Наша история. Из последних русских интеллигентов

В 2013 году в Пушкине, в Гуммолосарах, появилась улица, получившая название Анциферовская. Таким образом была увековечена память замечательного человека, жившего в Детском Селе: историка и филолога, выдающегося петербургского краеведа, организатора экскурсионного дела Николая Павловича Анциферова (1889–1958).
У истоков экскурсионного дела
Николай Анциферов родился в Киевской губернии, в Софиевке. Детские годы провел в Крыму (его отец был директором Никитского ботанического сада), отроческие и юношеские годы – в Киеве. Но несмотря на то, что жителем Петербурга стал лишь в 19 лет, все люди, знавшие его, считали Анциферова настоящим петербуржцем.
Его аlma mater – Cанкт-Петербургский университет, историко-филологический факультет, а наставник, учитель и друг – профессор истории европейского Средневековья Иван Михайлович Гревс. Профессор привлекал студентов неординарным преподаванием своего предмета – соединением лекционной формы с «наглядным познанием истории» с использованием «экскурсионного метода», который заключался в изучении и посещении средневековых городов. Целью экскурсий было «пополнить документальное изучение истории монументальным». Семинары Гревса вызвали у Анциферова интерес к краеведению и экскурсионному делу, что и определило его судьбу.
Вскоре Николай на практике сумел убедиться в достоинствах экскурсионного метода. Речь идет об Эрмитажном кружке: несколько студентов университета занялись изучением знаменитого музея, чтобы проводить экскурсии для рабочих, солдат, учителей. Так, как говорил потом Анциферов, и зародилось в старом Петербурге в студенческой среде экскурсионное дело, которое получило такой размах после революции.
И действительно, в первые годы советской власти в просвещении народных масс (особенно молодежи и школьников) изучению родного города, родного края уделялось серьезное внимание, и экскурсия рассматривалась как одно из средств пропагандистской работы, образования и воспитания граждан. Экскурсионный метод оказался необыкновенно востребованным, и Николай Павлович сыграл большую роль в его развертывании.
Он всегда стремился к педагогическому труду, видя в нем свое призвание. После окончания университета работал преподавателем истории в средних и высших учебных заведениях Петрограда, при этом он сам использовал экскурсионный метод и обучал ему других. Работал он в разных формах: от краткосрочных курсов для учителей или организации специальных станций (пунктов приема экскурсантов) до разработки методик, чтения докладов и лекций, пропаганды экскурсионного дела в печати.
Работая в Петроградском научно-исследовательском экскурсионном институте, Анциферов участвовал в деятельности исторической и методической секций и вел семинары «Собирание и группировка литературного материала для составления хрестоматии по Петербургу», «Город с экскурсионной точки зрения» и «Летний семинарий по Царскому Селу».
О душе города
Экскурсионное дело было неотделимо от большой научно-исследовательской работы, которой Анциферов занимался постоянно. В центре внимания ученого всегда был город, и большинство его трудов посвящено Петербургу.
Его перу принадлежит одна из самых замечательных книг, написанных о Северной столице: она носит название «Душа Петербурга». Следуя учению Ивана Гревса, Николай Павлович рассматривает город как единый социально-культурный организм. Это не только парадный фасад и великолепные памятники архитектуры. Город – это и его окраины, и люди, жившие в нем раньше и живущие сейчас, это быт горожан, городские названия (являющиеся языком города), месторасположение, климатические условия и многое другое. Только познав все это, можно почувствовать, открыть для себя душу города, которая проявляется в единстве всех сторон его жизни.
Анциферов был первым, кто в работах о Петербурге показал то, как город влиял на творчество поэтов и писателей и как отражался в нем. Это делает книгу очень поэтичной и оказывает на читателя большое эмоциональное воздействие. Неслучайно академик Дмитрий Лихачев говорил об Анциферове, что «его метод может быть назван научно-поэтическим».
Городу в творчестве поэтов и писателей посвящены также его труды о Пушкине, Достоевском, Блоке в Петербурге. И неслучайно именно Николай Павлович первым обратил внимание на возможность использования экскурсий при изучении литературы.
Окно, у которого стоял Пушкин
Образ города неотделим от образа его окрестностей. Особую любовь Анциферов питал к Царскому Селу. Здесь произошло одно из самых важных событий его жизни: 4 февраля 1914 года в Знаменской церкви он обвенчался с Татьяной Оберучевой. Позднее он часто бывал в этом городе, гостил у друзей, жил во время летней работы на гуманитарной станции.
Один из детскосельских адресов Анциферова – здание Лицея. Еще в XIX веке (после перевода учебного заведения в Петербург) здание перестроили для проживания в нем лиц Высочайшего двора, а после революции освободившиеся квартиры сдавались для временного проживания. Жили здесь в основном деятели культуры.
Отдельные комнаты, устроенные в Лицее для воспитанников, перестали существовать еще в 1832 году, а последовавшие за этим многочисленные перестройки привели к тому, что месторасположение комнаты Пушкина, казалось, было безвозвратно утрачено. Однако Николай Павлович задался целью найти место, где когда-то жил поэт. «Где находились «келейки» Пушкина и Пущина? – писал он. – Они, казалось, бесследно исчезли… Как же найти в этих новых комнатах то окно, из которого смотрел Пушкин на перспективы Царского Села, то окно, перед которым он слагал свои стихи?»
Найденные в архивах старые планы здания, воспоминания лицейского друга Пущина «Записки о Пушкине», переписка воспитанников Лицея помогли Анциферову установить местонахождение кельи поэта. Летом 1928 года он ознакомил с результатами своей работы ученых Пушкинского дома. Исследование было одобрено и стало первым шагом на пути к созданию в Лицее мемориального музея.
Перу Анциферова принадлежит книга «Пушкин в Царском Селе», вышедшая в 1929 году – первая, посвященная этой теме. В ней он пишет: «Все те, для кого имеет значение имя Пушкина, кто понимает и ценит нашу великую русскую литературу, при посещении Детского Села не может ограничиться осмотром дворцов и парков. Прогулки по Детскому Селу должны сделаться источником познания нашего лучшего поэта». В новом издании книги, увидевшем свет в 1950 году, Анциферов подробно рассказал читателям, как ему удалось отыскать комнату поэта.
Жизнь в Детском Селе
Временное проживание в летние месяцы в Детском Селе сменилось на постоянное: в 1924 году Николай Павлович с семьей поселился на улице Революции (бывшей Малой), вдвухэтажном деревянном доме под номером 14 (он сгорел во время войны). В это время Николай Павлович работал над книгой «Пути изучения города как социального организма: Опыт комплексного подхода», которая заложила основы отечественной урбанистики, стала для многочисленных краеведов страны незаменимым пособием. Этот труд ученого не потерял своей актуальности и сегодня.
В доме Анциферова часто собирались коллеги по экскурсионной станции, друзья, ученики. Николай Павлович всегда был душой компании.
Восхищал он и своими экскурсиями, демонстрируя многосторонние знания и блестящую память. Он великолепно читал стихи, включая их в свой рассказ, в экскурсию. Нередко послушать Анциферова приходили коллеги по станции. Одной из них, Ядвиге Ваймерт, запомнилась экскурсия по Екатерининскому парку. Она вспоминала, как, подойдя к скульптуре «Девушка с кувшином», Николай Павлович обратил внимание экскурсантов на окружающую обстановку, на саму фигуру и постамент, а потом попросил экскурсантов прислушаться, как звучат струйки падающей воды, разбивающиеся о гранит. И в этот момент он начал читать знаменитое стихотворение Пушкина – ритмично, в такт звукам падающей воды (которые становились своего рода музыкальным сопровождением). Все это происходило в полной тишине – и создавалось впечатление волшебства. Это один из примеров стремления Николая Павловича не только передать слушателям знания, но и вызвать эмоциональное восприятие.
Однажды Анциферов вел экскурсию для артистов Художественного театра, среди которых был мастер художественного слова Василий Качалов. И у «Девушки с кувшином» Николай Павлович, сконфуженный присутствием знаменитого актера, попросил, чтобы стихотворение Пушкина прочитал Качалов. Артист сделал это: красивым звучным голосом, по всем правилам сценического искусства. С эстрады это звучало бы прекрасно, но у артиста не получилось органично ввести поэтические строки в экскурсию, и волшебство пропало. Почувствовал это и сам Качалов, который, окончив чтение, заметил: «Что-то не получилось».
От Соловков до Анциферовских чтений
В середине 1920-х годов в прессе стали появляться статьи, направленные против старой интеллигенции, краеведов и экскурсоводов. Их обвиняли в аполитичности, в изучении и популяризации памятников дворянско-буржуазной культуры, что шло вразрез с государственной идеологией.
Начались аресты. Не обошли они и Николая Павловича. В новом строящемся мире он стремился путем просвещения народных масс сохранить для будущих поколений старый Петербург и его культуру, выступал против расхищения сокровищ Эрмитажа, против уничтожения памятников старины, в том числе и церквей, «даже имевших малую художественную ценность, но имевших значение для силуэта города».
Его трижды арестовывали и трижды выпускали. Трижды он был сослан, более семи лет провел в заключении: Соловки, Белбалтлаг, Уссурийский концлагерь. Не спас его от преследования и переезд в Москву. Только в 1939 году дело было закрыто, но в Ленинград Анциферов уже не вернулся. Скончался он в Москве в 1958 году и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
В Ленинграде экскурсионное дело продолжали его ученики, а затем ученики учеников. И неслучайно в 1960–1970-е годы ленинградские экскурсоводы считались лучшими в стране.
Сейчас на полках книжных магазинов множество книг, посвященных городу, отдельным районам и улицам, домам, людям, в них жившим. В те годы подобные издания были единичными. А ленинградские экскурсоводы много занимались краеведением, и в результате появлялись новые тематические экскурсии, осваивались новые маршруты. В Ленинград приезжали учиться и перенимать опыт коллеги из разных городов Союза. Но имя Анциферова в то время было мало кому известно.
Волну интереса к этому замечательному человеку и его трудам вызвали Анциферовские чтения, впервые организованные Фондом культуры в 1988 году. Через два года вышел сборник его работ «Непостижимый город», куда вошла и «Душа Петербурга», еще годом позже были изданы воспоминания «Из дум о былом». Так вернулось в нашу жизнь имя Николая Павловича Анциферова.
Всего светлого…
Все, кто знал Николая Павловича, отзывались о нем как об удивительном человеке. Академик Лихачев, относивший Анциферова к типу «последних русских интеллигентов», писал о нем так: «Он был очень красив какой-то особенной доброй красотой. Открытый взгляд удивительно чистых голубых глаз, доброжелательная откровенность со всеми. От него как бы излучалась душевная чистота».
Ученик Анциферова Георгий Штерн вспоминал своего учителя как человека, которого все любили, восхищались его экскурсиями, невольно поддаваясь обаянию его таланта, доброты, приветливости, внимания к людям.
Александр Крейцер, автор работ, посвященных Анциферову, отмечает: «Николай Павлович был радостным человеком от природы. И радость была с ним всегда». Действительно, только такой человек в годы, которые были трудными и для страны, и для него лично, мог написать: «Тяжелые мысли как тучи бродят в душе. Остается любовь к человеческой личности и вера в вечное. Вижу, что это не зависит ни от каких событий».
Свои письма Анциферов заканчивал обычно так: «Всего светлого…» Так пусть же эти слова Николая Павловича станут пожеланием всем жителям нашего, так любимого им города.
Светлана ПАВЛОВА
«Царскосельская газета» № 5 от 13 февраля 2025 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.