Пятница 19 Апреля 2024 года

Жизнь  мастера заполнена творчеством

Скульптор, художник, лауреат Государственной премии России Михаил Шемякин отмечает в этом году свой юбилей

В Центре мастера в Санкт-Петербурге (ул. Садовая, дом № 11) с успехом прошла закрывшаяся на днях выставка «Доизгнанье. Шемякин. Ленинград. Шестидесятые», на которой были представлены работы 60-х годов из частных собраний. Куратор экспозиции – друг художника, знаток нонконформизма, петербургский коллекционер и автор проекта «Авангард на Неве» Исаак Кушнир. На вы-ставке было собрано около 50 работ Михаила Шемякина ленинградского периода, практически не известных публике, а также редкие фотографии художника, документальные свидетельства жизни нонконформистского Ленинграда 1960-х годов. А с 18 мая в Центре на Садовой открыта выставка, представляющая уникальную научную классификацию образов, собранных из книг по искусству, журналов, каталогов, фотосъемок, музейных архивов, старых гравюр. На выставке представлено около 600 изображений – от египетских мумий и икон до Манн Рея и Ребекки Хорн. Михаил Шемякин признается, что специально к юбилею не готовился, однако так получилось, что в ноябре в Москве в Музее современного искусства  откроется выставка, переговоры о которой были начаты еще пять лет назад.  Сейчас же он работает над театральным проектом. Совместно с американским композитором завершает  мюзикл под названием «История Машеньки, Щелкунчика и крысенка Фредди». Возможно, премьера его русской версии состоится в Петербурге.  В ноябре Шемякин планирует представить две книги – старинных русских слов и загадок: «Я работаю над возрождением русского языка, который беднеет. Выбираю наиболее яркие, смешные старинные слова, которые легко запомнить детям, и делаю к ним рисунки. Например, объяснение слова «ротозей» может занять 2–3 страницы. Получается своеобразная азбука из забытых слов, которые могут воскреснуть. Также в течение многих лет работаю над сборником загадок Садовникова, переизданным в 1901 году. Делаю рисунки. Загадки сами по себе бесконечно абсурдны. Русский мужик обладал уникальным мышлением и склонностью к абсурдизму, который выражался в загадках».

Из беседы с художником

– Как отражаются санкции на людях искусства, каково положение русских художников за рубежом?

– Надо сказать, что я распрощался с Америкой, переехал во Францию, чтобы быть ближе к России. Что касается положения российских художников на Западе, то из-за нехватки денежных средств они там не представлены. За рубежом хорошо знают только русскую икону и русский авангард. Малевич, Кандинский – на этом русское искусство для них заканчивается. В России немало талантливых художников, и их можно показывать за границей, поскольку они работают на высоком уровне. В Америке я не был давно, знаю, что отношение к русским не совсем дружелюбное, но не думаю, что люди, которые занимаются искусством, настроены враждебно.

– Что значат для вас понятия «душа» и «тело»?

– Я ведь человек советского воспитания, хоть и был антисоветским. Нас воспитывали на лозунге «В здоровом теле здоровый дух». Что касается мистических моментов, то в юности было немало увлечений, однако это опасное занятие… Душа есть душа. Любой здравомыслящий человек понимает, что существует высший разум, к которому мы частично принадлежим, правда, показывая ежеминутно свою глупость и неблагодарность. Для художника важен духовный мир старых мастеров музыки, живописи, литературы. И хотя я слабо верующий, однако считаю себя принадлежащим к церкви. Отношусь к этой теме бережно,  как к  одной из важнейших…  Для тех, кто еще не читал книгу известного американского врача нейрохирурга Эбен Александера «Доказательство Рая», рекомендую познакомиться с ней. В свое время она произвела фурор в Америке… На сегодняшний день мы являем собой довольно мерзких существ. Если Бог подарил нам Рай, то мы медленно, но верно превращаем его в Чистилище и рано или поздно превратим в Ад. Мне кажется, что должны быть созданы новые молитвословы, в которых мы просили бы у Бога не столько о здравии, но, прежде всего, о прощении за то, что плюем на его подарок, пинаем грязным башмаком чрево матери-природы: убиваем времена года, животных, растения. Вот о чем должно беспокоиться духовенство, поднимать вопросы, касающиеся нашего существования. И еще призывать к тому, чтобы меньше воровали…

– Нравится ли вам современный облик Петербурга, то, как город  развивается?

– Говорить о Петербурге сложно – я жил в нем в то время, о котором Бродский писал в знаменитом стихотворении «Остановка в пустыне»: «Теперь так мало греков в Ленин-граде,/ что мы сломали Греческую церковь,/ дабы построить на свободном месте концертный зал…» Помню, как писал на рассвете храм на  Сенной, он уже стоял без крестов. Из моего окна был виден Исаакиевский собор, а правее – Сенной. И вдруг вздрогнули окна. На моих глазах купола Сенного собора стали медленно уходить вниз, а потом вверх поднялось громадное дымное облако. Собора не стало… Я жил в то время, когда Петербург уничтожали беспощадно. И сегодня вижу, что он потихонечку разрушается. Я был хорошо знаком с Даниилом Граниным. В одной из своих статей он написал, что Ленинград пострадал не только от блокады, но и от новых русских, которые стали просто истреблять исторические здания в Петербурге. Мы ездили на завод Ломоносова, и я видел жуткие здания, выстроенные  недалеко от «Авроры». Не знаю, что там находится, но они просто искалечили всю панораму Петербурга. Если дать волю торговцам и безграмотным богатеям, то они через некоторое время от Петербурга камня на камне не оставят. Помню, читал статью о каком-то олигархе, который рассказал о поездке в Венецию: «Если бы я занялся Венецией, то сделал бы из нее игрушку». Можете себе представить? Слава богу, что в Венеции запрещено строить дома, и Венеция на этом держится. А Петербург, который мог бы привлекать миллионы туристов, потому что это  сокровище архитектуры, это чудо, мы потихоньку теряем. Нужно молиться в церквях о сохранении наших городов, их лика. Вот чем должны заниматься священники сегодня.

– Есть ли все-таки новая архитектура в Петербурге, которая вас радует?

– Я очень люблю современную архитектуру и считаю, что она должна быть. Но почему, например, у нас произошел конфликт с гениальным дирижером Валерием Гергиевым, с которым мы   дружим не один год. Я одним из первых выступил против «Мариинки-2», не против самой идеи, а против того, что силуэт Мариинского театра загородила эта жуткая коробка. Хотя в новом театре великолепная акустика, и даже мой  «Щелкунчик» стал там по-другому дышать. Это великолепный театр. Но все же священное место, где бывал Чайковский, куда приезжал Верди, взять и заполнить тем, что принижает архитектуру Мариинского театра, – это неправильно. Это беда. И не только наша. В Париже из-за буйств Помпиду было снесено колоссальное количество старой архитектуры. Сейчас такое запрещено. Французы тоже иногда вели себя ужасно глупо. Так, был снесен рынок, эти чугунные кружева – чрево Парижа. Понимая, что он будет снесен, я, влюбленный в историю Франции, целый год каждую ночь снимал жизнь чрева Парижа и остатки архитектуры, которой там уже нет. Сегодня это голая площадь, а под ней магазины с духами и шмотками.

– Вы рассказали о череде ваших юбилейных выставок, а есть ли у вас проекты, связанные с  детьми?

– По заказу сделал памятник «Дети – жертвы пороков взрослых». Это была тяжелая работа. Люди привыкли к реализму, а как показать жестокость? Не изобразишь же Чекотило, душащего ребенка. Поэтому я обратился к символам старых мастеров, к Средневековью. В композиции дети – мальчик и девочка, играющие в жмурки, выбегают из своего мира, а к ним протягивают руки-щупальца монстры, олицетворяющие пороки. В середине – человек-гроб, который закрыл глаза ладонями и заткнул уши – олицетворение самого страшного порока – равнодушия.  С большим интересом работаю над книгой для детей. Это будет сказка  «История Машеньки, Щелкунчика и крысенка Фредди» с удивительными приключениями, с миром смешных крысят. У меня уже готово много рисунков для этой книжки. Может быть, удастся ее закончить в этом году или уже точно – в следующем.  Растет другое поколение, и у них иные проблемы. Нынешних детей нужно защищать от компьютерной зависимости. Если этого не сделать, то через некоторое время у них будет колоссальный разрыв с реальностью.

Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото автора
«Царскосельская газета» №20 31.05.2018

Добавить комментарий