Пятница 26 Апреля 2024 года

И СНОВА О МОШЕННИКАХ

 Поможет только бдительность

С каждым годом формы мошенничества в Северной столице становятся все более изощренными, и по традиции основной целевой аудиторией лохотронщиков становятся люди пенсионного возраста, которых в Петербурге проживает сегодня полтора миллиона. Одно из последних ноу-хау умельцев обирать стариков – создание кооперативов. Своим нахальством оно удивило даже блюстителей порядка. Из ряда сказок про чудодейственные лекарства, псевдомастеров со счетчиками, липовых социальных работников, попавших в беду родственников и т.д. оно выделялось своей беспринципностью и вовлечением лю-дей в аферу, чем не на шутку обеспокоило полицию.

Кооперативы – это особая тема, прокомментировал ситуацию на состоявшейся недавно в информационном агентстве ТАСС пресс-конференции начальник управления уголовного розыска ГУ МВД России по СПб и ЛО Александр Шевченко. Пенсионеры вступают в кооператив и вносят туда свои последние деньги, становясь при этом не просто кооператорами, но даже членами руководящего органа этой организации. То есть мало того, что они теряют свои деньги, они еще и за чужие несут ответственность.

Прецедент в Петербурге, где фигурировал подобный кооператив, уже имел место: недавно Сбербанк обратился с иском о взыскании долга с кооператоров, где крайними оказались доверчивые граждане, а настоящего организатора аферы и след простыл. Станут ли такие кооперативы явлением времени, как в 1990-е им стали пирамиды типа «МММ», покажет время. Остальные же виды лохотрона вполне могли бы быть для мошенников неприбыльными благодаря бдительности самих граждан. Однако надежды на последних у правоохранителей мало: пожилые люди, получившие коммерческое предложение или обещание помощи в лечении, не замечают подвоха. Подводят, прежде всего, привитая в советские годы доверчивость и реклама, которая бурным потоком льется с экранов телевидения, транслируется по радио и публикуется в некоторых газетах. К СМИ зачастую в таких случаях претензий нет, ведь они размещают рекламу в соответствии с законом.

О ненадежной рекламе и мошенниках, которые скрываются за ней, говорил на встрече председатель Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александр Ржаненков. Комитет сегодня информирует граждан через официальные СМИ, а также ведет совместную с МВД профилактическую работу. Однако ни один способ предупреждения и профилактики не будет результативным, если сами граждане не проявят бдительности. И правила тут простые. Ни в коем случае нельзя верить рекламе и ее обещаниям, тайно от родственников предпринимать какие-либо манипуляции с деньгами, сообщать кому-то паспортные данные, особенно если такое желание возникло после прочтения информации о каких-либо чудодейственных лекарствах или приборах, юридических конторах и лицах, готовых за «небольшой взнос» и пару подписей в документах предоставить качественные услуги. Не рекомендуется разговаривать по телефону с незнакомыми людьми и тем более открывать им двери, даже если они представляются сотрудниками Пенсионного фонда или городских хозяйственных служб.

– Сотрудники официальных государственных компаний по квартирам не ходят! – отметила в ходе конференции заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Анна Борисова. – Сотрудники фонда никогда не появятся на пороге квартиры, чтобы предложить что-то рассчитать или сменить СНИЛС. Они ведут прием исключительно на рабочих местах в отделении фонда. Не имеет отношения фонд и к информации на сайтах Интернета, где за денежные взносы и после введения паспортных данных предлагается получить информацию о пенсионных накоплениях.

В Пенсионном фонде напоминают, что достоверную информацию относительно перерасчета накоплений, замены документов и о новых услугах гражданин может получить только непосредственно в Пенсионном фонде или в Личном кабинете официального сайта фонда или на портале госуслуг. Кроме того, всегда можно воспользоваться телефоном колл-центра фонда.

Аналогичная ситуация с компаниями «ПетербургГаз» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербург». Мошенники часто проникают в квартиры под видом работников этих городских служб. Чаще всего газовщики настаивают на установке или замене счетчиков, сигнализаторов загазованности воздуха, а в случае отказа хозяина воспользоваться их услугами, запугивают штрафами. Поэтому пенсионерам необходимо помнить, что «ПетербургГаз» выполняет плановые работы бесплатно, за свой счет граждане приобретают только запчасти, а сигнализаторы устанавливают лишь по желанию клиента. Выяснить же, кто именно, позвонив в дверь, представился сотрудником этой компании, какие программы сейчас реализуются и для кого, всегда можно по круглосуточному телефону 04 (с мобильного 104). Не имеет отношения к обслуживанию и установке приборов учета в квартирах и «Водоканал»: это предприятие работает только с официальными организациями – ТСЖ, ЖСК и ЖКС и только с показаниями общедомовых, а не индивидуальных счетчиков. Телефон «Водоканала» 305-09-09 работает круглосуточно.

По информации представителей правоохранительных органов, решить проблему с мошенниками сегодня крайне трудно, ведь законодательство не предусматривает для них серьезного наказания (все обычно ограничивается небольшим денежным штрафом), а их виновность доказать непросто. Единственным барьером для жуликов может стать бдительность и сознательность самих пожилых людей и их родственников. На помощь придет и законодательство: сейчас разрабатываются нормы, в которых человек в определенном возрасте и с заболеваниями не сможет совершать сделки с документами, денежными средствами или недвижимостью. Однако пока эти нормы только в проекте, количество случаев мошенничества в Северной столице растет. В 2017 году их было зарегистрировано 2238, из которых 954 – в отношении пожилых людей, что на 30% больше, чем в 2016 году. И эта ситуация, по словам сотрудников полиции, может усугубляться.
Татьяна ШАПОВАЛОВА

Добавить комментарий