Субота 23 Ноября 2024 года

Царскосельские газеты. Исторический экскурс

«…СНАЧАЛА было «Слово», «Большевистское»… Какое же еще слово могло быть сказано 5 марта 1938 года? Потом, 3 февраля 1953 года пушкинская (!) газета «Большевистское слово» умерла (без указания диагноза), на ее месте возникла (возникло?) – «Вперед». Но ведь и раньше до «Слова» – в нашем городе что-то было? Было – «Дело». «Царскосельское». А еще – «Царскосельская жизнь», «Царскосельская речь», самое первое печатное издание –»Царскосельская газета».

Но – обо всем по порядку…

«ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА» возникла в 1905 году как «Листок Царскосельского Комитета Красного Креста» под редакцией небезызвестного Д.Н. Ломана (в будущем – ктитор Феодоровского Государева собора, начальник лазарета № 17, в котором служил С. Есенин, член Общества Возрождения художественной Руси). Издание «Листка» было предпринято с целью увеличения средств Комитета Красного Креста «что и представлялось возможным в виду интереса, с которым публика относилась к телеграммам с известиями о ходе военных событий». Шла русско-японская война, и «Листок» ежедневно давал телеграммы «с театра военных действий». № 44 вышел 13 марта 1906 года под названием «Царскосельская газета», которая «поставила себе целью быть собранием выдержек из газет консервативного направления». Редакция этого «дайджеста» находилась на Конюшенной улице (ныне 1 Мая) в доме наследника Чулкова. С 7 мая 1906 года «Царскосельская газета» стала выходить раз в неделю и меньшим форматом, но недолго: уже 11 июня выпуск газеты был приостановлен «…опыт издания показал недостижимость поставленной цели». Дайджест не удался, но 30 ноября 1906 года вышел первый номер возобновленной «Царскосельской газеты», издателем-редактором которой стал П. Еленев, а контора разместилась на Стессельской улице, д. 4 (ныне ул. Красной Звезды). Это был уже не дайджест, а вполне самостоятельное издание с определенной (консервативной) политической направленностью. Редакция «ставила своей задачей освещать местную жизнь с точки зрения интересов русского народа, прекрасно сознавая, как трудна эта задача». Листая старые подшивки, действительно обнаруживаешь в «Царскосельской газете» новости, происшествия, официальную, светскую и полицейскую хронику – и получаешь полное представление о жизни Царскосельского уезда в начале века, а кроме того – знакомишься с политической ситуацией того времени. Газета была, как бы мы сейчас сказали, «национал-патриотической». Увы, уже тогда это определение имело почему-то негативный, ругательный смысл. Лояльность режиму была не в почете. И голос маленькой «Царскосельской газеты» тонул в общем хоре радикальных газет.

Можно поверить В. Розанову, который неплохо владел «газетным вопросом» и писал: «Прочел в «Русск. Ведомостях» просто захлебнувшуюся от радости статью по поводу натолкнувшейся на камни возле Гельсингфорса миноноски… Да что там миноноски: разве не ликовало все общество и печать, когда нас били при Цусиме, Шахэ Мукдене?.. Да, русская печать и общество, не стой у них поперек горла «правительство», разорвали бы на клоки Россию и раздали бы эти клоки соседям даже и не за деньги, а просто за «рюмочку» похвалы. И вот отчего без нерешимости и колебания нужно прямо становиться на сторону «бездарного правительства», которое все-таки одно только все охраняет и оберегает. Которое еще одно только не подло и не пропито в России». И еще: «Главный лозунг печати: проклинай, ненавидь и клевещи».

Да, листая подшивки «Царскосельской газеты», убеждаешься в том, что она не «хихикала, когда при Цусиме рвалось железо и люди», а «вся литературочка хихикала». И не «обсуждала чванливо», сидя за «интеллигентным завтраком», «до чего у нас все дурно и до чего мы сами хороши, праведны, честны и готовы пострадать за истину»… Быть может, Розанов слишком сурово обошелся с леворадикальной русской печатью начала века, но мы, знающие «конец», должны признать ее роль в крушении державы.

Любопытна история «Царскосельского оборотня» – так окрестила «Царскосельская газета» ряд изданий, выходивших, сменяя одно другое в нашем городе. Вначале появился «Царскосельский предвыборный листок», исходивший от Царскосельского комитета партии «Народной свободы» (конституционно–демократическая партия). С 1 февраля 1906 года по 27 января 1907 года вышло семь номеров «Листка», издаваемого А.К. Гольмом. В то же время, с 22 апреля по 28 июля 1906 года, тот же редактор А.К. Гольм, в той же редакции (на Бульварной улице, 28) – ныне Октябрьский бульвар) выпускал еженедельную газету «Царскосельская Речь». «Политическая и социальная программа наша будет видна из дальнейших номеров газеты. Газета будет безусловно прогрессивного направления; большинство наших сотрудников принадлежит к партии Народной Свободы», – вещал первый номер «Царскосельской Речи». Издание, видимо, ввиду «прогрессивности» (см. у Розанова) было приостановлено властями, но уже через полмесяца, 18 августа 1906 года вышел первый номер еженедельной газеты «Царскосельская жизнь», которая обещала «первое место уделять объективному освещению жизни г. Царского Села и Царскосельского уезда», а также «знакомить своих читателей с современным политическим положением». Редактором был А.А. Добрускес, контора помещалась на ул. Магазейной, 15.., но стиль и дух газеты выдавали в ней… орган кадетов. Читаем статью из последнего номера «Царскосельской жизни» за 9 октября 1906 года: «В апреле этого года в Царском Селе впервые появилась газета прогрессивного направления – «Царскосельская Речь»… Ввели чрезвычайную охрану… Погас и тот слабый пучок света, который старался по мере сил освещать темные углы жизни и озарять горизонты будущего… Прошло некоторое время и в Царском родилась новая газета «Царскосельская жизнь». …Жестокие тиски свободы, обеспеченной чрезвычайной охраной, сжимали свободный голос газеты…»

Действительно – газету «Народной свободы» закрыли по ходатайству полицмейстера. Но через месяц, 27 ноября 1906 года вышел первый (и единственный из дошедших до нас) номер еженедельной газеты «Пригородная жизнь», которая была тут же опознана бдительной «Царскосельской газетой», которая писала в № 2 от 20 декабря: «Пожелание, высказанное нами в № 1 «Царскосельской газеты», исполнилось: Царскосельский оборотень рассыпался! Однако едва ли можно предполагать, что оборотень, уже трижды обертывавшийся (из «Царскосельского предвыборного листка» в «Царскосельскую Речь», затем в «Царскосельскую жизнь» и наконец в «Пригородную жизнь»), не сумеет вновь обернуться и не выскочит где-нибудь из плохо заткнутой щели. Ведь гони нечистую силу в дверь, а она лезет обратно в окно, в дымовую трубу, в каждую дырку и в каждую щепку! Какую же личину примет на себя в пятый раз Царскосельский оборотень?»

«Оборотень» не вывернулся, но и сама скромная и верная труженица «Царскосельская газета» недолго справлялась со своей «трудной задачей» и прекратилась 29 января 1907 года, продемонстрировав на собственной судьбе слабость консервативных партий.

Эстафету печатного слова взял на себя орган «Союза 17 Октября» – «Царскосельское дело». Первый номер этой газеты вышел 16 сентября 1906 года, и в нем редакция считала «необходимым сказать о тех целях, которых будет стремиться достигнуть наша газета… Прежде всего Дело, много дела по реформированию всех сторон политического и общественного строя нашей родины. «В 20-м номере от 10 февраля 1907 года цели прояснились: «Царскосельское Дело» было основано исключительно в целях предвыборной агитации… с окончанием выборов газета временно прекращает свое существование. Редакция сохраняет за собою право возобновления газеты… газета будет по возможности обслуживать местные нужды».

И действительно, в скором времени «Царскосельское Дело» стало выходить вновь, и с 1907 года по март 1917-го оставалось единственной газетой Царского Села. Февральская революция, «реформировавшая все стороны политического строя», положила конец и ей.
А. ЕГОРОВ, Л. ЧЕРНОВСКАЯ» «ЦГ» № 54, 1993 г.

«Царскосельская газета» №9,
15.03.2018

Добавить комментарий