«И если память мы удержим…»

В декабре в обновленном зале Центральной районной библиотеки им. Д. Н. Мамина-Сибиряка в рамках работы краеведческого клуба «Отечество» состоялась презентация книги царскосельского поэта Надежды Корниловой (1953–2021).
С любовью к городу
Сборник «Вкруг всего сада» был подготовлен к печати уже после смерти автора и выпущен в свет издательством «Серебряный век». В него вошли стихи о Царском Селе, поэтические посвящения поэтам Серебряного века, жизнь которых связана с нашим городом, часть большого цикла «Прелюдия, или Лохматые стихи на грани веков», написанного в 2000 году, и другие стихотворения. Иллюстрации для книги сделаны петербургскими художниками Глебом и Евдокией Ершовыми. Краткую, но яркую и проникновенную вступительную статью «И если память мы удержим…» написала поэт и переводчик Оксана Лихачева, руководитель Царскосельской литературной студии имени Т. Г. Гнедич. Кстати, участники студии читали на вечере и стихи Надежды Корниловой, и свои собственные – как своеобразный ответ ушедшему от нас автору. Их вдохновенные выступления органично вплелись в программу презентации, которая оказалась очень насыщенной и разнообразной. В тот день в библиотеку пришло множество людей, жизни которых были связаны с Надеждой Александровной: и ее бывшие одноклассники и учителя из школы № 410, и коллеги из Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга и Историко-литературного музея города Пушкина, и друзья – все те, без чьей помощи издать книгу было бы невозможно.
Открыла вечер руководитель клуба «Отечество» Марина Орлова, которая обратила внимание на вклад, который Надежда Корнилова вместе со своим другом и многолетним соавтором Мариной Мощениковой внесла в развитие царскосельского краеведения. За время совместной работы в Историко-литературном музее они подготовили множество исторических справок, статей и книг, в том числе «Дворцовый город Царское Село» (2009), «Историческая застройка Царского Села» (2010), «Иннокентий Анненский в Царском Селе»(2015), «Под покровом тайны государственной. Ассигнационная фабрика в Царском Селе» (2019). Тему продолжила главный редактор «Серебряного века» Галина Груздева, говорившая о невероятной любви Надежды Александровны к Царскому Селу и прекрасном знании его истории. А Наталья Давыдова, бывший директор Историко-литературного музея, рассказала, как на ее глазах в течение 22 лет происходило становление Надежды Корниловой как историка города, и выразила надежду, что будут изданы не только все ее стихи, но и краеведческие работы.
Оксана Лихачева назвала выход сборника событием для города, подчеркнув, что поэту удалось соединить поколения Серебряного века с веком сегодняшним и наполнить стихи невероятным содержанием – частью своего профессионального знания о Царском Селе. Елена Вотолевская и Надежда Вознесенская тепло рассказали о дружбе, которая связывала их с Надеждой Корниловой на протяжении всей жизни, и прочли стихи, которые она посвятила им, а одноклассницы поэта Ирина Глазунова и Татьяна Долгошеева поделились воспоминаниями о том, как она еще будучи школьницей начинала свой жизненный путь.
Интересные мысли о неисповедимости путей соединения изобразительного и поэтического искусства озвучил художник и искусствовед Глеб Ершов. Он обратил внимание на то, как органично слились в сборнике стихи и рисунки, создававшиеся им и его дочерью Евдокией без какой-либо связи с этими произведениями. Он рассказал, что впервые столкнулся с этим удивительным явлением в 1995 году, когда предоставил свои работы для иллюстрирования первого сборника Надежды – и был поражен необъяснимым, почти мистическим совпадением поэтического текста и графики. А литературовед, филолог, соредактор журнала «Звезда», составитель и комментатор «Царскосельской антологии» Андрей Арьев рассказал о том, как они сотрудничали с Надеждой Корниловой в ходе подготовки антологии, и подтвердил, что ее лиричный и в то же время ироничный стиль ни в чем не отступал от правды того места, где создавались ее стихи. «Знание Царского Села во многом питало ее поэзию, и это подтверждает, что строчка А. Пушкина «Отечество нам Царское Село» верна до сих пор», – сказал он.
Приветствия от друзей поэта озвучила составитель и идейный вдохновитель издания сборника Марина Мощеникова: к собравшимся на презентации обратились коллега Надежды Корниловой по ЦГИА Эмма Родзинская, автор книг о Николаевской Царскосельской гимназии Кирилл Финкельштейн (Бостон), создатель цифрового архива «Мир Иннокентия Анненского» Михаил Выграненко (Новосибирск). Марина Александровна поблагода-рила всех, кто принял участие в создании и издании сборника, и в первую очередь – замечательных людей, близко знакомых с Надеждой Корниловой, которые кропотливо и творчески работали над составлением книги: Ирину Глазунову, Наталью Ершову и Жанну Никитину.
Понимать, где ты живешь
Рассказала Марина Мощеникова собравшимся и о биографии автора в контексте «царскосельской» темы, которой посвящены первые части сборника. Оказалось, что связь с этим городом у Надежды Александровны в крови. Ее бабушка, дочь сельского учителя из Валдайского уезда, и дед, выходец из крестьянской семьи в Ярославской губернии, встретились в Петербурге в начале ХХ века. Их семья сначала жила в столице, а потом перебралась в Царское Село, где и оставалась вплоть до начала Великой Отечественной войны. Вскоре после смерти главы семьи бабушка и ее дочь Валентина (будущая мама поэтессы) оказались в оккупированном городе. В начале января 1942 года им удалось тайно покинуть квартиру на Захаржевской улице, и все военные годы они жили в Псковских Печорах. После войны Валентине пришел вызов из ВИРа, где она работала ранее, но не в Пушкин, а в опытное хозяйство в Суйде (причина для тех лет известная – проживание на оккупированной территории). Надя появилась на свет в Гатчине (которую потом всегда по-особенному любила), а первые пять лет жизни провела в Суйде.
В Пушкин, в родную Софию, семье удалось вернуться только в 1958 году, когда брат матери Михаил Васильевич получил от Ижорского завода комнату в доме на Павловском шоссе. Именно в это время маленькая Надя стала пробовать рифмовать. Стихи, в том числе о городе Пушкине, она писала на протяжении всех школьных лет. Искренние и лишенные пафоса они, однако, отличались некоторой невнятностью. На вопрос о том, почему это происходило, Надежда потом отвечала так: «Мы не понимали тогда, где живем…» Ответ этот, такой простой, на самом деле был абсолютно точен, ведь изучение истории всех бывших дворцовых пригородов вплоть до второй половины 1980-х годов находилось под негласным запретом. Редкие издания, посвященные Царскому Селу, выходили лишь в 1970-е годы, но и они были посвящены не непосредственно городу, а паркам, дворцам. Историю Царского Села в те десятилетия можно было сравнить с затонувшим градом Китежем, исчезнувшим под хранящими его тайну водами озера Светлояр…
Когда Надежда окончила школу, в ее жизнь властно вошел Петербург. В Пушкине она бывала редко: учеба на историческом факультете университета, друзья, общение, культурная среда захватили ее полностью.
Огромную роль здесь сыграла и работа в Ленинградском государственном историческом архиве (позже – ЦГИА Санкт-Петербурга): ежедневно история бывшей столицы и Санкт-Петербургской губернии в буквальном смысле проходила через ее руки. Но минуло 20 лет, и Надежда вернулась в свой город, чтобы начать долгую и плодотворную работу в новом филиале Музея истории Санкт-Петербурга – Музее истории Царского Села (позже – Историко-литературном музее г. Пушкина).
Научная работа в 1990-е годы была здесь на должной высоте: интересный состав научных сотрудников, разнообразие тем, практически неизученный город… Все это не могло не увлечь историка по профессии и поэта по призванию. Затонувший некогда «град Китеж» начал тогда «всплывать», и чем больше познавалась его забытая история, тем более неоднозначной, а подчас и горькой, и трагической виделась его судьба.
Тесное, живое общение с заинтересованной аудиторией на лекциях и авторских экскурсиях также подтолкнули процесс «вхождения в Царское Село». К этому времени Надежда Александровна стала выступать в Пушкине и Петербурге еще и как чтец – со своим циклом «Голоса Серебряного века» (в него вошли программы по стихам Иннокентия Анненского, Николая Оцупа, Анны Ахматовой). И именно ей выпала честь первой исполнить «Поэму без героя» Анны Ахматовой в стенах Фонтанного дома (Музея А. А. Ахматовой). Ее удивитель-ная, проникновенная и искренняя «неактерская» манера чтения стихов привлекала многочисленных слушателей, с которыми она делилась своей страстной любовью к поэтическому слову.
Вот тогда и пошли у нее мощной волной стихи о Царском Селе и поэтические обращения к поэтам Серебряного века, вошедшие в первые два раздела сборника «Вкруг всего сада». Почти все эти произведения датированы концом 1990-х годов.
«Вкруг всего сада»
Название сборника неслучайно. Именно так еще при Екатерине II называли Парковую улицу, отделявшую Екатерининский парк от Софии – месте, где жила семья Надежды Корниловой. Так она назвала и свою «царскосельскую тетрадь». Однако смысл названия сборника этим не исчерпывается. Очень точно и образно это на презентации подметила Наталья Ершова, много лет проработавшая вместе с Надеждой Корниловой в ЦГИА. «Конечно, она думала о судьбе своих стихов, о своей судьбе, и это у нее накладывается на образ сада, где все свершается: от рождения до смерти, и до возвращения к вечности, и до нового начала. И в этой книге есть идея круговорота по этой дороге, которая идет вкруг всего сада», – сказала она.
Творчество Надежды в целом Наталья Ершова емко и точно назвала «внутренним духовным подвигом» и обратила внимание собравшихся на то, что даже по ранним
стихотворениям видно, что перед нами – сложившийся поэт и совершенно узнаваемая личность. «И думая об этой дороге, которая идет вкруг всего сада, она, наверное, рассчитывала на понимание близких людей, на понимание друзей, – поделилась она. – Друзей у нее было много, Надежда обладала удивительным даром дружбы, даром понимания. И свои стихи, по-видимому, обращала во многом именно к этим людям, представляя их в виде диалога, переходящего от личного к очень значительным и очень высоким темам. И, наверное, благодаря этому ее стихи могут и должны иметь следующую жизнь». А в финале своего выступления Наталья Ершова рассказала, что, размышляя о творчестве Надежды и судьбе ее литературного наследия, она открыла книгу Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (поскольку и первое стихотво-рение сборника, и помещенный рядом с ним рисунок Глеба Ершова были тесно связаны с этой темой). И в первых же строках – посвящении, которое адресовал Радищев своему близкому другу, – прочла: «Почто, почто мне искать далеко кого-либо? Мой друг! Ты близ моего сердца живешь – и имя твое да озарит сие начало».
Итак, ответ найден, и начало положено. Судьба творческого наследия Надежды Корниловой может и должна быть в руках ее друзей, хранящих память о ней.
Марина Мощеникова, историк Царского Села
Фото Марины Орловой
и из семейного архива Надежды Корниловой
На фото:
Центральная районная библиотека им. Д. Н. Мамина-Сибиряка. Клуб «Отечество». На презентации сборника «Вкруг всего сада». Выступает Андрей Юрьевич Арьев
Бабушка и дед Надежды — Ирина Матвеевна и Василий Михайлович Корниловы
Надежда Корнилова в Екатерининском парке
«Царскосельская газета» № 1 от 16 января 2025 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.