Пятница 22 Ноября 2024 года

Царскосельская янтарная мастерская: о секретах реставрации

В этом году участники ежегодной Краеведческой лаборатории, организованной библиотечной системой Пушкинского района, побывали на экскурсии в Царскосельской янтарной мастерской. С экспозицией в выставочном зале, а также с тем, как происходит процесс реставрационных работ, гостей познакомила специалист по связям с общественностью мастерской Вероника Геннадьевна Донская.
Царскосельская янтарная мастерская работает при Екатерининском дворце уже больше сорока лет – с 1981 года. За это время она превратилась в один из крупнейших в Российской Федерации и Европе научно-реставрационных центров. Здесь трудятся около ста человек, которые занимаются реставрационными работами для дворца. Самым известным проектом мастерской, безусловно, является воссоздание Янтарной комнаты, сейчас же в основном мастера занимаются над восстановлением уничтоженных в годы войны интерьеров личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.

От пластилина до морской пены

Некоторые думают, что в мастерской работают только с янтарем. Это не так. Мастера работают и с другими видами так называемого твердого камня – драгоценными и полудрагоценными породами, с фарфором, деревом и другими материалами. Директор мастерской Борис Павлович Игдалов – мастер по художественной обработке камня, художник-реставратор высшей категории – до прихода в ГМЗ «Царское Село» был камнерезом в объединении «Русские самоцветы».
При мастерской открыт небольшой музей, где собраны уникальные экспонаты. Например, аметистовая друза, привезенная с минералогической выставки в Германии – очень крупная, с ярчайшими кристаллами. Настоящая редкость! Рассказала Вероника Геннадьевна и о пластилиновых моделях, представленных в экспозициях. Для них используется специальный архитектурный пластилин, который издали выглядит похожим на дерево, и при изготовлении любых объемных предметов или их деталей модель сначала воплощается именно в этом материале.
«Это делается для того, чтобы, если у заказчика есть какие-то дополнения или (как в случае с Янтарной комнатой) на основании черно-белых фотографий или других исторических источников появляются какие-то изменения и уточнения, мы смогли бы переделать модель. Например, у розочки не 20 лепестков, а 16 – мы просто перелепим. Лепные работы очень востребованы в реставрации в целом», – рассказала Вероника Донская.
Один из экспонатов – очень крупный образец балтийского янтаря (именно с ним работают в мастерской). Большие куски камня, необходимые реставраторам в работе, – настоящая редкость, купить их сложно, а цены начинаются от ста тысяч рублей за килограмм. При этом продается и покупается он в необработанном виде. «Это значит, что мы не видим ни цвет, ни качество материала, – рассказывает Вероника Геннадьевна. – Янтарь может преподносить нам всякие сюрпризы, иногда приятные, иногда нет. Например, внутри может быть муха или комар. Конечно, в реставрации это считается дефектом».
Привлекают внимание и фигурки, созданные камнерезом Виктором Борисовичем Волковым (сейчас он в силу возраста работает на дому). Глядя на эти работы, трудно поверить, что абсолютно все детали сделаны из твердого камня (например, если это бутылка – она выполнена не из стекла, а из горного хрусталя). При создании таких статуэток сначала выполняется работа по камню, потом – ювелирная, а потом все детали (например, глаза, ресницы, губы) собираются с помощью металлических штифтов.
Вещи, сделанные из янтаря, – очень хрупкие. И такие предметы, как бескаркасные шкатулки или ларцы, по прямому назначению никогда не использовались: на них можно было только смотреть и восхищаться их красотой. Для тех же шкатулок, в которых можно что-то хранить, обязательно делали деревянный каркас. Один из таких предметов – большой, полностью функциональный ларец на каркасе, с бархатным нутром и украшениями из кости мамонта – представлен на выставке. Это образец научной реконструкции, позволяющей воссоздать произведение декоративно-прикладного искусства по сохранившейся иконографии (методика была разработана специалистами мастерской). Оригинал ларца был утрачен в годы войны, и мастерская на собственные средства воссоздала его по одной фронтальной фотографии. Реализация проекта заняла семь лет.
Гости Царскосельской янтарной мастерской увидели невероятной красоты столик, облицованный афганским лазуритом. Тонкостью работы поразил и шкафчик с янтарным панно «Птички». Эта красивейшая работа выполнена заместителем директора по производству, талантливейшим резчиком по камню и специалистом по художественной реставрации Константином Сергеевичем Ивановым. На панно сделаны тоненькие насечки, затертые разноцветными красками (очень сложная и трудоемкая техника) – и это придает изображению объем.
В выставочном зале Царскосельской янтарной мастерской представлен и шкафчик с антикварными курительными трубками – коллекция, которую собрал и подарил музею Борис Игдалов. У трубок янтарные мундштуки, резные детали выполнены из морской пенки – минерала, напоминающего спрессованные ракушки (добывается он только в Турции).

Как работают мастера

После знакомства с выставкой гостей мастерской пригласили в рабочие помещения, где можно было увидеть, как реставраторы золотят колонны для церкви в Костроме. Мастер берет специальную подушечку, на которую выклады-вает сусальное золото. Режется оно особым, очень острым ножом, а полируется специальным инструментом – агатовым зубком (он используется при глянцевом золочении).


Сейчас в мастерской на реставрации находится инвалидное кресло Екатерины II, которое долго стояло в Агатовых комнатах: то самое, на котором императрицу вывозили погулять в парке, а также шахматы, которые раньше можно было увидеть на выставке (у них переделываются ящики). Близки к завершению работы в Зубовском флигеле. «Это очень сложные залы, где много расписной фарфоровой плитки, которая украшает стены и потолок и должна быть определенного оттенка белого», – говорит Вероника Донская.
Провели гостей и в кабинет мастера по янтарю, где работает заместитель директора по производству Константин Сергеевич Иванов.
Сейчас Царскосельская янтарная мастерская готовится к участию в выставке «ПРОреставрацию». Туда отправится янтарная рама с зеркалом – реплика рамы из Янтарного кабинета и копия флорентийской мозаики «Слух» (оригинал, подаренный императрице Елизавете Петровне астрийской императрицей Марией Терезией, находился в Янтарной комнате и был утрачен в годы войны). Мозаика, выполненная из полу-драгоценных камней, имитирует живопись – это очень эффектная и очень сложная техника.

Путь в профессию

Как становятся реставраторами? Вероника Донская рассказала о том, что в профессию можно прийти разными путями. Классический вариант – обучение в реставрационном колледже или в Академии им. Штиглица; в последнее время реставраторов готовят и в других учебных заведениях.
«Но есть и совершенно иной маршрут, – говорит она. – Например, один из наших мастеров пришел к нам … из ветеринарии. Но оказался очень талантливым человеком в нашей области. А Константин Сергеевич Иванов начинал свой профессиональный путь в макетной мастерской. Благодаря своему таланту он за три года получил самый высокий разряд. Нужно любить реставрационное дело и понимать, что это не творческая профессия. Есть задание и технические документы, которым должна соответствовать работа. Если реставратор захочет внести что-то свое в тот или иной предмет, то комиссия просто его не примет. Реставратор должен уметь спокойно воспринимать конструктивную критику. Не стоит забывать и о том, что реставрация – это стройка, и здесь чаще всего довольно грязно. Но прелесть этой работы в том, что виден результат: когда сломанный предмет получает новую жизнь. Реставратор возвращает красоту тому, что разрушено. И, приходя во дворец, мастер видит предметы, которые реставрировал», – поделилась Вероника Геннадьевна.
Сейчас в Царскосельской янтарной мастерской проводятся мастер-классы как для детей, так и для взрослых. Дети создают из янтаря кулоны, а взрослые обучаются обработке дерева и мебельной обивке, есть мастер-классы по ботаническому барельефу. В планах – развивать совместно с художником-реставратором Натальей Мазур лекционный формат.

Анна СМИРНОВА
Фото Алины ШКУРНЯЕВОЙ

«Царскосельская газета» № 42 от 14 ноября 2024 г.

Добавить комментарий