Музейная история на языке театра
С 19 сентября в Центральном выставочном зале «Манеж» на суд широкой публики представлен масштабный музейно-театральный проект, посвященный 100-летию музейной жизни бывших пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга.
Город активно поддержал инициативу государственных музеевзаповедников «Царское Село», «Павловск», «Петергоф» и «Гатчина» отметить 100-летний юбилей коллективной экспозицией «Хранить вечно. 100 лет музейной жизни пригородных резиденций». По замыслу она должна стать главным событием масштабного проекта «Век музеев», в рамках которого в течение года реализуются различные мероприятия: тематические выставки, научные конференции, фестивали и прочее.
Еще в начале февраля текущего года на первом заседании оргкомитета по подготовке к памятной дате губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко отметил, что 100-летие пригородных музеев-заповедников – это важная дата для петербургской и российской культуры, что высокий профессионализм и преданность делу музейных работников позволили сохранить для нас и будущих поколений бесценные коллекции. Георгий Полтавченко также подчеркнул, что главная цель предстоящего празднования – привлечь внимание к истории музеев как можно большего количества людей, прежде всего – молодежи.
Преобразование дворцов в музеи было важнейшим проектом молодого Советского государства. Одним из первых декретов советской власти в области культуры стало постановление № 307 от 24 января 1918 года о создании музеев из бывших императорских резиденций. Особую роль в этом сыграл нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Именно ему мы обязаны спасением дворцово-парковых ансамблей – шедевров XVIII века. Напомним, что после октябрьского переворота началась национализация царского имущества, среди которого особое значение имели императорские дворцы и загородные резиденции, наполненные уникальными художественными коллекциями.
18 сентября, накануне открытия новой театрализованной экспозиции в Манеже, состоялся ее пресс-показ, в рамках которого музейщики рассказали журналистам об этапах создания проекта, от идеи до реализации которого прошло примерно полтора года.
– Идея представить выставку нестандартно и живо принадлежала ныне покойному писателю Даниилу Александровичу Гранину, это он посоветовал пригласить для ее воплощения театрального работника или кинорежиссера, – напомнила собравшимся журналистам директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева. – Предложение писателя поддержали, осуществить замысел доверили известному режиссеру, художественному руководителю БДТ им. Г.А.Товстоногова Андрею Могучему.
– Этот проект дался нам нелегко. Мы все время старались не ошибиться, – рассказал режиссер. – В нем было задействовано гигантское количество людей: только от каждого музея-заповедника работало не менее 60 экспертов, плюс около 150 человек театральных работников. Художником-постановщиком выступила Вера Мартынова, лауреат театральной премии «Золотая маска». Музыку к спектаклю-выставке написал петербургский композитор Владимир Раннев. Карты музеев-заповедников для выставки оформил московский художник-шрифтовик Юрий Гордон. Голосом проекта стала актриса Алиса Фрейндлих.
– «Хранить вечно» – новый язык, на котором музейщики разговаривают с посетителями, – считает директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова. – Этот театрализованный проект способен привлечь людей к нашей истории, вызвать интерес к музейной жизни.
– Когда музейный предмет оказывается не в витрине, а в среде, созданной театральным режиссером, это дает новое понимание, новые ощущения, особенно у детей, которые узнают и поймут здесь гораздо больше, чем читая учебники, – полагает Елена Кальницкая, директор ГМЗ «Петергоф».
Андрей Могучий и его творческая команда создали спектакль, в котором ожили страницы трагического и триумфального столетнего пути музеев-заповедников «Гатчина», «Павловск», «Петергоф» и «Царское Село».
На входе в экспозицию зрителя встречает золотой театральный занавес. Посетителям выдают наушники, гидом по маршруту станет Алиса Фрейндлих. Именно в ее исполнении прозвучит история девочки, родившейся в Царском Селе, вся жизнь которой в дальнейшем была неразрывно связана с судьбою бывших императорских дворцов. «Дорогой дневник…» – так начинается история 27 февраля 1917 года и завершается уже по окончании Великой Отечественной войны, когда начинают возрождаться из руин разрушенные дворцовые ансамбли.
Театральные декорации, звук, свет, мультимедийная поддержка сформировали некое экспериментальное пространство, включающее в себя разнообразные принципы воздействия на зрителя. Так, из бывших царских резиденций зритель попадает сначала в кабинет Луначарского, по кровавой дорожке следует к памятной стене с табличками репрессированных музейных работников, а затем оказывается в советском парке культуры, где находится во власти музыкального и мультипликационного действа. В начале войны зритель становится участником масштабной эвакуации музейных коллекций в подлинном вагоне-теплушке, проходит с героиней долгий путь к Победе.
Сильное впечатление на посетителя оказывает зал, где «свалены» подлинные фрагменты стен, лепнины, мебели, скульптуры, которые уничтожены войной и никогда не будут восстановлены. Все они хранятся в запасниках музеев.
Проект «Хранить вечно» имеет яркую эмоциональную направленность – быть сопричастным истории страны, пройти вместе с героиней долгий путь потерь, утрат и триумфального возрождения.
Стоит отметить, что важнейшую часть экспозиции составили более 200 подлинных музейных предметов и архивных фотографий из фондов четырех музеев-заповедников.
Столетний путь всех четырех музеев во многом схож, а во многом ярко индивидуален. За прошедший век тысячи людей вложили – и продолжают вкладывать – силы, знания и душу в развитие пригородных резиденций, и не случайно на втором этаже Манежа призрачными рядами расположились 240 портретов музейных работников, верно служивших и служащих своему делу.
Проект «Хранить вечно. 100 лет музейной жизни пригородных резиденций» будет работать до 8 октября.
Лариса КРЫМОВА
Фото автора
Царскосельская газета, № 35, 20.09.2018
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.