Незабываемое
В канун 75-летия нашей победы в Сталинградской битве, одной из решающих битв Второй мировой войны, в редакцию пришло письмо из Костомукши от П. П. Плотникова, гвардии полковника в отставке, участника этой самой кровавой битвы в мировой истории. Павел Павлович живет сейчас в семье сына. Но до отъезда в Карелию он 50 лет жил в Пушкине, и многие горожане знают и помнят своего уважаемого земляка. Помнят и его публикации в нашей газете на военные темы, его очерки и статьи, исполненные драматизма, глубоко достоверные: в основе их у автора, члена Союза писателей России, были дневниковые записи, которые он вел с первого и до последнего дня пребывания на фронте. Сегодня мы знакомим читателей с письмом ветерана, который в марте этого года отметит свое столетие. В письме – воспоминания о той исторической битве.
Шла Великая Отечественная война. В июле 1942 года немецкие войска возобновили наступление на юге. 6-я немецкая армия под командованием генерала Паулюса наступала на Сталинград. Был образован Сталинградский фронт под командованием генерала Андрея Ерёменко.
23 августа враг подверг Сталинград страшной бомбардировке. Потери были огромные – свыше 20 000 мирных граждан было убито. Немецкие танки прорвались к Волге в начале сентября. Врагу казалось, что он с ходу возьмет город, который протянулся на 45 км по правому берегу реки и насчитывал 450 000 жителей. Но немцы жестоко просчитались. Непосредственно Сталинград защищали две наших армии – 62-я под командованием генерала Чуйкова и 64-я – генерала Шумилова.
А теперь о том, как я оказался участником этих событий. После окончания пединститута я работал учителем истории в казачьей станице на Среднем Дону. В конце июля отправился в эвакуацию и в дороге познакомился с начальником разведки 154-й морской бригады. Помимо истории я очень интересовался немецким языком и более-менее владел им. Офицер Александр Суровец предложил мне стать их переводчиком. Я, не долго думая, дал согласие и стал морским пехотинцем. С тяжелыми боями наша бригада отступала в сторону Сталинграда и 1 сентября 1942 года заняла оборону по границе Кировского района города. Подавляющее большинство населения его покинуло. Начались ожесточенные бои за каждый квартал, каждый дом, и вот теперь немцы стали убеждаться, что легкая победа им не светит.
На окраине города была господствующая высота – Мамаев курган. Несколько раз он переходил из рук в руки и остался за немцами. Ожесточенность боев непрерывно возрастала. Наши бойцы сражались героически. Известный снайпер Василий Зайцев заявил: «За Волгой для нас земли нет». Подтверждение тому – история с домом сержанта Павлова. Чего только не предпринимали немцы! Расстреливали его в упор из орудий, а дом не сдавался и продержался 58 дней до конца битвы.
Под Сталинградом, район станции Котлубань. Танкисты спят после боя. Сентябрь 1942 г.
Положение наших войск осложнялось еще и тем, что снабжение продовольствием, вооружением, боеприпасами шло через Волгу. Переправлять на другой берег приходилось и раненых. Но наши бойцы бились мужественно. Мы чувствовали моральную поддержку всей страны. К 25-й годовщине Октябрьской революции люди посылали на фронт подарки бойцам: шерстяные носки, варежки, кисеты для табака, носовые платки. Сталин в своем обращении к народу сказал, что недалек тот день, когда враг испытает наши новые мощные удары: «Будет и на нашей улице праздник!». И этот день наступил. Помню рано утром 19 ноября 1942 года нам зачитали приказ о том, что войска Красной Армии переходят в наступление на Сталинградском фронте, а 24 ноября было передано сообщение о том, что наши войска, наступающие с севера и с юга, соединились в районе города Калача-на-Дону, немцы оказались в кольце. Боже мой, как мы были рады этому! Мы забыли про нашу скудную еду, про сон и только хлопали друг друга по плечу и с навернувшимися на глаза слезами радости восклицали: «Вот это да!». В кольце окружения оказались 330 000 солдат противника. Враг организовал воздушный коридор и наступление мощной группировки под командованием Манштейна, но все их попытки переломить ход событий в конце концов провалились. Стало ясно, что положение окруженных безнадежно. Был создан Донской фронт под командованием генерал- лейтенанта К. Рокоссовского, героя обороны Москвы. Когда все приготовления для ликвидации окруженных фашистов были завершены, 8 января 1943 года врагу был предъявлен ультиматум. Условия его были таковы: немцы должны сложить оружие, и им будет оказана всевозможная помощь – раненым, обмороженным. Но по приказу Гитлера ультиматум отклонили.
У штабного вагона эшелона Сталинград – Белгород. 1943 г.
И вот 9 января 1943 года был зачитан приказ командования Донского фронта о начале нашего наступления и полном разгроме окруженной группировки противника. Наступление началось на следующий день в 8.05 мощной артподготовкой, которая продолжалась 55 мин. Все мы покинули блиндажи, землянки и наблюдали невиданную до сих пор мощь нашего артиллерийского оружия. Сердца и души бойцов наполнились чувством гордости и законной мести подлому врагу. После артподготовки наши танки и пехота пошли в наступление. В первые дни немцы оказывали сопротивление, местами очень упорное, но к 22 января они были выбиты со своих позиций и отступали по открытому заснеженному полю.
Было у нас в эти дни еще одно сверхрадостное событие. 20 января мы получили сообщение о прорыве блокады Ленинграда, а в нашей морской бригаде служили офицеры, мичманы с кораблей Балтийского флота. В блокадном Ленинграде у них оставались родители, невесты, жены, дети. После этого сообщения они не находили себе места от радости. И все мы были безмерно счастливы.
23 января наша бригада освободила Верхнюю Ельсанку, где находился элеватор, превращенный немцами в опорный пункт. Первая попытка взять его была неудачной, но 26-го элеватор был нами взят. Три морских пехотинца – Попов, Михеев и Бесмухамедов – поднялись наверх и водрузили небольшой красный флаг. Вокруг элеватора все было разрушено, и я подумал: мог бы я представить себе после окончания пединститута, что четыре года спустя окажусь вот на этом месте и в такой ситуации? Никогда!
Пленные немцы поступали каждый день, и моя работа состояла в том, чтобы составлять на основании их солдатских книжек сопроводительные документы. Вид этих немцев был ужасен: худые, небритые, со слезящимися глазами, с соплями под носом, одетые во множество одёжек. В таком виде их не узнала бы и мать родная! Всего была взята 91 000 пленных, в том числе 24 генерала и 2500 офицеров.
31 января 1943 года в подвале центрального универмага был пленен весь штаб 6-й немецкой армии во главе с генерал-фельдмаршалом Фридрихом Паулюсом. Последний очаг сопротивления немцев был подавлен в 14.00 2 февраля 1943 года. Таков был конец Сталинградской битвы, которая длилась 200 дней и ночей, и с обеих сторон в ней принимало участие свыше двух миллионов человек. 3 февраля 1943 года московское радио сообщило о победоносном завершении Сталинградской битвы. Это известие вызвало неописуемый восторг всех советских людей, всех свободолюбивых народов. После этой победы всем стало ясно, что окончательное поражение фашистов – дело времени. Эта победа явилась поворотным пунктом не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны.
Искренне ваш Павел ПЛОТНИКОВ, донской казак, защитник Сталинграда, гвардии полковник в отставке Фронтовые фото А. ЗАМСКОГО
«Царскосельская газета» № 4,
01.02.2018.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.