли известные живописцы, в том числе Юлий Клевер, Александр Беггров и Николай Дубовской.
Конфликты и разногласия
Михаил Клодт получил признание и в Академии, и среди передвижников. Но усидеть на двух стульях удается редко, и художник, всегда бескомпромиссно отстаивавший свои убеждения, оказался втянут в череду конфликтов.
Сначала он вступил в конфронтацию с руководством Академии художеств. Владимир Верещагин в то время представил свою знаменитую «Туркестанскую серию», написанную под впечатлением от участия в военных операциях в ходе завоевания Туркестана. Его работы вызвали бурю негодования – в том числе и среди профессоров Академии. Они подписали коллективное обвинительное письмо – все, кроме Клодта, который выступил в защиту Верещагина.
На пятой выставке передвижников бурную полемику вызвала картина Архипа Куинджи «Украинская ночь»: публика была в восторге, а отзывы коллег-художников были неоднозначны. Михаил Константинович тогда опубликовал в газете «Молва» статью, где раскритиковал и картину Куинджи, и саму выставку. Статья вышла без подписи (что было в то время распространенной практикой), а когда о ее авторстве стало известно – художник Николай Ярошенко обвинил Клодта в том, что он критикует Куинджи из зависти. После этого Михаил Константинович написал письмо в товарищество с просьбой исключить его, если точку зрения Ярошенко поддерживают и другие художники…
Как показали дальнейшие события, выход Клодта в марте 1880 года стал далеко не последним скандалом среди передвижников. Вскоре Григорию Мясоедову не понравилась картина Виктора Михайловича Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»… В итоге распри в Товариществе передвижных художественных выставок растянулись на 10 лет.
В квартирке на Коломенской
Перестав быть членом товарищества, Михаил Клодт тем не менее по-прежнему представлял новые картины на передвижных выставках. Он продолжал плодотворно работать, но лучшие творческие времена остались позади: его подкосил и официальный развод с женой, и смерть отца в 1879 году.
Да, они виделись редко, но отец все же приходил в мастерскую сына, смотрел его работы, неизменно поддерживал его творческие устремления… Клодт все больше пил, приходил на занятия неряшливо одетым… Какое-то время его держали в Академии из жалости, а потом уволили.
Последние годы художник провел в маленькой квартире на Коломенской улице, 15. Сначала он жил там с сыном от первого брака, но тот вскоре умер – и Клодт остался в одиночестве. Правда, он продолжал ездить в гости в Финляндию к сестре, Елизавете Константиновне. Там он много писал, находил отдохновение. И какое-то время в 1870-х годах у него жил сын Елизаветы Ээро Ярнефельт, который впоследствии станет известным финским художником. Михаил Константинович много занимался с племянником, и это оказало большое влияние на творчество Ярнефельта.
Михаил Константинович Клодт ушел из жизни 16 (29 мая) 1902 года. После него в маленькой квартирке остались многочисленные неоплаченные счета, долговые расписки и картины – незаконченные или изорванные.
Его пейзажи сейчас находятся в различных музеях нашей страны, а одна из самых знаменитых работ – «На пашне» – представлена в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
Марина Орлова
На фото: Иван Крамской. Портрет барона М. К. Клодта. 1871 г.;
Михаил Клодт. На пашне. 1871 г.;
Михаил Клодт. Село в Орловской губернии. 1864 г.
«Царскосельская газета» № 39 от 24 октября 2024 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.