«Зело изрядный презент»
Ровно 15 лет назад – 31 мая 2003 года – открылась воссозданная Янтарная комната. Жемчужина царскосельской императорской резиденции распахнула двери для первых посетителей в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. За эти годы «восьмое чудо света» увидели около 18 миллионов человек. Наш рассказ об истории Янтарной комнаты и этапах ее восстановления.
В 1717 году Петр I получил в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма I «зело изрядный презент» – Янтарный кабинет. Этот шедевр – единственное в мире столь масштабное произведение из янтаря – находился в Зимнем дворце. По воле императрицы Елизаветы Петровны, занимавшейся обустройством летней резиденции, «диковину» доставили в Большой Царскосельский (ныне Екатерининский) дворец и украсили флорентийскими мозаиками из разноцветных камней. При Екатерине II интерьер обрел завершенный исторический облик. Тогда деревянные детали заменили янтарными панелями, над одной из дверей смонтировали десюдепорт (декоративную панель) из янтаря, выполнили янтарный столик-консоль.
В 1771 году впервые Янтарная комната предстала во всем блеске и великолепии, освещенная 565 свечами, установленными в бронзовых и деревянных бра, их пламя отражали 24 зеркальные пилястры и два огромных зеркала, помещенных в простенках между окнами. Здесь проводили торжественные приемы, отмечали «домашние» праздники, принимали «чужестранных послов», устраивали концерты. Содержать «янтарное чудо» было сложно – весь период бытования Янтарной комнаты в Большом Царскосельском дворце был наполнен заботами о ремонтах и поддержании в порядке драгоценных панно.
Трагическая страница в истории уникального интерьера связана с фашистской оккупацией в годы Великой Отечественной войны. Хрупкий декор янтарных панелей еще до войны нуждался в реставрации, поэтому «янтарный шедевр» не удалось эвакуировать. В октябре 1941 года дворец оказался почти пустым. Снятые со стен, тщательно упакованные в ящики панели Янтарной комнаты вместе с другими произведениями искусства нацисты отправили в Кенигсберг. В ноябре 1941-го Альфред Роде, хранитель кенигсбергского собрания изделий из янтаря, сообщил местной прессе о передаче Управлением государственных замков и парков Янтарной комнаты, она была «встроена» в Кенигсбергский замок. После вступления в 1944-м советских войск в Восточную Пруссию янтарные панели демонтировали и складировали в подвалах замка, затем их вывезли из зоны боевых действий. Все последующие почти 70 лет, вплоть до сегодняшнего дня, судьба подлинной Янтарной комнаты остается загадкой.
В 1979 году Совет министров РСФСР принял постановление о воссоздании утраченного шедевра. Так было положено начало едва ли не самому дерзкому в реставрационной практике эксперименту. В распоряжении реставраторов имелись лишь черно-белая фотофиксация янтарных панно, один довоенный цветной слайд, одна акварель художника Грехнева, запечатлевшая деталь с монограммой прусского короля, и около 50 мелких кусочков янтарного декора. Найденная в 1997 году в Германии подлинная флорентийская мозаика «Осязание и обаяние» подтвердила уникальность метода воссоздания мозаик современными художниками Царскосельской янтарной мастерской.
Сложный и долгий способ научной реконструкции, избранный реставраторами, позволил максимально достоверно воспроизвести художественный облик Янтарной комнаты. В результате в России появилась уникальная школа реставраторов, возродившая утраченные ремесла и технологии XVII–XVIII веков художественной обработки янтаря и флорентийской мозаики.
В XXI веке воссозданное «янтарное чудо» в Екатерининском дворце музея-заповедника «Царское Село» восхищает посетителей и гостей так же, как в разные периоды восхищал подлинный интерьер.
Александр Меншиков, русский государственный и военный деятель, ближайший сподвижник Петра I: «Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видел».
Теофиль Готье, поэт-романтик (середина XIX века): «Глаз, непривычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму желтого, от пылающего топаза до светлого лимонного… особенно когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря».
Александр Бенуа, историк искусства, художественный критик: «Янтарная комната – одна из главных достопримечательностей фантастического Царскосельского дворца не только благодаря драгоценности материала, из которого составлено убранство ее стен, но, главным образом, благодаря тому неподражаемому вкусу, с которым придворные декораторы Елизаветы сумели воспользоваться хрупкими янтарными безделушками, предназначенными для убранства небольшой комнатки, для создания великолепного, пышного, чисто сказочного ensemble этой залы».
Александр Кедринский, автор проекта реставрации Янтарной комнаты: «Своей работой мы сумеем дать людям представление о той Янтарной комнате, которая украшала дворец и которую я видел своими глазами. Не сомневаюсь, что рано или поздно она найдется – такой шедевр не может пропасть бесследно. И тогда станет ясно, что наши мастера также создали уникальное произведение декоративного искусства».
Подготовила Татьяна ИВАНОВАФото ГМЗ «Царское Село»
«Вестник администрации Пушкинского района», №10, 20.06.2018
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.