Пятница 22 Ноября 2024 года

СТАТЬИ: Антимонопольная служба информирует

Цеховые сговоры и как с ними бороться

О противодействии картельным сговорам в Санкт-Петербурге и итогах работы Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу за первое полугодие 2018 года говорили на пресс-конференции, которая прошла 2 августа в ТАСС. О раскрытии картельных сговоров рассказали заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Вячеслав Тукаев и начальник отдела экономической концентрации финансовых рынков и торговли Кристина Иващенко. Картельный сговор – это процедура, запрещенная на законодательном уровне (ст. 178 УК РФ). Тайное соглашение о разделе рынка, ценах, создании дефицита продукции, участии в торгах ведет к ограничению конкуренции на рынке. Подобные ценовые сговоры наносят огромный удар по экономике государства. По словам Вячеслава Тукаева, картелизации в большей мере подвержены такие сферы, как медицина и строительство (в том числе ремонт дорог).

Ужесточение  ответственности

На сегодняшний день юридические лица, заключающие такие сделки, могут привлекаться не только к административной, но и к уголовной ответственности. – Мы считаем приоритетным направление возбуждения уголовных дел, – сказала Кристина Иващенко. – На данный момент УФАС ведет активную работу с правоохранительными органами. Подобные правонарушения не могут наказываться исключительно штрафом. Для большинства организаций и соответственно их должностных лиц выплатить штраф намного проще, чем быть подвергнутыми уголовной ответственности.  Так, в качестве примера было приведено дело, возбужденное против трех компаний (ООО «ТД СпецТехМаш», ООО «ПрофБизнес», ООО «ТД Стиллаг»), выигравших торги Минобороны на 2,2 млн рублей. При этом участники картеля пользовались одним IP-адресом. Сумма штрафа, предъявленная данным компаниям, превышает 200 млн рублей и является рекордной в этом году. В отношении координатора данного картеля было заведено уголовное дело по ст. 159 УК РФ. Антимонопольная служба ведет тесную работу с Управлением ФСБ, ГУ МВД, Следственным комитетом, прокуратурой Санкт-Петербурга, а также Росстандартом, Центральным Банком, Службой судебных приставов по взысканию штрафов, Налоговой службой и Федеральной таможенной службой. В текущем году было возбуждено 16 дел по сговорам на торгах. На данный момент 10 из них признаны нарушающими антимонопольное законодательство, остальные шесть дел находятся на стадии рассмотрения. В качестве сравнения: в 2017 году из 12 возбужденных дел было выявлено четыре нарушения. На рассмотрение подобных дел уходит много времени: процедура выявления антимонопольного нарушения может проходить в течение девяти месяцев. Явка с повинной помогает смягчить наказание    Зачастую компании в силу юридической неграмотности не подозревают, что то или иное действие, совершенное ими, является правонарушением. С начала 2018 года УФАС было проведено 28 внеплановых выездных проверок. Некоторые доказательства антимонопольному ведомству сложно добывать самостоятельно. Так, девять из указанного выше количества проверок проводились с привлечением правоохранительных органов. Как итог: в 23 случаях установлены признаки нарушения закона о защите конкуренции. Согласно примечанию ст. 14.32 КоАП РФ компания, добровольно сознавшаяся в заключении ею недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, освобождается от административной ответственности либо получает смягченное наказание при соблюдении определенных условий. Так, с начала года 24 хозяйствующих субъекта добровольно признались в правонарушении, что является положительной тенденцией.     – Это помогает минимизировать расходы государства на выявление данных правонарушений антимонопольными органами, – добавила Кристина Иващенко. Компании, уличенные в картельных сговорах, но продолжающие игнорировать запросы о предоставлении документов, получают штраф в соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Нарушения с использованием аукционных роботов

Нарушение антимонопольного законодательства происходит не только в устной и письменной форме, но с помощью программного обеспечения. Компании используют аукционных роботов, для которых задаются определенные параметры, способствующие неконкурентному поведению на торгах при участии от их имени. Выявить такие нарушения для УФАС становится задачей посложнее, учитывая тот факт, что аукционный робот является легальным аукционным продуктом. Выявление «инновационных нарушений» происходит путем обнаружения нестандартных дел в специальном реестре, контролируемом УФАС. Участники конференции не единожды повторили, что их приоритетной задачей является работа по очистке от картелей важных с социальной точки зрения сфер экономики. Антимонопольное ведомство постепенно переходит от работы по жалобам и информации, полученной от правоохранительных органов, к тотальному мониторингу закупок на рынке, что даст возможность субъектам малого предпринимательства участвовать и выигрывать на торгах.     Примеры дел по факту нарушений антимонопольного законодательства и другие дополнительные сведения можно найти на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (http://spb.fas.gov.ru).

Елизавета Радченко

Добавить комментарий