Четверг 21 Ноября 2024 года

АРХИВАРИУС: Поэты серебряного века

 Я через моря, через столетья возвращаюсь к тебе издалека

Короткий, но очень емкий и яркий период развития отечественной литературы конца XIX – начала XX века, получивший название «Серебряный век», тесно связан с Царским Селом. Имена Иннокентия Анненского, Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Федора Сологуба, Осипа Мандельштама и многих других замечательных авторов открывают для себя все новые поколения любителей поэзии. Историко-литературный музей города Пушкина в XXI веке продолжает собирать и изучать материалы, рассказывающие об этом удивительном времени. В числе восьми существующих в музее экспозиций зал «Поэты Серебряного века» нуждался в обновлении и дополнении научным материалом. Одной из главных причин для его модернизации стало поступление в последние годы в фонды музея мемориальных вещей поэтов-царскоселов. Сегодня вместе с научными сотрудниками в помещении работают художники и дизайнеры. В сентябре музей готовится представить посетителям обновленную экспозицию «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…»  Поэты Царского Села». По-разному приходят в музей экспонаты. Одни – нежданно-негаданно, другие – после долгих раздумий владельцев. Музей рад каждой мемориальной вещи – в ней память о людях, событиях, страницах истории. В числе тех, кто пополняет фонды музея, – наши земляки, соотечественники, а порой гости из дальнего зарубежья. Жительница Германии Наталья Ребер давно стала не просто гостьей музея, но и добрым его другом. Переданные ею вещи семьи поэта Дмитрия Кленовского (Крачковского) украсят обновленную экспозицию.

» …Я был гостем в любимом доме» Один из талантливых поэтов русского зарубежья ХХ века, имя которого никогда не упоминалось в советской периодике, – Дмитрий Кленовский (настоящая фамилия Крачковский). Родившийся 6 октября 1893 г. в Санкт-Петербурге, он ушел из жизни 26 декабря 1976 г. в маленьком городке Траунштайне в Германии. «Последним царскоселом» назвала его Нина Берберова, написавшая ему: «Ваши царскосельские стихи – шедевры». Неизвестный в России при жизни, Д. Кленовский в последние десятилетия завоевывает на родине признание. Сын академика живописи Иосифа Крачковского и художницы Веры Беккер, он как поэт формировался в Царском Селе: учился в Николаевской мужской гимназии, где витал дух «пушкинского стройного наследства», «гомеровской строки» и поэтических опытов Николая Гумилева; гулял по паркам среди вековых лип, мечтал, писал стихи. На родине вышел в свет только один его сборник «Палитра» (1916 год). Все остальное написано  и  опубликовано им в Германии. Революционные события 1917 года Дмитрий Крачковский не принял, как поэт – замолчал. Так случилось, что в 1942 году, во время оккупации Украины, фашисты отправили его вместе с женой, немкой по происхождению, в австрийский лагерь для беженцев. После окончания войны Крачковские оказались в Баварии, в маленьком городке Траунштайне. Там, вдали от родины, спустя более двух десятилетий, возродился поэтический дар Дмитрия Иосифовича. Поэт стал писать под псевдонимом Кленовский. Одиннадцать сборников его произведений разошлись по Европе – светлые, искренние стихи, полные чувств, оказались очень близки русским людям, живущим вдали от своей родины.

Русские швейцарцы

Стихи Кленовского и познакомили Наталью Ребер с их автором. В ее семье все любили литературу и поэзию. Сама Наталья родилась в 1934 году в Ленинграде, где познакомились и поженились ее родители – молодые инженеры. Мать была русская, «из орловских», а отец – швейцарец, имел иностранный паспорт, и это помогло семье в очень трудное время, когда после убийства Кирова в городе на Неве начались повальные аресты. Из Столярного переулка (который, по словам Натальи Робертовны, определил ее интерес к творчеству Достоевского) в 1938 году они попали в Швейцарию, в город Берн. Повезло и с работой, и с жильем. Наталья Ребер окончила университет, стала филологом. Родители помогли ей, уехавшей из России четырехлетней девочкой, сохранить русский язык как свой родной – в семье говорили только по-русски. Роберт Ребер всю жизнь трудился инженером, но любил искусство, увлекался музыкой, разбирался в литературе. С 1949 года он основал в Берне частный литературный кружок «Беседа», где собирались представители русского зарубежья. Главной помощницей стала жена Роберта Наталья. На заседаниях кружка раз в два месяца звучали доклады о русской литературе, Пушкине, Тютчеве, писателях ХХ века. Ребер приглашал литераторов со всей Европы, как-то из Парижа приезжал писатель Иван Шмелев. Один из сборников Кленовского, попавший к Реберам, вызвал большой интерес. Они познакомились с его стихами, несколько «Бесед» были посвящены творчеству поэта. 36 лет существовал кружок в Берне, продолжая свою деятельность и после смерти Роберта Ребера, ставя цель – «не забыть гуманные заветы Пушкина, не растерять то великое духовное достояние, которое мы получили в области литературы и искусства».

Дмитрий Кленовский и Наталья Ребер в доме Крачковских
в Траунштайне. Фото начала 1970-х годов

Встречи с поэтом

– В 1970 году мы познакомились с Дмитрием Иосифовичем лично, – рассказывает Наталья Робертовна. – Он с женой Маргаритой Денисовной жил в ста километрах от Мюнхена, в «старческом доме» местечка Траунштайна, небольшого, но очень симпатичного городка. Я к тому времени преподавала в университете Мюнхена, и мы с отцом и мамой довольно часто навещали их дом. В первую встречу он вышел к нам, и мне показалось, что я вижу Дон-Кихота: высокий и худой мужчина, с небольшой бородкой и добрыми глазами за стеклами очков. В этом социальном доме им принадлежала одна комната, где, как это принято у русских, главное место занимал стол. Мы много говорили. Здесь Дмитрий Иосифович создал литературный центр. К нему приезжали многие закомые, почитатели, коллеги по перу из Германии, Швейцарии, Франции. Всех гостеприимно принимали, угощали чаем с пирожками и печеньем. Для людей это был «кусочек России», необычайно притягательной своим теплом и человеческими отношениями. В комнате был балкон, с которого открывался вид на лесопарк, а о родной природе напоминали работы его отца, художника Иосифа Крачковского, разместившиеся по стенам. Поэт с супругой жили в «старческом доме» на государственное социальное пособие, экономили в быту, но за свой счет издавали сборники стихов. Дмитрий Кленовский писал стихи до конца своих дней. Под конец жизни он ослеп и диктовал стихотворные строки жене. Их союз был очень прочным, выдержал тяжкие испытания, и практически все свои произведения поэт посвящал супруге, которую любил беззаветно. Он умер в 1976 году, жена пережила его почти на 10 лет. После смерти Дмитрия Иосифовича радениями М.Д. Крачковской и профессора Р.Ю. Герра в 1977 г. был издан последний его стихотворный сборник. Вдова жила очень уединенно, и семья Ребер, которая по-прежнему регулярно приезжала в ее дом, заботилась о ней, устраивала маленькие праздники, возила на обеды в ресторан – была едва ли не единственной, поддерживающей в трудную минуту. Наталью Робертовну вдова поэта назначила своей душеприказчицей. В дар Историко-литературному музею Н.Р. Ребер передала из домашнего архива Кленовского две фотографии конца XIX – начала ХХ в. – отца и матери поэта – Иосифа и Веры Крачковских. Фото сделаны на паспарту фотографа Их Императорских Величеств Льва Сергеевича Левицкого, в 1877 г. получившего звание придворного мастера фотографии Их Императорских Величеств. Еще две фотографии – поэта Дмитрия Кленовского – относятся уже к периоду ХХ века. Среди многих семейных фото, редких документов и домашних записок, рисунков, стихотворных поздравлений к юбилеям выделяется рассказ в стихах «Два друга», сделанный в 1900 году в форме детской книжки: маленькому сыну Мите мать будущего поэта, Вера Крачковская, создала целую поэму со своими талантливыми рисунками. Сохранились и теперь пополнили музейный фонд небольшие детские игрушки, видимо, самые любимые Дмитрием – он сохранял их во всех странствиях. Замечательными, очень тонкими карандашными иллюстрациями Веры Крачковской сопровождается написанное в семье поэта «Житие Иосифа и Веры многострадальных». Архиепископ Иоанн (Шаховской), с которым Дмитрий Кленовский состоял в дружеской переписке, писал: » Он…твердо признан одним из лучших поэтов Русского Зарубежья. Думаю, что он и один из лучших лириков России середины нашего века». Проживший большую жизнь вдали от России, поэт Дмитрий Кленовский никогда не забывал родной страны и Царского Села, где он обрел вдохновение. В стихах последних лет он мечтал вернуться на родину. Большой интерес к его творчеству, ставшему доступным нам, – исполнение его заветной мечты. Татьяна Горшкова, сотрудник Историко-литературного музея города Пушкина Фото из фонда музея Дмитрий Кленовский. Фото начала 1970-х годов Дмитрий Кленовский и Наталья Ребер в доме Крачковских в Траунштайне. Фото начала 1970-х годов

Добавить комментарий