Пятница 22 Ноября 2024 года

Кружево и веера: история длиною в 300 лет

Старинные веера и кружева ручной работы являются объектом восхищения ценителей подлинного мастерства и уникальными памятниками культурного наследия. Веера нередко бывают представлены на выставках в разных музеях. В Санкт-Петербурге на Каменноостровском проспекте есть музей, который называется «Искусство веера», а вот музея, который представил бы историю возникновения и развития такого декоративно-прикладного искусства, как кружевоплетение, пока нет. 6 декабря в Государственном музее-заповеднике «Павловск» состоялось открытие уникальной выставки «Кружево и веера».

Выставка кружев в музее костюма ГМЗ «Павловск» проходит второй раз. На первой в 2014 году было представлено датское кружево. Все экспонаты тогда прибыли из городка Тендер. Были представлены фотографии, коклюшки, кружева, сплетенные мастерицами XVIII века, а также современные ювелирные изделия, созданные по старинным ажурным мотивам.

Нынешнюю выставку открывала директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева вместе с Алексеем Гузановым, Натальей Вершининой, реставраторами Вероникой Шульминой, Аделиной Кашириной и другими специалистами. Они отмечали, что выставка вызывает восторженные эмоции, способствует созданию новогоднего праздничного настроения. Высокую оценку получила работа реставраторов, которые мастерски выполнили все необходимые операции с хрупкими материалами, начиная от удаления загрязнений и заполнения утрат у вееров, и кончая созданием макетов платьев для показа великолепия кружев. Реставраторы предоставили уникальную возможность полюбоваться многообразием рукотворной красоты, узнать, какие технические приемы, будь то шитье, плетение или вязание, использовали мастерицы минувших веков.

– Идея выставки родилась в прошлом году, – рассказывает ее куратор Наталья Вершинина. – Веера и кружево соединились не случайно. Эти аксессуары европейского костюма стали известны примерно в одно время – в конце XVI века. Первые образцы кружев были изготовлены в Венеции, поскольку именно там появились первые металлические булавки, позволившие делать настоящее кружево в технике шитья по воздуху. До этого времени ажурные изделия производились только на текстильной основе. В конце XVI века португальские мореплаватели привезли в Европу складные веера из стран Дальнего Востока. Раньше других необычным восточным предметам нашлось применение в Венеции, где женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов. Довольно быстро мода из Италии распространилась на другие европейские страны.

За более чем 300-летнюю историю этих аксессуаров было немало интересных, а порой и детективных случаев. Например, в XVII веке английский парламент ввел запрет на ввоз кружев из Бельгии, чтобы оградить аристократов от разорения. Стала процветать контрабанда, причем в торговую сеть кружево попадало уже как «английское». Прославленные брюссельские кружева и сегодня остаются роскошью. В России история развития кружевоплетения имела свои особенности. Русские мастерицы научились виртуозно создавать кружево по аналогии с западноевропейским. С развитием коклюшечного кружева связано все разнообразие типов, известных по местам их создания: «брюссельское», «малин», «валансьен». Творческие находки русских мастериц были настолько самобытны, что вошли в общую историю культуры под названием «русское кружево». Однако в российских торговых домах его продавали как «французское» или «бельгийское». Бурное развитие промышленности в XIX веке не обошло своим влиянием кружево и веера. После изобретения машин для кружев искусство ручного кружевоплетения постепенно стало угасать, но полностью не исчезло. Специалисты в области моды после I мировой войны констатировали, что еще двумя жертвами войны стали кружево и веера, они практически полностью вышли из употребления. Женская одежда стала более простой, количество аксессуаров сократилось. В наше время кружево вновь стало модным. Известные дизайнеры и модельеры высокой моды используют его везде – начиная от белья, заканчивая верхней одеждой.

Кружево ручной работы производят и сегодня, но его невозможно сравнивать с тем, что производилось в прошлые века. Убедиться в этом можно на выставке в павловском музее, которая стала своеобразным отчетом о 40-летней деятельности музейных работников в этом направлении. Коллекция собиралась на средства музея и Управления культуры. В настоящее время в музее хранится 297 образцов кружев и 142 веера. На выставке представлена только часть их. Выставлены наиболее ценные экспонаты, демонстрирующие художественные и технологические особенности этих видов прикладного искусства, тесно связанных между собой.

Татьяна КУЗНЕЦОВА, фото автора

«Царскосельская газета» № 46,
14.12.2017

Добавить комментарий