Понедельник 10 Марта 2025 года

Наша история. Михаил Петрович Клодт: живописец, сын скульптора

Продолжаем цикл публикаций, посвященных художественной династии Клодтов, прославившей Россию. В № 46 и № 47 за 2023 год и № 19 и № 39 за 2024 год мы уже писали о ее представителях, среди которых, конечно же, был и основатель рода – Петр Карлович Клодт, создатель знаменитых скульптурных групп «Укрощение коня человеком», украшающих Аничков мост в Санкт-Петербурге. Наш сегодняшний рассказ – о сыне великого скульптора, художнике-жанристе Михаиле Петровиче Клодте (1835–1914), произведения которого хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее и других музеях.

В творческой семье

У Петра Карловича и его жены Иулианы Ивановны было шестеро детей, и Михаил был первенцем. Он был чахлым ребенком, переболел всеми детскими болезнями, какими только возможно, и родители одно время даже думали, что мальчик – не жилец на этом свете. Но, как только Мишеньке исполнилось 10 лет, он заметно окреп и потом всю оставшуюся жизнь особенных проблем со здоровьем не испытывал.
С раннего детства Михаил все свободное время проводил за рисованием – углем или красками. Художник Алексей Гаврилович Венецианов, как-то увидев, как работает юный художник, посоветовал мальчику как можно больше рисовать, причем все, что он видит вокруг себя: крынку с молоком, таз, дерево, растущее под окном…
Отливать бронзу Миша, наверное, научился раньше, чем читать. Семья прославленного скульптора жила в большой служебной квартире в здании Академии художеств, во дворе находилась литейная мастерская, которой Петр Карлович заведовал. Миша проводил в ней столько времени, сколько мог: куда отец, туда и сын. Даже ел он вместе с рабочими, имея свое постоянное место за столом. Мать ворчала, а отец объяснял, что ничему плохому мальчик от простого человека не научится. Раз в неделю в мастерскую приезжал император Николай I. Михаил Петрович писал в своих воспоминаниях, что сначала государь заходил к отцу, тот показывал ему очередную работу, а затем они вместе шли в другие мастерские, которые находились здесь же: к батальным живописцам Богдану Павловичу Виллевальду и Адольфу Игнатьевичу Ладурнеру.
Заметив интерес сына к рисунку, Петр Карлович приставил к нему учителем прекрасного рисовальщика, художника-иллюстратора Александра Алексеевича Агина (главной его работой считается цикл из 104 гравюр к «Мертвым душам» Гоголя). Он передал ученику свою манеру и свою верную руку. Они проводили вместе много времени: и в городской квартире Клодтов, и за городом – сначала на даче в Павловске, а позже – на Карельском перешейке, в Рантамяках, где скульптор купил усадьбу.
Петр Карлович послал сына в реформаторскую школу, в которой Миша проучился с неохотой три года вместо шести: все предметы там изучались на немецком языке, что было не под силу юноше. На этом его общее образование окончилось. Но он увлеченно занимался в школе при Императорском обществе поощрения художеств и после ее успешного окончания в 1852 году был принят в Академию художеств, где также учился охотно и напряженно, изучая рисунок, живопись, пластическую анатомию, архитектурную графику, а также общеобразовательные предметы и языки.
Параллельно с учебой в Академии отец (хотя лишних денег в семье не было) за свои средства отправил сына учиться живописи во Францию: в 1857 году туда отправился в пенсионерскую поездку живописец Владимир Дмитриевич Сверчков, который стал для Михаила чем-то вроде гувернера.

Золотое время во Франции

В Париже Клодт и Сверчков поселились в одной квартире, снятой на двоих, но не прошло и года, как во Францию неожиданно приехал двоюродный брат, коллега и тезка молодого художника – живописец Михаил Константинович Клодт. И Сверчков уступил ему место.
Во Франции наш герой сначала учился у Огюста Глэза, но вскоре перешел к художнику-академисту Тома Кутюру. Тот, обладая и несомненным даром живописца, и преподавательским талантом, помог Михаилу раскрыть свои творческие способности.
Мастерская Кутюра располагалась в большом сарае с одним большим окном, в нем стояла печка, около которой позировали модели – и мужчины, и женщины. Учеников у Кутюра было несколько десятков, из разных стран – и все жили дружно, в складчину. Сам учитель был человеком небольшого роста, с некрасивым, но обаятельным лицом и пышной шевелюрой. Веселый, жизнерадостный он постоянно подходил к ученикам, осматривал работу, высказывал замечания, тут же, в мастерской, писал и свои картины. Время учебы у Кутюра Клодт потом вспоминал как золотое время.
Летом 1858 года оба Михаила Клодта отправились на этюды в Бретань – край рыбаков и ветров, дувших с трех сторон Атлантического океана. Здесь они присоединились к художникам Льву Феликсовичу Лагорио и Алексею Петровичу Боголюбову. Михаил Константинович с трудом находил натуру, все больше тяготясь чужим краем. А Михаил Петрович только и успевал менять альбомы – настолько все окружающее было ему интересно… Однажды они зашли в рыбацкую лачугу, пропахшую вяленой рыбой и чесноком. Возле очага сидела старуха и вязала. Брат сразу же выскочил оттуда, а Михаил Петрович принялся запечатлевать нехитрую утварь, интерьер хижины… Видимо, еще не раз и не два он приходил сюда, и результатом стала картина «Внутренность нормандской хижины», которая в 1860 году (вместе с работой «Из быта нормандских рыбаков») была удостоена малой золотой медали Академии художеств.


Во Франции наш герой написал и картину «Больной музыкант». Тогда его брат простудился и заболел, и Михаил Петрович ухаживал за ним, как нянька – а потом примостился рядом и стал писать больного, лежащего в постели. Рядом с ним он на картине поместил молодую беременную женщину: натурщица Мари была не замужем, ее очень удручало ее интересное положение, и Михаил Петрович помогал ей зарабатывать на пеленки. «Больной музыкант» был представлен на выставке Академии художеств, и ее приобрел меценат Павел Михайлович Третьяков: полотно оказалось в числе работ, положивших начало знаменитой коллекции, представляющей русскую национальную школу живописи.

Признанный мастер

Одна из известнейших работ Клодта – картина «Последняя весна», на которой изображена сидящая в кресле больная девушка, окруженная домочадцами. А за окном ярко светит солнце, каждая веточка и каждая травинка радостно тянется к свету, и этой беспощадной весне нет никакого дела до юной жизни, которая скоро окончится, не успев начаться. За эту работу, написанную в Париже, Клодт получил в 1861 году большую золотую медаль Академии – право на заграничную пенсионерскую поездку для совершенствования художественных навыков. Год спустя он отправился в Германию, где учился в Мюнхенской академии изобразительных искусств, которую в то время возглавлял живописец Карл Теодор фон Пилоти – исторический живописец.
К тому времени Михаил Петрович успел жениться. Его супругой стала дочь архитектора Алексея Максимовича Горностаева Людмила, и в Германию они отправились вместе.
Жизнь и карьера Михаила Петровича складывались ровно и успешно. У него была милая, спокойная жена, подарившая ему четырех детей. Писал он в основном реалистические жанровые картины, несколько приправленные сентиментализмом. Это всегда нравилось публике (хотя критики не всегда соглашались с ее оценками). Обладая незлобивым, жизнерадостным, доброжелательным характером, Михаил Петрович быстро завоевывал сердца людей и умудрялся не заводить врагов. Но с каждым годом новые художники приходили и привносили что-то принципиально новое, а он оставался на том же уровне. Правда, уровень этот был довольно высок.
Со временем Клодт начинает заниматься исторической живописью, и из-под его кисти выходят картины: «Терем царевен», «Марина Мнишек с отцом под стражей», «Шут». Особенностью этих работ является скрупулезное воспроизведение реалий того времени: расписных сводов теремов, лавок, расшитых золотой нитью русских костюмов, женских украшений. Такое любование предметами исходило из эстетических устремлений Клодта и подкреплялось его опытом: в 1869–1871 годах он принимал участие в Императорской археологической экспедиции на Таманском полуострове, где вдосталь налюбовался на находки археологов, зарисовывал и протоколировал их. Одним из результатов соприкосновения художника с археологией стала картина «Антикварий», на которой можно увидеть исторические находки.

Среди художников

Рассказывая о Михаиле Петровиче, стоит упомянуть о собраниях художников, которые он посещал. Встречи проходили в школе при Императорском обществе поощрения художеств, в 1860-е годы они проходили по четвергам, потом – по пятницам. Участники встреч непременно что-то создавали (например, рисунки или шаржи), и эти работы становились собственностью общества и выступали в качестве призов на различных благотворительных лотереях в помощь нуждающимся художникам. Еду здесь принципиально подавали самую простую, но иногда проводились балы-маскарады. Как вспоминал Михаил Петрович, однажды на такой маскарад приехала дочь Николая I, великая княгиня Мария Николаевна, занимавшая пост президента Академии художеств. Был там и отец художника, Петр Карлович Клодт. Был он тогда в поре почтенной старости – и изображал военного инвалида (хотя согбенную спину и шаркающую ревматоидную походку изображать не пришлось – скульптор уже таким и был). И Мария Николаевна, хотя и была знакома с Петром Карловичем накоротке, его тогда не признала.
В 1870-х круг участников собраний расширился: в них участвовали уже не только художники, но и скульпторы, архитекторы, артисты. Теперь они встречались в большой квартире князя Василия Николаевича Максутова, живописца-любителя. Но демократическая атмосфера, разговоры об искусстве, а также стремление помочь нуждающимся художникам – все это осталось прежним.
В 1870 году Михаил Петрович стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижников (и, конечно, активно принимал участие в его выставках), в 1887-м – Общества русских акварелистов.

Иллюстратор и педагог

Кроме живописи, Клодт занимался также иллюстрированием книг – и делал это замечательно. В частности, именно он проиллюстрировал шеститомное собрание сочинений Гоголя, выпущенное в 1891 году. Гоголь был любимым писателем Михаила Петровича, и одна из его картин, получивших большую известность, – «Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ»».
Много сил отдавал Клодт и педагогической деятельности. В 1872 году он был удостоен звания профессора Академии художеств и долгие годы успешно преподавал здесь.
В 1908 году он стал работать в Училище технического рисования барона Штиглица, куда его пригласил директор, зодчий Максимилиан Егорович Месмахер. Михаилу Петровичу казалось, что с учениками Месмахер занимался мало, почти никогда ничего не объяснял, при этом требовал многого. Клодт же доброжелательным отношением, подробными объяснениями и ежечасным участием сумел расположить к себе учеников и завоевал их сердца. Из-за элементарной ревности Месмахер уволил его после двух лет работы.

Последние годы

В 1898 году жизнь Михаила Петровича, благополучная и налаженная, резко изменилась: ушла в мир иной его жена, и огромная квартира в доходном доме Елисеева на Васильевском острове опустела. Через некоторое время художник женился вновь: его избранницей стала француженка-гувернантка Жанна-Виржиния Бильяр. Разница в возрасте у них была большая, но любили они друг друга взаимно. В 1902 году на свет появилась маленькая Жанна, а в 1903-м – сын Петр.
Однако на склоне лет здоровье Михаила Петровича пошатнулось, он стал часто прихварывать. А в 1911 году простудился на похоронах своего близкого друга, художника Василия Максимовича Максимова, и стал болеть еще сильнее. Умер он в 1914 году, когда Жанне было 12 лет, а Пете – 11.
Петр Михайлович пошел по стопам отца: стал сценографом, художником-графиком. Во время Великой Отечественной войны он ушел в народное ополчение и погиб в 1942 году.

Марина ОРЛОВА

На фото: Михаил Петрович Клодт;
М. Клодт. «Больной музыкант». 1859 г. (Государственная Третьяковская галерея).

«Царскосельская газета» № 6 от 20 февраля 2025 г.

Добавить комментарий