Пятница 22 Ноября 2024 года

Из моей коллекции в Павловске…

27 декабря в Библиотеке Росси Павловского дворца состоялось открытие совместной выставки английской гравюры XVIII – начала XIX века из собрания императрицы Марии Федоровны (1759–1828) в музее-заповеднике и Эрмитажа. Директор музея Вера Дементьева назвала открытие выставки хорошим завершением года, в том числе и по реализации проекта «Возвращение», целью которого является восполнение утрат, понесенных из-за распродаж 1928–1932 годов и колоссального ущерба, нанесенного музею в годы Великой Отечественной войны.

Вера Анатольевна поблагодарила коллектив научных сотрудников и реставраторов дворца, вложивших труд в воссоздание исторической коллекции, а также ведущего научного сотрудника отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Сергея Орехова, коллекционера и друга музея Алексея Родионова, редактора каталога выставки Нину Соболеву и непосредственного куратора выставки Ольгу Ламеко. Ольга Ивановна готовила эту выставку в течение 20 лет и с большим удовольствием провела первую экскурсию. На выставке представлена избранная часть реконструированной коллекции английской гравюры XVIII – начала XIX века.

Как рассказала куратор выставки, коллекция эстампов дворца к 1827 году насчитывала 1294 гравюры в папках, 320 альбомов и 229 «естампов в рамах». Ядром исторической коллекции были цветные или раскрашенные, реже монохромные гравюры, служившие для украшения жилых покоев дворца. Основная часть коллекции эстампов хранилась в дворцовой библиотеке, находившейся на третьем этаже центрального корпуса дворца. В 1825 году по проекту архитектора К.Росси в бельэтаже дворца была построена Большая дворцовая библиотека, куда переместили собрание гравюр. Папки с гравюрами, оклеенные мраморной бумагой, хранились в тумбах библиотечных столов.

В собрании были представлены немецкая, французская, английская и итальянская гравюры. Состав собрания отражал интересы и круг общения Марии Федоровны, отчасти являясь иллюстративным продолжением библиотеки, отчасти – дополнением коллекции живописи, но основная часть была связана с личными воспоминаниями его владелицы.

Самой ценной и наиболее ранней частью коллекции Марии Федоровны была английская гравюра XVIII века. Первые эстампы появились к 1790 году. Они, подобно живописным картинам, висели в круглых «золотых» и прямоугольных рамах «с венцами и ветвями». Несколько гравюр представлены в чудом сохранившихся подлинных рамах XVIII века, что является большой редкостью для музейных экспозиций.

Известно, что Мария Федоровна сама увлекалась рисованием. Большинство ее рисунков на молочном стекле были повторением гравюр с живописных оригиналов Ангелики Кауфман. Рисунки императрицы на молочном стекле представлены рядом с гравюрами. На одной из гравюр рукой Марии Федоровны написано по-французски: «Из моей коллекции в Павловске». Эта надпись и послужила названием выставки.

Значимым событием и подарком музею к Новому году стало возвращение в Кавалерский зал мраморной скульптуры Венеры после реставрации. Об этом важном событии рассказал заместитель директора музея-заповедника и главный хранитель дворца Алексей Гузанов. Скульптура была разбита на многочисленные кусочки. Реставраторы собирали ее в три этапа, которые растянулись на несколько лет. В процессе последней реставрации был заменен проржавевший металлический стержень скульптуры и восстановлены утраты ее нижней части. Для доставки скульптуры из мастерской во дворец потребовался подъемный кран. Венера «вошла» во дворец через окно и была установлена на постаменте. Если Венера навсегда возвращена в зал, предназначенный императором Павлом I для приемов кавалеров рыцарского ордена, то время работы выставки «Из моей коллекции в Павловске…» ограничено. Гравюры экспонируются редко из-за хрупкости материала. Повреждения, вызванные светом – выцветание бумаги, шелка и красок – практически необратимы, поэтому они относятся к группе музейных предметов, наиболее чувствительных к воздействию света.

Большинство английских эстампов собрания Марии Федоровны выполнены с применением сложных декоративных техник, дающих возможность использовать в рисунке не просто темные линии или точки, но и плавные полутона, выполненные гравюрным и цветным пунктиром. Такая техника исполнения рисунка приблизила гравюру к живописи. В такой технике работали Ф. Бартолоцци, У. Райленд, Т. Берг, М.-Ж. Делатр и многие другие художники, работы которых широко представлены в коллекции Павловского дворца. Выставка английской гравюры XVIII – начала XIX века из собрания императрицы Марии Федоровны продлится до 28 марта.

Татьяна КУЗНЕЦОВА, фото автора
«Царскосельская газета», № 1,
12.01.2018

Добавить комментарий