Четверг 25 Апреля 2024 года

ИНТЕРВЬЮ: Нижние конюшни – последний объект?

В ближайшем будущем один из крупных архитектурных памятников Царского Села – Нижние конюшни – детище архитекторов Б.-Ф.Растрелли и С.И. Чевакинского, обретет новую жизнь. Вдохнет ее в аварийный памятник строительно-реставрационная компания «Корф». Для компании это уже не первый объект – силами «Корфа» архитектурный блеск возвращен даче известного русского художника Сверчкова на Павловском шоссе, усадьбе Паткуль на Малой улице, дому Каноббио на Леонтьевской улице. Однако, как рассказала руководитель компании Татьяна Олеговна Волох, этот объект может стать для «Корфа» последним: покупать памятники – дорогое и рискованное «удовольствие». Отпугивает и усугубившаяся в последние годы непрозрачность сферы деятельности.

– Татьяна Олеговна, не хочется думать, что район потеряет одного из своих опытнейших реставраторов, тем более что официальные структуры делают многое, чтобы сфера реставрации стала более привлекательной для бизнеса. На ваш взгляд им это удается?

– Сегодня реставрация – это особая сфера вложения средств, и она лишена привычных для бизнеса понятий, таких, как рыночная стоимость квадратных метров; инвестор, который всегда сориентирован на получение дивидендов, рассчитывать на прибыль не может. Так что фактически сфера лишена инвесторов, реставрацией позволяют себе заниматься лишь немногие – те, кто готов к серьезным затратам. А они, по разным причинам, могут расти в геометрической прогрессии. Например, объект состоит из нескольких корпусов, и конструкции одного из них оказываются сохранившимися, тогда как другого – разрушенными до основания.  Так сложилось, например, в нашем случае с Нижними конюшнями. В одном из их корпусов мы имели возможность использовать старые, не поврежденные гнилью балки и стропила, которые можно было санировать, а в другом пришлось все менять. Иногда приходится иметь дело с металлическими конструкциями, поврежденными при пожаре.

– То есть каждый объект – это особая история с индивидуальным по комплектации пакетом документов, а в итоге – с золотым для реставратора квадратным метром?

– Именно так. Недешево обходится покупателю и историко-культурная и проектная экспертизы объекта, которые нужно проводить прежде, чем приступать к работам.  Стоимость оформления сопровождающих документов может доходить до 20% от стоимости всех работ, а новички в этом деле переплачивают, отдавая за документацию до 50% бюджета реставрируемого объекта. Сложно проходит и юридическое сопровождение восстанавливаемых объектов. Покупатель сталкивается со множеством штрафов и судебных претензий КГИОП, система которых весьма лукава. Первым в ряду многочисленных претензией со стороны контролирующих органов обычно становится протокол об административном правонарушении о ненадлежащем содержании объекта. Документ неизменно попадает в суд, после чего владелец платит штраф в 5–10 тысяч рублей. Первая претензия становится поводом для последующих, и штрафные санкции приобретают катастрофические масштабы. Предусмотреть их невозможно, ведь дом продается Фондом имущества в аварийном состоянии.

– Каков же выход из этой ситуации? Ведь большинство домов, которые уходят с торгов, почти полностью разрушены временем?

– Мы считаем, что дома, которые продаются с торгов, должны проходить предварительную техническую экспертизу и после окончания работ соответствовать градостроительным и жилищным нормам.

– Сегодня главным игроком, налагающим штрафы и устанавливающим сроки выполнения работ на объекте, является Фонд имущества Санкт-Петербурга. Вы оцениваете работу Фонда положительно?

– Нет. Этой организации необходимо определиться со своими функциями. По сути, это агентство недвижимости, которое за комиссионное вознаграждение реализует государственное имущество, и этим его деятельность должна ограничиваться. Однако сегодня Фонд, не имея в своей структуре специальных подразделений, принял на себя функции Управления инвестициями и КГИОП и устанавливает покупателю сроки выполнения работ и даже сносов зданий, находящихся на территории памятника. При том что сроки реставрации государственных памятников регулируются именно КГИОП, и они могут быть разными в зависимости от их вида и технического состояния здания.

– То есть покупателя заранее подводят под штрафы за несоблюдение сроков?

– Да. После того, как объект продан с торгов, у покупателя начинается взаимодействие с комитетами, от которых он получает задание, что необходимо делать.  Поэтому, с моей точки зрения, Фонд имущества – это не та организация, которая должна заниматься вопросами реставрации памятников. Их функции нужно ограничить сделкой купли-продажи. Дальше работу должен вести КГИОП, который имеет право устанавливать сроки и принимать работы. Но все это возможно только после проведения экспертиз и согласования проектной документации.

– Сфера реставрации полна подводных камней, но вас это, по-видимому, не пугает?

– Нет. Мы из тех немногих, кто не опускает руки. Сейчас мы возвращаем к жизни царскосельские Нижние конюшни. Вокруг них много легенд, но мы надеемся развеять мифы и вернуть комплексу его блеск. Там уже отреставрированы три внутренних корпуса: усилены фундаменты, заменены кровли, частично переложены сети. Сейчас они отключены – это стандартная ситуация для архитектурных объектов, продаваемых Фондом имущества с торгов. В настоящее время мы приступили к реконструкции корпусов по Садовой и Конюшенной улицам, где предстоит провести санацию, реставрацию или полную замену старых стропильных конструкций. К следующему лету запланирована установка окон, реставрация фасадов и благоустройство территории. Работа идет поэтапно, темпы не снижаются, и, если снаружи нет активного движения, это вовсе не значит, что реставрация замерла. По оценке специалистов, объект сегодня выполнен на 70%.

– Надеемся, Нижние конюшни станут украшением города Пушкина. Что вы планируете там разместить?

– Там будет создан туристический кластер – ресторанно-гостиничный комплекс, соответствующий ожиданиям и интересам гостей нашего города. Туристические группы будут подъезжать туда на автобусах, под которые уже оборудуется территория для специализированных парковок. Под крышами комплекса разместятся рестораны, которые будут принимать туристов, гостиничные номера. Площади будут отведены и для пушкинских предпринимателей, производящих сувенирную продукцию. Сегодня Пушкин действительно нуждается в таком центре, который поможет разгрузить логистику города и предложит гостям из-за рубежа качественные услуги.

Татьяна Шаповалова

«Царскосельская газета» № 27,

2017 г.

Добавить комментарий