Блокадной памяти страницы

И до порога вечной тьмы
Мы помнить это будем всюду.
Ведь если позабудем мы,
То внуки наши знать не будут.
А. Молчанов
Январские дни – особенные для ленинградцев, петербуржцев. Они снова и снова возвращают нас в далекие годы Великой Отечественной войны, во времена блокады Ленинграда, продолжавшейся долгие и мучительные 872 дня – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – и приведшей к смерти более миллиона человек.
Для людей, переживших блокаду, их детей и внуков воспоминания об этой трагической странице истории наполнены болью. А вот дети, появившиеся на свет спустя десятилетия после окончания войны, не общавшиеся с теми, кто застал эти страшные годы, не испытывавшие от встреч с блокадниками сильных эмоций, воспринимают эти факты о нашем прошлом менее остро.
Задача преподавателей Царскосельской гимназии искусств имени А. А. Ахматовой – воспитание у ребят правильного отношения к подвигам, которые люди совершили во время Великой Отечественной войны, к истории своего государства. Ведь это влияет на формирование системы жизненных ценностей, знакомит с традициями и обычаями народа, передаваемыми из поколения в поколение, воспитывает, создавая то, что называют культурным кодом страны, который потом воплощается в поступках людей. Молодое поколение нашей страны является активным участником процесса усвоения и передачи этих знаний.
Традиционный «Урок памяти», который состоялся в гимназии 24 января, в день 81-й годовщины освобождения городов Пушкина и Павловска от фашистской оккупации, помог обучающимся понять, почувствовать события тех далеких дней. А говорили мы о детях блокадного города – ровесниках наших учеников. Рассказывая о событиях прошлого, знакомили с документальными материалами, фотографиями, воспоминаниями очевидцев, слушали стихи Ольги Берггольц в исполнении автора, читали стихотворения Анны Ахматовой.
Учащиеся и преподаватели музыкального отделения исполняли произведения композиторов, посвященные войне и блокаде. Мы вглядывались в картины художников, творивших в осажденном Ленинграде, которые старались не пропустить ни одного мгновения, оставить память для потомков, запечатлеть все в деталях.
Участники урока были потрясены подвигами ленинградцев. Об одном до сих пор мало кто знает: в 1942 году в стране закончились запасы донорской крови, объявили о срочном сборе, и больше всего крови для раненых сдали ленинградцы. Каждый день от 300 до 700 жителей блокадного города сдавали кровь для раненых, находящихся в госпиталях. За это им полагалась материальная помощь, но часто и эти деньги люди передавали в фонд обороны, на пожертвования удалось построить самолет. Всего за время блокады ленинградцы сдали для фронтовиков 144 тонны крови. Еще один интересный факт: январский день 1944 года, когда окончательно была снята блокада города, ленинградцы в патриотическом порыве отметили ударной сдачей крови для раненых воинов. В Ленинградский институт переливания крови тогда пришло более 3 000 доноров.
Литературно-музыкальная композиция «Подвигу твоему, Ленинград», посвященная 81-й годовщине снятия блокады Ленинграда, прозвучала в исполнении преподавателей гимназии. Личным примером они воспитывают в учащихся патриотизм и чувство гордости за советский народ через изучение истории осажденного города и подвига, совершенного его жителями, знакомят детей с музыкальными произведениями военной тематики.
«Вечернюю песню» В. П. Соловьева-Седого, песню «За село Синявино» на слова В. Суслова и музыку Я. Дубравина исполнил ансамбль преподавателей в составе Анастасии Щукиной, Светланы Хохловой, Ульяны Терещенко, Екатерины Сидоровой, Виктории Савиной, Любови Долговой, Марии Мусиной, Натальи Иллюминарской, Анны Прохоровой, Александра Фридмана. Музыка из кинофильма «Список Шиндлера» Дж. Вильямса прозвучала в исполнении Царскосельского квинтета (Мария Ильюнина, Инна Панкова – скрипки, Юлия Минакова – альт, Лидия Лагус – виолончель, Екатерина Сидорова – фортепиано).
Произведение преподавателя гимназии А. Фридмана «На безопасной стороне улицы» исполнили Александра Лебедева (арфа), Иван Лебедев (флейта), Светлана Хохлова (фортепиано). Фантазии на темы Рябинина для фортепиано с оркестром А. Аренского в пере-ложении Петра Шпака представила слушате-лям солистка Александра Ульяницкая (фортепиано). Дуэт гитаристов – Елена Решетник и Игорь Белых – исполнил произведение «Ой, да не вечер» в аранжировке Сергея Руднева, а Светлана Яковлева – прелюдию для левой руки ор. 9 А. Н. Скрябина. Композицию А. Цыганкова «Дорогами войны» (по мотивам песни А. Новикова «Эх, дороги») исполнили Алена Матвейчева (домра) и Артем Амелин (баян), «Вокализ» А. Бабаджаняна – Екатерина Нагорная (скрипка) и Светлана Хохлова (орган).
Стихи ленинградских поэтов и письма солдатам специальной военной операции, написанные учащимися гимназии, прочитала З. Ю. Урлашова. Закончился концерт исполнением любимой всеми песни «Ладога». Ансамбль преподавателей исполнил мелодию в обработке Петра Шпака, а весь зал подпевал.
Выставку художественных работ преподавателей гимназии представили директор учреждения Юрий Васильевич Сидоров и преподаватель Вадим Борисович Маслов.
«Я родился на улице Ольминского, д. 8. Это недалеко от Обуховской Обороны, напротив фабрики «Рабочий», – поделился Вадим Борисович. – Бабушка с братьями и сестрами работала там с двенадцати лет. В 1942 году, когда закончились талоны на еду, когда закончилась еда, брат, умирая, попросил:
– Я умру через два дня. Не неси меня. Подожди. Дочурка умрет через четыре, отнесешь нас вместе.
Машина, которая убирала тела погибших, ходила раз в двадцать дней. Потом тела погибших увозили на братское кладбище.
Я думаю, что в душе каждого ленинградца есть желание поставить крест – Крест памяти погибшим и своим близким. Поэтому центром нашей экспозиции является крест, который соткан из маленьких этюдов «Небо» в монохромной гамме. Это наш Крест памяти. Вся экспозиция выставки посвящена этим дням«.
Взаимодействие трех видов искусства – музыки, литературы и живописи – способствовало целостному восприятию и формированию более полного и точного представления о блокаде Ленинграда. Провели «Урок памяти» педагоги Д. С. Андреев, И. В. Третьякова, А. А. Душканова, А. С. Сергеенко, И. А. Белых. Учащихся подготовили преподаватели Н. М. Кустов, О. В. Волобуев, М. П. Ильюнина, И. В. Панкова, К. И. Дмитракова.
Такие мероприятия позволяют вызвать у детей чувство сопереживания далеким историческим событиям. И можно надеяться на то, что они не вырастут равнодушными и навсегда запомнят, что нет в истории другого примера того, чтобы на протяжении такого времени город, окруженный неприятелем, жил, работал и сражался, несмотря ни на что.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА,
преподаватель ЦГИ им. А. А. Ахматовой
«Царскосельская газета» № 4 от 6 февраля 2025 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.